Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство

Файлы: 1 файл

Введение2.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Исходя из этого, трудоустройство молодежи – это  социальный процесс, через который  молодежь стремится повысить свой социальный статус. Одним из каналов вертикальной мобильности здесь выступает высшее образование, как система повышения профессиональных навыков и подготовки к самостоятельному эффективному функционированию субъекта на рынке труда. Здесь показатель роста безработицы среди квалифицированных молодых специалистов, как индикатор признака ее невостребованности на рынке труда вступает в противоречие с их, казалось, очевидными преимуществами, как рабочей силы. Это противоречие отражено в проблеме трудоустройства выпускников вузов, в рамках изучения которой выделяется проблема адаптации выпускников вузов к рынку труда.

Выпускник вуза при этом мыслится как субъект  трудоустройства. Под субъектом  принято понимать активно познающего и действующего человека, меняющего  окружающую среду. Однако целесообразно развести понятия актора и субъекта. Под актором будем понимать человека, обладающего некоторым знанием социальных контекстов, принятых моделей поведения, которые «воспроизводят адекватные контексту социальные идентичности». Попадая в некоторую новую среду, актору свойственно стремление воспроизвести уже сформулированные социальные идентичности, и тем самым придать… основные характеристики своей социокультурной среды, определение которой… закреплено в привычных формах поведения. Субъект противопоставляется актору, «обладает сознанием волевым, рефлексивным, способен совершать выбор, реализуя возможности индивидуальной свободы».4 «Только субъект, действуя рационально, может ставить цели».5

Таким образом, в процессе трудоустройства выпускников  вузов могут реализовываться  два различных вида стратегии: стратегии трудоустройства субъекта – активное взаимодействие с рынком труда, эффективное выполнение новых функций, постановка и достижение целей; и стратегии трудоустройства актора – воспроизведение привычных форм поведения.

Различие стратегий  будут проявляться в уровне адаптации к условиям рынка труда. Адаптация здесь – длительное отсутствие внутренних и внешних конфликтов, продуктивное выполнение своих функций. Она достигается за счет переориентирования с воспроизводства прошлого опыта в виде привычных актов поведения на стратегию трудоустройства субъекта.

В итоге, трудоустройство  выпускников вузов, как социальный процесс перехода элементов из системы  образования в систему экономики, редуцированную к рынку труда, детерминирован рядом факторов. К социально-психологическим факторам относятся условия выбора стратегии поведения и уровень адаптации, как результат воздействия этих условий. Механизм адаптации является латентными. Поэтому для достижения эффективного функционального взаимодействия субъекта с системой рынка труда, устранения различий в стратегиях поведения актора и субъекта необходимо выявить признаки и параметры факторов, детерминирующих социальный процесс трудоустройства.

Предположительно  разница между данными стратегиями  поведения обусловлена ориентированностью на рынок труда. Это означает ориентированность на профессиональный рост – как цель. Человек, активный только в рамках привычной стратегии поведения, обусловленной ориентацией на привычный, «уютный» социальный контекст в первую очередь – ориентирован на стабильность этого контекста, некоторую статичность. А на современном рынке труда активность и мобильность – одни из главных требований. Без них невозможен профессиональный рост ни в одной современной организации.

В рамках учебно-производственной практики при лаборатории прикладной социологии «УГПИ» были проведены исследования «Социальный портрет студента «УГПИ» и «Первокурсник УГПИ-2010». На базе социологических данных, полученных в результате этих двух исследований будет сделан анализ, необходимый для проверки гипотезы.

Исследование «Первокурсник УГПИ-2010»носило  сплошной характер, проводилось на базе студентов – социологов первого  курса. Было опрошено 38 человек.

Исследование «Социальный портрет студента «УГПИ» носило выборочных характер среди первых и пятых курсов студентов «УГПИ». Генеральная совокупность исследуемых по всем факультетам составила 818 человек: 395 студентов первого курса и 423 студента – пятого курса.

Выборочное исследование основано на определении необходимой части  изучаемой совокупности. В данном исследовании использовался стратифицированный метод отбора возможных респондентов. При проведении стратифицированного отбора, генеральная совокупность была разбита на группы (по факультетам). Далее уже в этих выделенных группах извлекались при помощи методов случайного отбора такое количество элементов, чтобы оно было пропорционально доле соответствующей категории в генеральной совокупности.

Стратифицированная выборка оказывается  точнее собственно-случайной. Этот метод  особенно эффективен, когда генеральная совокупность неоднородна, что определило его выбор в данном исследовании.

Однако стратифицированная выборка  может быть применена лишь при  наличии дополнительной информации о генеральной совокупности. Данная информация была предоставлена исследовательской группе. 

Таким образом, выборочная совокупность составила 200 единиц по всем факультетам. По первым курсам 96 респондентов, по пятым курсам103 респондента.

 

Структура генеральной совокупности:

Курс

1

5

Женский

Мужской

Женский

Мужской

288

107

327

96


 

Структура выборочной совокупности:

Курс

1

5

Женский

Мужской

Женский

Мужской

70

26

80

23


 

Интерес представляли не все вопросы  анкет, а только те, которые отражали какой-либо аспект самостоятельности  и/или активности абитуриентов и первокурсников, как субъектов образовательного пространства.

Следствием  определённой активности субъектов  образовательного пространства является адекватность функционирования системы  образования в целом. А так  же функционирование конкретной образовательной структуры, выполнение ею задачи по подготовке квалифицированных кадров, ресурсов для рынка труда. Тут активность студентов выступает важным фактором, положительно влияющим на развитие образовательной структуры (конкретного вуза). И обратный эффект оказывают пассивные субъекты, или действующие не самостоятельно.

В ходе обработки  и анализа собранных данных с  помощью программы SPSS были получены следующие результаты.

Первым параметром самостоятельности субъектов образовательного пространства выступает решение о поступлении в УГПИ. Из таблицы №1 видно, что почти 60% первокурсников приняли решение самостоятельно. Вторым по распространённости ответом стал совет родителей.

Следующий фактор – способ подготовки к поступлению. И соответственно так же показывает высокую самостоятельность студентов при подготовке к поступлению: 59,4% всех опрошенных.

Если рассмотреть  таблицу сопряженности двух факторов: самостоятельности принятия решения  о поступлении в вуз и успеваемости по результатам первой сессией. То выяснится, что после первой сессии большинство студентов настроено оптимистично. Им нравится учится, они считают, что сдали сессию хорошо. Тех, кому не интересно учится не много. Но среди них поровну разделились те, кто принимал решение самостоятельно, и кто поступал в вуз, руководствуясь родительским советом. Так же один студент, самостоятельно принявший решение о поступлении в вуз понял, что ошибся, планирует поступать вторично на другую специальность, или в другой вуз.

Примерно такие  же результаты у следующей таблицы сопряжённости (таблица №4). Однако в процентном соотношении возросло число тех, кто затруднился ответить, или считает, что поступил не на тот факультет, на который хотел.

Из таблицы  №5 следует, что большинство студентов  заинтересованы учёбой и хорошо сдали первую сессию. Среди них так же присутствуют те, кто поступил не на тот факультет, на который хотел. Это свидетельствует о том, что не всегда абитуриенты, желая поступить на определенный факультет, в полной мере представляют специфику специализации и обучения на данном факультете.

Однако активность студентов не ограничивается положительной  сдачей ими первой сессии (более 70%). Таблица №6 демонстрирует виды увлечений  первокурсников. Сюда относятся:

-спорт (40,6%)

-туризм, походы (6,3%)

-фото и киносъёмка (15,6%)

-игра на музыкальных  инструментах(6,3%)

-танцевальная  студия(12,5%)

-рисование,  оформление, дизайн(12,5)

-написание песен,  стихов, рассказов(15,6%)

-пение(3,1%)

-WEB-дизайн(15,6%)

Так же из таблицы  №8 видно, что спросом пользуются так же и массовые мероприятия. Однако исследование показало, что индивидуальные мероприятия мало интересуют первокурсников. Это может быть признаком двух явлений. Либо студенты настолько самостоятельны, что беседы корректирующие и другого характера с преподавателями не считают необходимостью. Либо они не в полной мере представляют себе все грядущие образовательные процессы, и недооценивают значимость различных консультаций с преподавателями.

Возвращаясь к гипотезе об ориентированности студентов на привычные стратегии поведения, в новых условиях являющиеся не эффективными, что изменяется под воздействием системы факторов, влияющих на самостоятельность и активность студентов, можно сказать следующее. Часть студентов действительно до сих пор находится под влиянием таких традиционных факторов, как советы родителей, друзей, преподавателей. Однако среда вуза противостоит этим факторам и создаёт условия, в которых актуализируется самостоятельность и активность студентов, их субъектность.

Рассматривая ориентированность  на рынок труда как фактор, повышающий активность студентов в образовательном процессе, необходимо проанализировать часть следующего исследования. Исходя из предположения, ориентированность на трудоустройство тоже может являться показателем выбранной стратегии поведения. Шкала суммарных оценок Лайкерта и её анализ представлены в таблице приложения №10 и №11. необходимо помнить, что там представлены оценки не только студентов первого курса, но и пятого. За счёт студентов пятого курса, уже достаточное время находящихся под влиянием среды вуза, оценочные акценты смещаются. Анализируя социальные данные, обработанные программным пакетом «Statistical Package for the Social Sciences», акцент делается только на максимальные значения. Это обусловлено интересом исследования только к доминирующим ценностным ориентациям, которые распределились следующим образом.

Очень важен денежный заработок  – 65,1%

Очень важно стремление к продвижению  по работе – 55,9%

Очень важна возможность для  наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности – 47,7%

Очень важна удовлетворенность  от процесса и результата труда – 45,1%

Очень важна потребность в социальном престиже – 41,5%

Очень важно избежать возможных  наказаний и неприятностей – 34,9%

Очень важно избежать критики коллег и руководителей – 29,2%

Исходя из этого, получается, что  на первом месте у студентов стоят  скорее амбиции, выраженные в завышенных требованиях к оплате труда. На втором месте стоит стремление к карьерному росту, что можно оценивать, как  активную субъектную позицию. Ориентацию на профессиональную самореализацию, стоящую на третьем месте, тоже необходимо расценивать как положительную, актуализирующую субъектность студента.

Акторская стратегия поведения, ориентированная  на комфорт и уют среды (отсутствие критики и наказаний, ориентация на не функциональную характеристику престижа) тоже присутствует, но в значительной степени менее выражена.

 

Итоги главы

Гипотеза проведённого исследования нашли своё подтверждение. Студенты первого курса являются активными и частично самостоятельными.

Но гипотеза подтвердилась лишь частично, так как современные  студенты в большей степени самостоятельны и активны. Однако, не смотря на уверенность  в своей самостоятельности, решение  о выборе вуза у многих были детерминированы  влиянием родителей. На данном этапе обучения большинство опрошенных студентов удовлетворены своими результатами (в частности – результатами первой сессии). Однако, их активность в основном распространяется на массовые и групповые мероприятия развлекательного характера. И в то же время различные индивидуальные консультации с преподавателями считаются для студентов не значимыми. У студентов первого курса есть стратегии поведения и акторов, и субъектов.

Второй аспект, нашедший подтверждение  в ходе исследования заключается в следующем. Предполагалось, что ориентированность на рынок труда повышает активность студентов в образовательном процессе. Из исследования видно, что это тоже может являться показателем выбранной стратегии поведения. Ориентации на прежние традиционные аспекты (благоприятная атмосфера в коллективе, не конфликтность работы, престиж) становятся менее популярными. Ещё пока лидирует ориентация на большой заработок, но это легко объяснимо, хотя тоже малоэффективно. А ориентации на карьерный рост, профессиональное самоутверждение – являются положительными тенденциями, задающими активную жизненную позицию и определённую степень самостоятельности. Более того. Помимо подтверждения об ориентации на трудоустройство, как фактора актуализирующего активность и самостоятельность студента появилось следующее предположение. Среда вуза актуализирует ориентацию на рынок труда, меняя внутренние характеристики студента и детерминируя его самостоятельность.

Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов