Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа
Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство
Образовательное пространство
Российские социологи и социологические теории проблематизированы, у нас пока нет социальных теорий и учений, которые могут помочь описать нашу российскую социальную действительность. Сегодня одним из ведущих мировых социологов считают Бурдьё и ряд социологов даже пытаются описывать российскую социальную ситуацию относительно его теории.
У Бурдьё есть «теория классов на бумаге». Он считает, что классы на сегодняшний день существуют. Это теоретические классы, которые производят различные практики, а не формы собственности. На основе своей теории объясняет многие социальные явления.
Акцент внимания на этой теории обусловлен следующими распространенными явлениями. Описание школьных пространств и школьных ситуаций на языке педагогики занижаются рамки отношений: дети воспринимаются как объект педагогического и воспитательного воздействия, и не рассматриваются в качестве субъекта отношений.
Школьное пространство – это социальное пространство, а значит надо развернуть в нем всю палитру общественных отношений. Тогда это территория взрослых проб, взросления, взрослых дел. Западное образование – двигается в эту сторону: огромное количество работ, рассматривающих школу как социальное пространство. Детские пространства – это ясли, детский сад. Поэтому для нас детское – это занижение, а взрослое – это вектор к развитию человеческого потенциала.
В 70-е годы Бурдьё
пишет о символическом капитале
в образовании, о властном капитале.
Он рассматривает отношения
На новом историческом этапе надо пересматривать заново школьные отношения, вытекающие из них жизненные цели и ценности, профессиональное самоопределение. Основная цель – переориентировать детей с линейной реакции на принудительные команды со стороны преподавателей и родителей на личный интерес, целенаправленное развитие. Ведь школа представляется ученикам как клуб общения (хотя бы если смотреть на то, как одеваются ученики). Построение всего этого социального пространства, начиная от стен и заканчивая этикетом, и задает содержание образования. К сожалению, частные школы тоже не решают этой задачи, так как являются «камерами хранения», сдал – получил. Родители и учителя не «напрягают» детей, а как возможно обучение без напряжения? Есть школы, где не задают домашних заданий, учебники остаются в школе. Это полностью разрушает образовательную институцию, устои, каноны.
Выделяя несколько социальных сил и полей в образовательном пространстве на примере современного колледжа формируется следующая картина.
Ученику противостоит внешняя среда, которая всем своим видом ему говорит, что надо не учиться, а быстро бежать в ночной клуб. Тьюторы должны урегулировать интересы преподавательского состава и учащихся. Мечта преподавателя передать все свое знание ученику, а ученику вроде этого всего и не надо. Тьютор здесь, посредническая позиция, которая заботится об ученике: о его здоровье, о его возможностях, о его желаниях. Директор выполняя функцию исполнительного менеджера, заинтересован, чтобы внутри школы у него было все хорошо. А учредителю очень важно, чтобы школа (колледж) смотрелись хорошо вовне. Поэтому между ними возникает конфликтная ситуация, но это не значит наличие открытого конфликта, это значит, что у них есть зазор, они не одно и то же. Кому противостоят родители? Наверно всем, даже детям?
При наличии
разных позиций появляются
Вопрос целостности образовательного пространства при наличии обилия социальных позиций приводит к следующей гипотезе. Есть некий центр притяжения. Мы его называем образовательной программой. И важный тезис: ядром образовательного пространства является образовательная программа. Без образовательных программ образовательные пространства не строятся.
Образовательная программа
Образовательная программа – это такая зона знаний, которая определенным образом определяется и фиксируется в учебный материал. «Но поскольку мы имеем дело не с учеными и не с взрослыми людьми, то, по всей видимости, этот учебный материал не должен носить четко заданного одного предметного характера. Он должен быть пограничным. В этом есть цель современного проектирования образовательной программы в школе: чтобы всегда был зазор, в котором появляется человек».
Образовательная программа - это то, что цементирует все образовательное пространство. Это то, ради чего приходят в школу: освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт. Постановка такой образовательной задачи, которая бы создала напряжение и поле является искусством проектирования образовательных пространств! Поэтому мы не склонны обсуждать образовательные пространства, двигаясь от среды.
Образовательная программа не обязательно должна быть в образовательном учреждении, она может существовать в межучережденческом пространстве. Программа должна крепиться на некий коллектив и сконструированное предметное ядро. Вся образовательная программа, весь образовательный модуль пронизан целостностью: образовательная задача, поставленная в начале, ставится и решается в течение года. Образовательная задача – это управляющая задача. Сегодня обычно, в лучшем случае, детям ставится учебная задача. Учебные задачи – это задачи, связанные с учебным материалом. Образовательная задача – это особый инструмент. Она ставится относительно того учебного материала, который вы отбираете. Можно так выделить учебный материал, что образовательную задачу поставить невозможно, и тогда не будет никакой антропологической мотивационной составляющей.
Чтобы под каждый блок учебного материала подобрать образовательную задачу, необходимо:
* выделить базовые понятия
* поставить образовательные задачи, связанные с мотивационным полем работ для собственного движения ученика.
Таким образом, можно обозначить следующую логику:
* единицей образовательной
программы является
* образовательная
программа является ядром
* образовательное пространство задает систему социальных отношений.
Соответственно,
современным управлением в
Разобрав внутренние
признаки смены структуры
Основная причина
необходимости смены
Так же влияет географический фактор. Любая социальная система имеет свои пространственные характеристики. Сложившиеся пространственные связи выступают в виде комплексного показателя состояния этой системы. Если речь идет о такой стране как Россия, то традиционно подчеркивается наличие огромной территории, многообразных культурно-трудовых и духовных ориентаций народов, населяющих ее. Все эти факторы влияют на процесс организации единого образовательного пространства и управления им, в значительной степени усложняя эти процессы.
С точки зрения системного анализа образовательное пространство является подсистемой, вступающей в определённые взаимосвязи с системой. Характер развития подсистемы определяется развитием самой системы. Для полноценного функционирования системы и подсистемы должна быть обратная связь. При вхождении подсистемы в цепь обратной связи подсистема увеличивает своё влияние на систему.
Усиление взаимодействия
может носить конструктивный и деструктивный
характер. При нестабильном состоянии
подсистемы или системы взаимовлияние
усиливается, что хорошо отображается
на современном состоянии
Территориальная организация общества - универсальная форма существования любого общества: от примитивного племени до современного государства. В ней отражаются все стороны общественной жизни: экономика, социальная структура, политическая система, духовная культура и т.д.
Перемены в
современном отечественном
Образование, как социальный феномен, а система образования как социальный институт выполняют функции обеспечивающие воспроизводство и развитие социума. В этом институте происходит формирование личности, и закладываются предпосылки ее успешной социализации. В рамках этого института воспроизводится культура как система отношений, происходит формирование ценностных ориентиров, определяющих направления будущего развития. В этом смысле институт образования это политический институт.
Существенные
изменения социально-
В то же время относительно быстро происходящие изменения социокультурных условий в обществе, с одной стороны, и здоровый консерватизм системы образования, особенно средней школы, с другой, привели к возникновению противоречия между новыми условиями и существующим содержанием образования. Поэтому изменение содержания образования - одна из актуальнейших проблем развития образования. Однако надо понимать, что проблемы образования ставятся сегодня гораздо шире, чем только изменение содержания образования. Здесь мы имеем дело с рядом взаимосвязанных проблем, отражающих глубину тех изменений, которые происходят в обществе, Это, к примеру, восстановление и развитие фактически утраченной в сложных экономических условиях системы дополнительного образования, становление новых экономических механизмов функционирования образования и системы попечительства, а также возникновения других форм активного участия общественности в управлении образованием.
В связи с обнаруженной проблематикой становится очевидным, что сегодня, в условиях неопределенности, поиска путей дальнейшего развития образования как системы, инновационная деятельность является главным фактором развития образования. Существующая инновационная деятельность, осуществляемая в рамках реальной педагогической практики, характеризуется, как правило, отсутствием научно-методического сопровождения. Современный уровень развития образования, его организационные формы и образовательные технологии достаточно сложны. Поэтому инновационная деятельность в сфере образования не может строиться на ремесленническом подходе. Крайне необходим специалист, способный организовывать инновационную деятельность, обеспечивающую развитие образовательных систем с опорой на научный метод, и владеющий методологическими основами проектирования. Проектирование развития образовательных систем возникает сегодня как новая предметность в профессиональной сфере педагогов и руководителей, которая должна стать предметом и содержанием учебной деятельности в рамках программ повышения квалификации.
Наличие образовательного пространства рассматривается современной наукой и практикой в качестве ведущего условия, позволяющего обеспечить образовательную деятельность. Одной из особенностей функционирования образовательного пространства является преодоление дискретности образовательного процесса, создание пространства самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности.
Понятие «образовательного пространства», как считает Н. Н. Никитина, отражает нелинейный, спонтанный характер образовательных процессов, роль образовательной среды в становлении личности. Среди основных свойств описываемого пространства образования она выделяет:
Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов