Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство

Файлы: 1 файл

Введение2.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Образовательное пространство

Российские  социологи и социологические теории проблематизированы, у нас пока нет социальных теорий и учений, которые могут помочь описать нашу российскую социальную действительность. Сегодня одним из ведущих мировых социологов считают Бурдьё и ряд социологов даже пытаются описывать российскую социальную ситуацию относительно его теории.

У Бурдьё есть «теория  классов на бумаге». Он считает, что  классы на сегодняшний день существуют. Это теоретические классы, которые производят различные практики, а не формы собственности. На основе своей теории объясняет многие социальные явления.

Акцент внимания на этой теории обусловлен следующими распространенными явлениями. Описание школьных пространств и школьных ситуаций на языке педагогики занижаются рамки отношений: дети воспринимаются как объект педагогического и воспитательного воздействия, и не рассматриваются в качестве субъекта отношений.

Школьное пространство – это социальное пространство, а значит надо развернуть в нем всю палитру общественных отношений. Тогда это территория взрослых проб, взросления, взрослых дел. Западное образование – двигается в эту сторону: огромное количество работ, рассматривающих школу как социальное пространство. Детские пространства – это ясли, детский сад. Поэтому для нас детское – это занижение, а взрослое – это вектор к развитию человеческого потенциала.

В 70-е годы Бурдьё пишет о символическом капитале в образовании, о властном капитале. Он рассматривает отношения учитель-ученик, пытается найти там элементы власти и партнерства. А мы все рассматриваем  в других координатах: дидактических, методических. И подготовка и повышение квалификации педагогов идет почему-то только в одном русле: методико-дидактическом, в лучшем случае в пространстве урока, но не пространстве школы. Но учебная технология и образовательное пространство – это разные вещи.

На новом  историческом этапе надо пересматривать заново школьные отношения, вытекающие из них жизненные цели и ценности, профессиональное самоопределение. Основная цель – переориентировать детей с линейной реакции на принудительные команды со стороны преподавателей и родителей на личный интерес, целенаправленное развитие. Ведь школа представляется ученикам как клуб общения (хотя бы если смотреть на то, как одеваются ученики). Построение всего этого социального пространства, начиная от стен и заканчивая этикетом, и задает содержание образования. К сожалению, частные школы тоже не решают этой задачи, так как являются «камерами хранения», сдал – получил. Родители и учителя не «напрягают» детей, а как возможно обучение без напряжения? Есть школы, где не задают домашних заданий, учебники остаются в школе. Это полностью разрушает образовательную институцию, устои, каноны.

Выделяя несколько социальных сил и полей в образовательном пространстве на примере современного колледжа формируется следующая картина.

Ученику противостоит внешняя среда, которая всем своим  видом ему говорит, что надо не учиться, а быстро бежать в ночной клуб. Тьюторы должны урегулировать интересы преподавательского состава и учащихся. Мечта преподавателя передать все свое знание ученику, а ученику вроде этого всего и не надо. Тьютор здесь, посредническая позиция, которая заботится об ученике: о его здоровье, о его возможностях, о его желаниях. Директор выполняя функцию исполнительного менеджера, заинтересован, чтобы внутри школы у него было все хорошо. А учредителю очень важно, чтобы школа (колледж) смотрелись хорошо вовне. Поэтому между ними возникает конфликтная ситуация, но это не значит наличие открытого конфликта, это значит, что у них есть зазор, они не одно и то же. Кому противостоят родители? Наверно всем, даже детям?

 При наличии  разных позиций появляются напряжения. Тьютор – это тьютор, а преподаватель  – это преподаватель. Их не  должны волновать проблемы друг  друга. Между всеми этими позициями должны быть рассогласования, зазоры.

Вопрос целостности  образовательного пространства при  наличии обилия социальных позиций  приводит к следующей гипотезе. Есть некий центр притяжения. Мы его называем образовательной программой. И важный тезис: ядром образовательного пространства является образовательная программа. Без образовательных программ образовательные пространства не строятся.

Образовательная программа

Образовательная программа – это такая зона знаний, которая определенным образом определяется и фиксируется в учебный материал. «Но поскольку мы имеем дело не с учеными и не с взрослыми людьми, то, по всей видимости, этот учебный материал не должен носить четко заданного одного предметного характера. Он должен быть пограничным. В этом есть цель современного проектирования образовательной программы в школе: чтобы всегда был зазор, в котором появляется человек».

Образовательная программа - это то, что цементирует все образовательное пространство. Это то, ради чего приходят в школу: освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт. Постановка такой образовательной задачи, которая бы создала напряжение и поле является искусством проектирования образовательных пространств! Поэтому мы не склонны обсуждать образовательные пространства, двигаясь от среды.

Образовательная программа не обязательно должна быть в образовательном учреждении, она может существовать в межучережденческом пространстве. Программа должна крепиться на некий коллектив и сконструированное предметное ядро. Вся образовательная программа, весь образовательный модуль пронизан целостностью: образовательная задача, поставленная в начале, ставится и решается в течение года. Образовательная задача – это управляющая задача. Сегодня обычно, в лучшем случае, детям ставится учебная задача. Учебные задачи – это задачи, связанные с учебным материалом. Образовательная задача – это особый инструмент. Она ставится относительно того учебного материала, который вы отбираете. Можно так выделить учебный материал, что образовательную задачу поставить невозможно, и тогда не будет никакой антропологической мотивационной составляющей.

Чтобы под каждый блок учебного материала подобрать  образовательную задачу, необходимо:

* выделить базовые  понятия

* поставить  образовательные задачи, связанные  с мотивационным полем работ для собственного движения ученика.

Таким образом, можно обозначить следующую логику:

* единицей образовательной  программы является образовательная  задача,

* образовательная  программа является ядром образовательного  пространства,

* образовательное пространство задает систему социальных отношений.

Соответственно, современным управлением в сфере  образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами. Управление этим осложнено синергетическим характером процессов внутри данного пространства. В силу этого необходимо проектирование с учётом законов синергетики.

    1. Образовательное пространство в системе социально-экономических отношений

Разобрав внутренние признаки смены структуры образовательного пространства необходимо охарактеризовать его функционирование в рамках взаимодействия с другими структурами и социальными институтами.

Основная причина  необходимости смены образовательной  парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический  прогресс вошел в противоречие со сложившимися в последние три  столетия образовательными системами. Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей, задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования, которое реализуется учебными предметами и учебными дисциплинами, требуются новые формы, методы и средства обучения. Эти изменения предполагают в качестве необходимого условия наличие принципиально новых субъектов образования. Причём как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Общая необходимость этого комплекса системных изменений диктуется внешними факторами, в роли которых выступают экономика, политика и социальные трансформации.

Так же влияет географический фактор. Любая социальная система имеет свои пространственные характеристики. Сложившиеся пространственные связи выступают в виде комплексного показателя состояния этой системы. Если речь идет о такой стране как Россия, то традиционно подчеркивается наличие огромной территории, многообразных культурно-трудовых и духовных ориентаций народов, населяющих ее. Все эти факторы влияют на процесс организации единого образовательного пространства и управления им, в значительной степени усложняя эти процессы.

С точки зрения системного анализа образовательное  пространство является подсистемой, вступающей в определённые взаимосвязи с системой. Характер развития подсистемы определяется развитием самой системы. Для полноценного функционирования системы и подсистемы должна быть обратная связь. При вхождении подсистемы в цепь обратной связи подсистема увеличивает своё влияние на систему.

Усиление взаимодействия может носить конструктивный и деструктивный  характер. При нестабильном состоянии  подсистемы или системы взаимовлияние  усиливается, что хорошо отображается на современном состоянии образования  в нашей стране. Перемены в современном отечественном образовании вынуждают рассматривать многие аспекты его функционирования, применяя нетрадиционные подходы к изучению образовательных процессов и явлений. Одним из них является территориальный подход к исследованию процессов развития образования.

Территориальная организация общества - универсальная  форма существования любого общества: от примитивного племени до современного государства. В ней отражаются все  стороны общественной жизни: экономика, социальная структура, политическая система, духовная культура и т.д.

Перемены в  современном отечественном образовании  вынуждают рассматривать многие аспекты его функционирования, применяя нетрадиционные подходы к изучению образовательных процессов и  явлений. Одним из них является территориальный  подход к исследованию процессов развития образования.

Образование, как  социальный феномен, а система образования  как социальный институт выполняют  функции обеспечивающие воспроизводство  и развитие социума. В этом институте  происходит формирование личности, и закладываются предпосылки ее успешной социализации. В рамках этого института воспроизводится культура как система отношений, происходит формирование ценностных ориентиров, определяющих направления будущего развития. В этом смысле институт образования это политический институт.

Существенные  изменения социально-экономических  условий, происходящие в последнее  время в обществе, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в сфере образования. Прежде всего, это рост потребности в образовании  и, как следствие этого, расширение сферы образовательных услуг. Происходит формирование и становление системы открытого образования как системы, способной обеспечить широкую доступность образовательных ресурсов через многообразие форм учебной деятельности, образовательных программ, высокий уровень развития информационных технологий, преемственную систему различных уровней образования, интенсивное развитие новых информационных технологий и превращение их в мощный фактор развития образования.

В то же время  относительно быстро происходящие изменения социокультурных условий в обществе, с одной стороны, и здоровый консерватизм системы образования, особенно средней школы, с другой, привели к возникновению противоречия между новыми условиями и существующим содержанием образования. Поэтому изменение содержания образования - одна из актуальнейших проблем развития образования. Однако надо понимать, что проблемы образования ставятся сегодня гораздо шире, чем только изменение содержания образования. Здесь мы имеем дело с рядом взаимосвязанных проблем, отражающих глубину тех изменений, которые происходят в обществе, Это, к примеру, восстановление и развитие фактически утраченной в сложных экономических условиях системы дополнительного образования, становление новых экономических механизмов функционирования образования и системы попечительства, а также возникновения других форм активного участия общественности в управлении образованием.

В связи с  обнаруженной проблематикой становится очевидным, что сегодня, в условиях неопределенности, поиска путей дальнейшего развития образования как системы, инновационная деятельность является главным фактором развития образования. Существующая инновационная деятельность, осуществляемая в рамках реальной педагогической практики, характеризуется, как правило, отсутствием научно-методического сопровождения. Современный уровень развития образования, его организационные формы и образовательные технологии достаточно сложны. Поэтому инновационная деятельность в сфере образования не может строиться на ремесленническом подходе. Крайне необходим специалист, способный организовывать инновационную деятельность, обеспечивающую развитие образовательных систем с опорой на научный метод, и владеющий методологическими основами проектирования. Проектирование развития образовательных систем возникает сегодня как новая предметность в профессиональной сфере педагогов и руководителей, которая должна стать предметом и содержанием учебной деятельности в рамках программ повышения квалификации.

3)  Свойства и характеристики образовательного пространства

Наличие образовательного пространства рассматривается современной  наукой и практикой в качестве ведущего условия, позволяющего обеспечить образовательную деятельность. Одной  из особенностей функционирования образовательного пространства является преодоление дискретности образовательного процесса, создание пространства самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности.

Понятие «образовательного  пространства», как считает Н. Н. Никитина, отражает нелинейный, спонтанный характер образовательных процессов, роль образовательной среды в становлении личности. Среди основных свойств описываемого пространства образования она выделяет:

Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов