Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа
Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство
Социология, как наука, изучающая общественные системы, процессы и явления, их взаимодействие и взаимосвязь, интересуется широким спектром вопросов. Среди многообразия современных социальных проблем, по актуальности своей не уступающим друг другу, для данной дипломной выбрана проблема становления и функционирования современного образовательного пространства, как социального явления.
Современное развитие общества имеет высокие темпы развития и требует постоянной трансформации социальных элементов. Такие социальные факторы, как глобализация, развитие технологий (в частности ИКТ) влияют на все аспекты существования и функционирования социальных институтов. Традиционные методы функционирования некоторых подсистем изживают себя и вступают в противоречие с их современными задачами. Процесс образования в своём классическом виде становится формализованным и вступает в противоречие с задачами подготовки современных квалифицированных специалистов. Последствия сильно отражаются на такой экономической сфере, как рынок труда, ставший в результате не стабильным.
Трудоустройство
выступает механизмом взаимодействия
системы образования и
На данном этапе
институт образования переживает процесс
трансформации в новое
Целью является
исследование эффективности стратегий
поведения студентов, как субъектов
образовательного пространства (на примере
студентов первого курса
Задачами выступает
-определение
понятия «образовательное
-определение
места и роли образовательного
пространства в структуре
-рассмотрение
студентов, как субъектов
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство
- изучение показателей
эффективности стратегий
Объектом выступают студенты УГПИ первого курса отделения социологии, а так же студенты первых и пятых курсов «УГПИ».
Стратегии поведения студентов, как субъектов образовательного пространства представляют собой предметную сторону исследования. Гипотезой является предположение об ориентированности студентов на привычные стратегии поведения, в новых условиях являющиеся не эффективными, что изменяется под воздействием системы факторов, влияющих на самостоятельность и активность студентов. Предполагается, что ориентированность на рынок труда повышает активность студентов в образовательном процессе.
Работа состоит из трёх глав, введения, заключения списка литературы и приложения. В них освящаются понятие образовательного пространства, его структура, механизмы функционирования, взаимодействия субъектов этого пространства, результаты этого взаимодействия. Итогами дипломной работы будут выводы, сделанные по теоретико-аналитической и практической части в виде прогноза уровня эффективности студентов в рамках образовательного пространства, как его субъектов.
Основой для третьей главы выступают исследования, проведённые в процессе производственной практики на пятом курсе. После анализа двух баз данных будет выявлена степень самостоятельности и активности студентов и зависимости этих показателей от ориентированности на рынок труда. После чего будет сделан прогноз о дальнейшем изменении параметров, будут выработаны рекомендации по активизации студентов, как субъектов современного образовательного пространства.
Данная тема
и различные её аспекты рассматривались
в научно-исследовательской раб
Глава 1: образовательное пространство, как элемент социальной структуры
Неорганизованное пространство определяет отсутствие динамизма социально-экономической жизни общества, ее устойчивости.
П. Сорокин:
Социальные институты представляют собой тип социальной организации, деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных потребностей общества. К ним относятся такие потребности, как воспроизводство и социализация своих членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности людей, осуществление социального контроля над их поведением и др. Наличие социальных институтов – необходимое условие социальной стабильности и нормального функционирования любого общества, обеспечивающее устойчивость любого общества.
Обладая ценностно-нормативной структур
После рассмотрения этих вопросов и описания свойств и характеристик современного образовательного пространства будут рассмотрены и студенты, как субъекты исследуемого пространства. П.Штомпка говорит о значимости связи в социологии между понятиями. В том числе он говорит, что понятие субъект должно рассматриваться неразрывно с понятием социального действия. Таким образом, субъект воспринимается как элемент, реорганизующий определённым образом окружающую среду. С этой точки зрение особо важно рассмотреть студентов как субъектов образовательного пространства, то есть как фактор внутренних изменений среды образовательного пространства. В завершение главы будут подведены основные итоги.
Для введения понятия социального пространства, мы обратились к французским социологам. Прежде всего, это работы Пьера Бурдьё, значительная часть трудов которого посвящена понятию социального пространства. В ранних работах 70-ых годов он писал о символических отношениях, о символической власти между учеником и учителем ещё не используя понятия образовательного пространства, а уже в более поздних работах 80-90-х годов это понятие появляется. И на данный момент мы не можем найти более близкого заменителя этому понятию. Существует работа 90-ых годов, авторства И.Фрумина и Б.Эльконина в которой это понятие образовательного пространства было введено. Но сам Б.Д. Эльконин говорит о том, что понятие необходимо «обновить». Поскольку в той работе речь в большей степени шла об образовательных средах, а не об образовательном пространстве.
Если возвращаться к П. Бурдьё, то следует подчеркнуть, что он начинает вводить понятие образовательного пространства, находя аналогии с пространством физическим. И пишет о социальных силах, социальных полях, вводит такие социально-гуманитарные понятия, как практика и капитал. Останавливаясь на этой теории используем её в работе с понятием образовательного пространства.
Во-первых, Бурдьё называл социальным пространством структуру определенных социальных позиций. Когда мы говорим о социальных позициях, то априори проблематизируют существующее образовательное пространство, поскольку в нём отсутствует многообразие социальных позиций. Традиционно субъекты образовательного пространства делятся на следующие социальные позиции. Учитель, он же, как правило, классный руководитель, и дети – учащиеся. Естественно, что в такой ситуации сложно говорить о многообразии социальных позиций. Есть некоторая позиция директора, но поскольку он один на 1000 человек, то, по сути, является фигурой мифической и ученик должен приложить усилия для того, чтобы попасть к нему в кабинет и вступить в коммуникацию. Также в нашем пространстве существует позиция учредителя, но для ученика она не настолько явна, чтобы наносить её. Всё это ещё раз подчёркивает тот факт, что у нас сложно говорить о том, что существует какое-то социальное пространство и структура социальных позиций.
Второе понятие - это понятие поля. Так Бурдьё называл систему отношений между различными позициями. Проблема существования полей, связана не столько с отсутствием многообразия социальных позиций, сколько с бедностью социальных отношений. В «нашей» школе мало отношений. Отношения в школе выстраиваются на 90% по поводу успеваемости. Всё остальное – на усмотрение классного руководителя, который и так работает учителем, и у него ни на что другое нет времени. Говоря о вопросах, которые обсуждаются с учениками, становится не очень понятно, в какие отношения с ними вступают учителя. Потому как при вступлении в отношения всегда происходит смена позиции. У учителей четко заданная социальная позиция, а для того, чтобы её «перешагнуть» нет времени. Более того «перешагивание» иногда ведет к пересечению этических границ, на которые нет полномочий, обсуждать с детьми их судьбу.
Следующее, третье понятие, которое важно - понятие силы. Бурдьё называл его поэтически, он говорил, что сила – это учредитель социального пространства, то, что определяет отношения. Можно задаться вопросом: «чья это сила», «сила чего»? Можно говорить о силе социальных позиций, но тогда не определена детерминанта этой силы. Ясно, что если за учителем стоит идея Госстандарта – это и есть его сила. Она довольно большая, но у неё много ограничений.
Гипотетическое
появление осознанного
Далее мы рассматриваются гуманитарные понятия, которые мало кто системно вводил до Бурдьё: это понятие практики и понятие капитала. Он говорил, что, те, кто строит систему социальных отношений, социальных сил, социальных полей делают это, по всей видимости, для реализации той или иной практики. Имеет силу и обратное, если не делается все вышесказанное, вряд ли осуществима практика. Под «практикой» здесь понимается хозяйственна, образовательная, художественная, политическая и другие практики.
Возвращаясь к первому тезису, где речь шла о том, что у нас во многом все устроено линейным образом надо отметить следующее. Линейным - означает не практическим. Не практически - означает, что ученик, не понимая всего объема социального пространства и социальных отношений, реагирует лишь на условные сигналы: власть родителей и сообщества, говорящую о том, что надо поступать в вузы. Он выполняет сигналы, но в образовательную практику не попадает. Если не создана сфера социальных отношений, все сводится к линейности: дан сигнал, выход сигнала, сигнал А – сигнал Б, что в целом вряд ли можно назвать практической ситуацией.
Таким образом, не только в образовании, но и в ряде других сфер, например, современной политике, у нас отсутствуют практики. Мы выступаем с позиции философии и утверждаем, что наличие действий ещё не приводит к наличию практик. Однако образовательные практики представляются нам более реальными. Итак, чтобы создать практику, нужно создать определенную сферу социальных отношений.
Следующее важное понятие – это понятие капитала. Капиталами обладают те, кто распоряжается практиками. Капиталы – это активные свойства социального пространства, или объективация социальных отношений. Капитал – это практически свернутое социальное пространство, говорит Бурдьё. Он выделял несколько типов капиталов:
* капитал физического
принуждения (бывают такие
* капитал экономического принуждения,
* информационный капитал (обладатели информации могут манипулировать ею),
* символический капитал, например, имени, брэнда, рекламы,
* ещё существуют
частные случаи капитала, например,
тонкие юридические вопросы и
процедуры, что в них могут
разобраться только сами
В будущем – система образования тоже будет рассматриваться в рамках капитала. На данной стадии нашего становления образовательного пространства можно сказать, что мы пока думаем о капитализации лишь в линейной логике: это подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Когда высшая школа создает препоны для основной школы, завышая вступительный уровень, она пытается, таким образом, капитализироваться. Но дело в том, что наличие капитала ещё не гарантирует разворачивания всей системы социальных отношений. Капитал – это свернутая, закупоренная форма всех социальных отношений. Капитал должен начать работать. Это имеет отношение не только к экономическому капиталу, но и к другим типам капитала. Капитал может раскрыться в определенной среде, и если ее нет, то эту среду надо создавать. А создание – это разворачивание за счет капитала всего социального пространства, о котором говорилось выше.
Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов