Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа
Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство
* определенную
формальную структуру в виде
сети образовательных
* временну́ю
непрерывность, проявляющуюся
* социально-психологические свойства, выражающиеся в постоянных деловых и межличностных контактах, сложившейся системе отношений, ценностей, норм, определяющих стиль жизни в границах образовательного пространства;
* культурные
характеристики – в виде
* доступность
– наличие многообразных
* открытость – включение образовательного пространства в другие социальные пространства;
* единство, созданное
функциональными связями,
* инновационный
потенциал – обеспечение
Образование, будучи
своеобразным элементом общества, представляет
собой социальную систему меньшего
порядка. Находясь в постоянном взаимодействии
с другими сегментами социальности,
оно имеет собственное
Специфика образовательного пространства заключена в особой его способности и функциях. Формируя типы поведения, особую общность сопричастных (к данной сфере), оно, вместе с тем, предполагает обращение к общим ценностям, не конкурирующим с другими элементами, но включающими их по основанию дополнительности.
К этому следует
добавить, что показатели дифференциации
образования в своей
В рамках образовательного пространства институт образования взаимодействует с другими социальными институтами. На оси пересечения интересов общества и системы образования создаются условия для функционирования последней. Способность системы образования к сохранению и воспроизводству реализуется посредством выполнения определенных функций – обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социального контроля, мобильности, селективности и др. Общество предъявляет «заказ» (кого учить, сколько учить, чему учить, зачем учить), система образования – обеспечивает организацию учебного процесса (где учить, как учить, кому учить) и на основе единых целей-программ формирует культуру учащихся и осуществляет подготовку к определенным видам общественной практики. Государству в этом тандеме отводится роль «гаранта», который призван обеспечить:
* сохранение
единого образовательного
* соблюдение
интересов всех участников
* контроль над
образовательным процессом,
Общеизвестно, что ядром образовательного пространства выступают образовательные ценности, которые включают как ценности участников образовательного процесса, так и ценности-нормы, обусловленные уровнем развития общества. Под воздействием образовательных ценностей осуществляется деятельность системы образования, формируются нормы поведения.
Соответственно, изменение этих норм принципиально влияет на стратегии поведения субъектов образовательного пространства.
Современное образование вступило в новую стадию своего развития. Изменения связанны с тем, что из «объекта» образовательного пространства студент превращается в «субъекта» создания и развития высокотехнологичной информационно-образовательной среды.
Студенчество - это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. «Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.»1 Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Итоги главы
Образовательные системы - институционализированные формы организации образовательного процесса и его управления. Причем понятие Институт здесь используется в широком смысле - как элемент социальной структуры. Системообразующим фактором таких институций являются образовательные цели и задачи. Проектирование развития – это создание проекта, предметом которого является развитие систем(ы); в нем заложены механизм и этапы развития (эволюции) данной системы к "конечному состоянию", отражающие степень решенности проектных задач; реализация проекта - это этап развития системы.
Проектирование развития на основе эволюционно-синергетической парадигмы - создание проекта, в котором механизмы развития не задаются в натуральном, готовом виде, а определяются:
- условия, как
необходимые предпосылки для
формирования механизмов
- этапы развития
системы, в соответствии с
- механизмы и способы управления развитием на каждом этапе, в соответствии с этапами развития системы.
Образовательное пространство – это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.
Образовательная среда – продукт отношений между субъектами образовательного пространства, в котором образовательная среда сама является субъектом, что подчеркивает ее активный характер.
Образовательная программа – структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных задач.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из социальных «лифтов», а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму. Все перечисленные черты студенческой молодёжи формируют у неё позицию активно-субъектную. В последнее время процесс проявления субъектности у студентов актуализируется стимулируется внешними факторами. Активная позиция студентов с ориентацией на дальнейшее трудоустройство является необходимым условием создания функционального образовательного пространства.
Образовательное пространство ставит перед собой, как основную, задачу социализации молодого поколения и подготовки квалифицированных ресурсов для рынка труда.
Институтом образования в последнее время эти задачи выполняются деструктивно. В силу этого необходимо рассмотреть рынок труда, как фактор, определяющий дальнейшее развитие института образования, трансформирующегося в образовательное простоанство.
Переход к инновационной экономике предполагает разработку нового подхода к исследованию рынка и внедрению в рыночные механизмы инструментов поддержки. Проблемы модернизации действующего механизма регулирования и разработки более совершенных способов функционирования отчасти спровоцированы проблемами института образования.
Так же есть и обратная связь. Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.
Разрыв между
предложением рабочей силы и спросом на
нее велик как в количественном, так и
в качественном выражении. Известно, что
возможности аналитических служб и государственных
ведомств определять или прогнозировать
перспективную потребность экономики
в работниках отдельных профессий в среднесрочной
перспективе (на время обучения специалиста)
крайне ограниченны. Отношения между образованием
и набором специалистов слишком сложны,
чтобы их можно было регулировать по схеме
"должность-квалификация-
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.
В широком смысле
рынок труда — система
Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов