Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство

Файлы: 1 файл

Введение2.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

* определенную  формальную структуру в виде  сети образовательных учреждений (школы, профессиональные учебные заведения, курсы повышения квалификации);

* временну́ю  непрерывность, проявляющуюся в  наличии традиций, перспектив, программ  и пространственной протяженности  (образовательное пространство района, города, региона и т. д.);

* социально-психологические свойства, выражающиеся в постоянных деловых и межличностных контактах, сложившейся системе отношений, ценностей, норм, определяющих стиль жизни в границах образовательного пространства;

* культурные  характеристики – в виде создания  особого пространства «культуры образования», развития идей, объединяющих сообщество;

* доступность  – наличие многообразных альтернативных  способов удовлетворения образовательных  потребностей общества вообще  и молодежи, в частности;

* открытость  – включение образовательного пространства в другие социальные пространства;

* единство, созданное  функциональными связями, отношениями  между образующими его институтами  и согласованностью действий, общностью  целей, ценностей;

* инновационный  потенциал – обеспечение творческого  роста и динамического характера развития.

Образование, будучи своеобразным элементом общества, представляет собой социальную систему меньшего порядка. Находясь в постоянном взаимодействии с другими сегментами социальности, оно имеет собственное пространство, производное от первого (общества). Посредством процесса интеграции совокупность социальных пространств обеспечивает функционирование и развитие общества в целом. Им присущи динамизм, многомерность, целостность. Они включают в себя политические, экономические, культурные, региональные особенности.

Специфика образовательного пространства заключена в особой его способности и функциях. Формируя типы поведения, особую общность сопричастных (к данной сфере), оно, вместе с тем, предполагает обращение к общим  ценностям, не конкурирующим с другими элементами, но включающими их по основанию дополнительности.

К этому следует  добавить, что показатели дифференциации образования в своей совокупности характеризуют тип образовательного пространства, которое мы получаем путем выделения различных осей (вертикальных и горизонтальных), и возможности перехода от одного уровня к другому, наличие определенных форм обучения и региональных особенностей их проявления.

В рамках образовательного пространства институт образования  взаимодействует с другими социальными институтами. На оси пересечения интересов общества и системы образования создаются условия для функционирования последней. Способность системы образования к сохранению и воспроизводству реализуется посредством выполнения определенных функций – обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социального контроля, мобильности, селективности и др. Общество предъявляет «заказ» (кого учить, сколько учить, чему учить, зачем учить), система образования – обеспечивает организацию учебного процесса (где учить, как учить, кому учить) и на основе единых целей-программ формирует культуру учащихся и осуществляет подготовку к определенным видам общественной практики. Государству в этом тандеме отводится роль «гаранта», который призван обеспечить:

* сохранение  единого образовательного пространства;

* соблюдение  интересов всех участников образовательного  процесса;

* контроль над  образовательным процессом, соответствием  его потребностям общества).

Общеизвестно, что ядром образовательного пространства выступают образовательные ценности, которые включают как ценности участников образовательного процесса, так и ценности-нормы, обусловленные уровнем развития общества. Под воздействием образовательных ценностей осуществляется деятельность системы образования, формируются нормы поведения.

Соответственно, изменение этих норм принципиально  влияет на стратегии поведения субъектов  образовательного пространства.

4)  Студенты как субъекты образовательного пространства

Современное образование  вступило в новую стадию своего развития. Изменения связанны с тем, что из «объекта» образовательного пространства студент превращается в «субъекта» создания и развития высокотехнологичной информационно-образовательной среды.

Студенчество - это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. «Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.»1 Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество  не занимает самостоятельного места  в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Студенчество  выполняет особую роль в системе  общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую  социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических  особенностей студенчества следует  отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

 

Итоги главы

Образовательные системы - институционализированные формы  организации образовательного процесса и его управления. Причем понятие  Институт здесь используется в широком  смысле - как элемент социальной структуры. Системообразующим фактором таких институций являются образовательные цели и задачи. Проектирование развития – это создание проекта, предметом которого является развитие систем(ы); в нем заложены механизм и этапы развития (эволюции) данной системы к "конечному состоянию", отражающие степень решенности проектных задач; реализация проекта - это этап развития системы.

Проектирование  развития на основе эволюционно-синергетической парадигмы - создание проекта, в котором механизмы развития не задаются в натуральном, готовом виде, а определяются:

- условия, как  необходимые предпосылки для  формирования механизмов развития  системы в процессе реализации  проекта;

- этапы развития  системы, в соответствии с универсальными  моделями развития сложных систем;

- механизмы и способы управления развитием на каждом этапе, в соответствии с этапами развития системы.

Образовательное пространство – это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательная среда – продукт отношений между субъектами образовательного пространства, в котором образовательная среда сама является субъектом, что подчеркивает ее активный характер.

Образовательная программа – структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных задач.

Стремясь завершить  обучение в вузе и таким образом  реализовать свою мечту о получении  высшего образования, большинство  студентов осознают, что вуз является одним из социальных «лифтов», а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму. Все перечисленные черты студенческой молодёжи формируют у неё позицию активно-субъектную. В последнее время процесс проявления субъектности у студентов актуализируется стимулируется внешними факторами. Активная позиция студентов с ориентацией на дальнейшее трудоустройство является необходимым условием создания функционального образовательного пространства.

 

Глава 2: рынок труда как детерминанта образовательного пространства

Образовательное пространство ставит перед собой, как  основную, задачу социализации молодого поколения и подготовки квалифицированных ресурсов для рынка труда.

Институтом  образования в последнее время  эти задачи выполняются деструктивно. В силу этого необходимо рассмотреть  рынок труда, как фактор, определяющий дальнейшее развитие института образования, трансформирующегося в образовательное простоанство.

1) Рынок труда как социально-экономическая подсистема; особенности рынка труда в России

Переход к инновационной  экономике предполагает разработку нового подхода к исследованию рынка  и внедрению в рыночные механизмы инструментов поддержки. Проблемы модернизации действующего механизма регулирования и разработки более совершенных способов функционирования отчасти спровоцированы проблемами института образования.

Так же есть и  обратная связь. Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.

Разрыв между  предложением рабочей силы и спросом на нее велик как в количественном, так и в качественном выражении. Известно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств определять или прогнозировать перспективную потребность экономики в работниках отдельных профессий в среднесрочной перспективе (на время обучения специалиста) крайне ограниченны. Отношения между образованием и набором специалистов слишком сложны, чтобы их можно было регулировать по схеме "должность-квалификация-уровень образования", поэтому невозможно гарантировать, что образование, полученное отдельно взятой личностью, будет востребовано по прошествии определенного времени.

Рынок труда - сфера  формирования спроса и предложения  на рабочую силу. Через рынок труда  осуществляется продажа рабочей  силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов