Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью является исследование эффективности стратегий поведения студентов, как субъектов образовательного пространства (на примере студентов первого курса социологического отделения УГПИ)
Задачами выступает
-определение понятия «образовательное пространство»
-определение места и роли образовательного пространства в структуре современного общества
-рассмотрение студентов, как субъектов образовательного пространства
-рассмотрение рынка труда, как фактора, влияющего на образовательное пространство

Файлы: 1 файл

Введение2.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Отношения на рынке  труда регулируются общественными  и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую  силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда  зачастую является самым точным детектором социального положения населения  той или иной страны. Возникновение  рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием  капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

В настоящее  время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

Рынок труда в России

Рынок труда  в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда других развитых государствhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0 - cite_note-autogenerated1-0#cite_note-autogenerated1-0:

  1. Российский рынок труда ещё не до конца сформирован.
  2. В результате менталитета россиян, климатическими особенностями и большой территорией россияне не отличаются мобильностью.
  3. По официальным данным в России низкий уровень безработицы, хотя безработица имеет теневые формы, иногда безработица имеет скрытые формы, когда, например, работник переводится на 0,1 ставки (формально это человек имеющий работу, но реально 1/10 часть оплаты труда не позволяет содержать себя и семью).
  4. Поведение предприятий приводит к тому, что состояние рынка труда не позволяет говорить о высокой эффективности. Гонка правительства за социальной стабильностью приводит к тому, что работу сохраняют низкоэффективные работники, что приводит к серьезным проблемам с производительностью труда. Происходит резервирование рабочей силы.
  5. Очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда.
  6. Низкий средний уровень качества и гибкости образования приводит к высокому уровню безработицы и низкому уровню оплаты труда квалифицированных кадров.

Необходимо  помнить, что структура современного рынка труда представлена постоянными  и переменными детерминантами. Постоянные детерминанты - это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, определяемый прежде всего развитием жизненно важных отраслей любого государства. Необходимо учесть, что рынок труда по постоянным детерминантам изменяется плавно, и такое изменение можно заранее предвидеть. В большинстве случаев рынок по этим детерминантам ограничен и спрос чаще всего ниже, чем поступающие предложения. Тогда на рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя появляется возможность выбора. Кроме того, на рынок труда влияют переменные детерминанты, особенность которых заключается в скачкообразном возникновении повышенного спроса: быстро удовлетворив предложение, он снижается. Переменные детерминанты чаще всего связаны с возникновением новых потребностей, с изменениями спроса на те или иные виды услуг. Причем механизм функционирования переменных детерминант таков. Сначала возникает спрос, вызванный высокой потребностью в представителях некоторой профессии и влекущий за собой резкое увеличение предложения. Так как рынок труда всегда реагирует на спрос с опозданием, предложение удовлетворяет возникший спрос, но равновесие довольно быстро нарушается, потому что спрос резко падает в результате насыщения рынка, а предложение по инерции продолжает расти и переполняет определенный сектор рынка труда. Переменные детерминанты представляют собой важную составляющую рынка труда: в силу их воздействия формируются достаточно большие пакеты заказов, предъявляются требования к мобильности и быстрой переориентировке работодателей, потенциальных работников и организаций, занимающихся подготовкой кадров. Рынок труда не изолирован от других сфер и влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг.

2)  Трудоустройство выпускников вузов как социальная проблема

Понятие трудоустройства  молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную денежную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Однако все это многообразие на сегодняшний день не позволяет увидеть всю многогранность понятия, а соответственно - найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников вызов.

Проблемой трудоустройства  выпускников в вузах занимаются соответствующие службы. В коммерческих вузах центры трудоустройства появляются, исходя из внутренней потребности вуза, их цель - трудоустроить своих выпускников, т.е. повысить престиж вуза на рынке образовательных услуг.

Государственные вузы такие центры создать обязаны по распоряжению Министерства образования. В некоторых вузах такие центры существовали еще до распоряжения Министерства образования, и в настоящее время функционируют довольно успешно.

Перед вузовскими центрами трудоустройства стоит много проблем и задач, которые необходимо решать: проблемы трудоустройства, адаптации к рынку, профориентация, переподготовка специалистов и другие. Даже если центры и пытаются решать все проблемы в комплексе, они не могут обеспечить должного уровня работы, что объясняется рядом причин. Во-первых, работа это новая, и специалистов по данному профилю нет, работают в основном сотрудники вузов, это правильно, т.к. такой работой должен заниматься человек, хорошо представляющий себе специфику вуза, его особенности, но в данной области они пока не профессионалы. Во-вторых, часто сотрудники работают на полставки (преподаватели или административные работники вуза, иногда студенты), что, конечно же, снижает эффективность работы центра. В-третьих, не у всех вузов налажены связи со службами, занимающимися кадровым менеджментом профессионально.

Проблема трудоустройства  молодежи – одна из многих актуальных на сегодня проблем в этой социальной группе. Она сопряжена с проблемами в экономике, образовании, актуализирует вопросы социализации и многих других сфер жизни общества.

У этой проблемы существует несколько граней. И обусловленные  этим существуют многочисленные подходы  к постановке и рассмотрению этой проблемы.

Структура проблемы включает как минимум два крупных  социальных института: образование и экономику. Образование редуцируется к выпускникам вузов, как результату работы системы. Экономику здесь представляет рынок труда, как важный ее элемент (подинститут).

Выпускники вуза в свою очередь представляют собой молодежь, как особую социальную группу. К этой группе есть ряд требований. Она мыслится, как особая социальная группа, представляет собой потенциальный ресурс экономически активного населения. Определяющими признаками при этом выступают именно активность, как естественная черта, свойственная этой категории населения и неустойчивость социального статуса, стремление его повысить через «социальные лифты». Одним из таких каналов вертикальной мобильности выступает высшее образование, как система повышения профессиональных навыков и подготовки к самостоятельному эффективному функционированию субъекта на рынке труда. Последующая трудовая занятость выпускника образовательного учреждения является продуктом деятельности системы образования. Таким образом, показатель трудоустройства молодых специалистов может выступать как индикатор нескольких признаков: активности и востребованности молодежи на рынке труда, качества работы системы образования. Здесь рост безработицы среди молодых специалистов вступает в противоречие с их, казалось, очевидными преимуществами, как рабочей силы. Это противоречие отражено в проблеме трудоустройства молодежи, которая активно исследуется в социологии в последние годы.

Возвращаясь к  выпускникам необходимо так же отметить, что они могут руководствоваться разными сценариями поведения. Разница их стратегий может обуславливать и проблемы в трудоустройстве. Выпускник вуза при устройстве на работу выступает субъектом трудоустройства. Предполагается, что субъект – это активно. познающий и действующий человек, меняющий окружающую среду. Однако Назаров М.С. развел понятия актора и субъекта. Под актором он понимает человека, обладающего некоторым знанием социальных контекстов, принятых моделей поведения, которые «воспроизводят адекватные контексту социальные идентичности». Попадая в некоторую новую среду, актору свойственно стремление «воспроизвести уже сформулированные социальные идентичности, и тем самым придать… основные характеристики своей социокультурной среды, определение которой… закреплено в привычных формах поведения». Субъект противопоставляется актору, «обладает сознанием волевым, рефлексивным, способен совершать выбор, реализуя возможности индивидуальной свободы».

Абстрагируясь от стратегий поведения, можно отметить еще ряд аспектов проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Современное трудоустройство  выпускников любых учебных заведений  всегда требует процесса адаптации. При этом, по мнению А. Налчанджяна, важны характеристики состояния  адаптированности. Адаптированной личность может называться, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Обычно адаптация  сопряжена с социализацией. Под социализацией при этом понимается процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды, и формируют модели поведения, необходимые для адекватного участия в жизни общества. Но есть между ними и разница. Если социализация представляет собой комплексный процесс усвоения знаний, необходимых для субъектов общества, то адаптация бывает положительная и отрицательная. К положительной адаптации относят такую, при которой человек в дальнейшем может функционировать, как полноценный субъект общества. Но есть и противоположный процесс. Это когда человек усваивает некоторые взгляды, стратегии поведения, принятые в данной социальной группе. Усвоенные социальные идентичности в дальнейшем препятствую ему функционировать, как адекватный субъект общества.

Образование, как  один из главных институтов социализации в большинстве случаев работает, как дезадаптирующая система. Это  еще одна острая проблема. Решается она созданием дополнительных институтов, которые адаптируют к рынку после окончания учебных заведений.

 

Итоги главы

Потребности рынка  труда обусловлены особенностями  развития территории. Для оценки состояния  и перспектив развития профессионального  образования необходимо углубленное  изучение причин, оказывающих воздействие на спрос и потребности рынка труда.

Сам рынок труда  – это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. Так же рынок труда – сила регулирующая спрос и предложение рабочей силы в экономической системе.

Трудоустройство выпускников, как механизм взаимодействия системы образования и экономики через рынок труда, зависит от скоординированности действий работодателей, вузов, служб занятости, самих выпускников и т. д. Сейчас эти действия рассогласованы. Становление нового образовательного пространства предполагает установление и гармонизацию этих связей. Но для активизации этих процессов необходимо рассмотреть факторы, их детерминирующие. Одним из таких факторов рассматривается студент, как субъект образовательного пространства. От качественных характеристик субъектов зависит устойчивое эффективное развитие системы. В этом контексте необходимо проведение исследования качественных характеристик современных студентов. Следующая глава отображает аналитическую модель и анализ исследований студенческой молодёжи «УГПИ».

 

Глава3: активность и роль субъектов образовательного пространства на примере студентов УГПИ

Молодежь, как  особая социальная группа, представляет собой потенциальный ресурс экономически активного населения. Реализация этого  ресурса в экономике происходит через трудоустройство. При понимании  трудоустройства, как обеспечение  экономической занятостью, не учитываются социально-психологические факторы. Эти факторы в силу неотъемлемости социального контекста являются детерминирующими, и пренебрежение ими приводит к неадекватному функционированию молодежи в системе экономической занятости. В рамках процессуального понимания природы общества это приобретает параметры необратимого изменения, которое влечет за собой возникновение ряда проблем общественного развития.

При этом процесс  предполагает последовательную смену  этапов или состояний. П. Штомпка предлагает рассматривать общество, «не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий».2 Так же П. Штомпка определяет социальный процесс, как один из видов социального изменения, «включающий в себя последовательность социальных событий».3

Информация о работе Образовательное пространство и трудоустройство выпускников вузов