Несовершеннолетние матери как феномен социального неблагополучия в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе;
- изучение существующих направлений в организации социальной работы с юными матерями в Санкт-Петербурге.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен.
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства.
1.2 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних.
1.3. Социальный портрет юной матери.
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации.
Глава 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства.
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подростков.
2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.
Глава 3. Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации».
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом.
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ НАТАЛЬЯ.docx

— 86.49 Кб (Скачать)

       Не вызывает сомнения, что изменение ситуации возможно только путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи детям и подросткам.

        По-прежнему среди детей и подростков регистрируются инфекции, передаваемые половым путем и СПИД. Четко прослеживается взаимосвязь между наличием вредных привычек и ранним началом сексуальной жизни.

       Задачи психопрофилактической работы:

- внушение  беременной мысли о благоприятном  исходе родов и рождении здорового,  полноценного ребенка;

- ознакомление  с эмоционально-психологическими  аспектами родов и послеродового периода;

- развитие  необходимых для материнства  женских качеств;

- обучение  навыкам ухода за ребенком, включая  общий массаж и гимнастику;

- подготовка  будущей юной матери к грудному  вскармливанию;

- восстановление  организма матери после родов;

- обсуждение  психологических трудностей послеродового  периода;

- осознание  несовершеннолетними беременными  специфических забот, конфликтов и проблем юного материнства и подготовка к ним;

- подведение  юной женщины к решению самостоятельного  воспитания ребенка;

- психологическая  помощь молодой матери;

- адаптация  всей семьи в новых условиях;

- информация  о социальных источниках поддержки  юных родителей.

       Основная задача этапа подготовки несовершеннолетних - снятие страха и напряженности в связи с предстоящими родами. Необходимо считаться с нестандартностью жизненной ситуации, особенностью психоэмоционального статуса несовершеннолетних, легкой истощаемостью гомеостатических механизмов и постоянным высоким риском возникновения осложнений для матери и плода в родах, требующим готовности к оказанию экстренной помощи. Но помимо только медицинских проблем подростковое материнство несет еще и социальные проблемы как для общества в целом, так и для самих несовершеннолетних родителей.

       Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:

- негативное  восприятие их положения в  обществе,

- социальное  давление либо игнорирование,

- испытываемые  ими чувства вины, неуверенности  и страха, одиночества, изоляции,

- трудности  принятия новой социальной роли;

- основные  виды мотивации рождения ребенка.

2.2 Психологические  особенности ранней  беременности и  их влияние на  развитие репродуктивного  поведения.

        Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям подростков. Репродуктивная сфера включает два компонента: поведение половое и материнское. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.        

       С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа родившегося ребенка с причиной его появления переводит целостное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от полового поведения. С этой точки зрения объясняются различия в отношении общества к законно-незаконнорожденным детям, оправдание абортов при беременностях вследствие изнасилования даже ярыми противниками абортов. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.

        Можно выделить два аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы.

1. Незавершенность  расхождения мотивационных основ  полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постнатальном периоде онтогенеза, в рамках игровой деятельности и т.д. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.

       Беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение в развитии не только материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается и случаями «благополучных» исходов ранней беременности:

- когда  родители роженицы соглашаются  взять ребенка

- когда  роженица состоит в браке.

        Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в психологическом состоянии юной матери и в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15-16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на обязательную помощь старших, причем свои действия рассматриваются, скорее, как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Подобные особенности развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставших взрослыми» к моменту беременности. 

Глава 3. Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации».

3.1 Проблемы подростковой  беременности в  практике социальной  работы за рубежом.

Подростковая беременность: опыт США (18).

        С 60-х годов ХХ века подростковая беременность стала восприниматься в США как важнейшая социальная проблема. Причины, объясняющие такое отношение к ней, слишком сложны, чтобы можно было просто сказать, что в настоящее время беременеет значительно большее число девушек, чем это имело место в прошлом. Фактически коэффициент рождаемости для подросткового возраста от15 до 19 лет в этот период снизился, хотя количество родов у матерей подросткового возраста увеличилось. Объяснение этим противоречивым данным состоит в том, что увеличилось подростковое население, к которому относится этот коэффициент.

       Интерес к этому явлению объясняется несколькими причинами:

1) коэффициент  рождаемости у женщин неподросткового возраста значительно снизился, тогда как для подростков это снижение не столь значительно;

2) снижение  коэффициента рождаемости у женщин  подросткового возраста наблюдается  в группе старших подростков (18-19 лет), при одновременном увеличении  этого коэффициента для более  молодых подростков (15-17 лет);

3) количество  внебрачных беременностей среди  девушек увеличилось;

4) наибольшее  увеличение внебрачных беременностей  наблюдалось у белых подростков, хотя коэффициент рождаемости  выше для черных;

5) увеличены  государственные средства на  решение проблемы молодых матерей подросткового возраста и их детей.

        Рост числа родов у незамужних подростков был наиболее драматичным в среде 15-17-летних, коэффициент рождаемости у которых в 2 раза выше, чем у всех женщин. Коэффициент рождаемости у незамужних подростков устойчиво возрастал и за двадцать лет увеличился вдвое. Общее количество родов снижалось в подростковых семьях и увеличивалось у одиноких-девушек подростков.

Раннее  сексуальное поведение.

        Показатель добрачной сексуальной активности подростков увеличился. Рост сексуальной активности все чаще наблюдается в среде подростков младшего возраста. Стали более свободными общественные нормы и нравы, которые обусловливают отношение к сексу и соответствующее поведение. В результате этой сексуальной революции резко увеличилось количество женщин, практикующих внебрачный секс в юношеском возрасте.

        Отмечается устойчивая тенденция к раннему биологическому созреванию, что является еще одним индикатором ранней сексуальной активности. Рано созревающие женщины раньше начинают половую жизнь. Эта тенденция ведет к уменьшению возраста, в котором подростки женского пола вступают в период сексуальной активности, а тем самым увеличивается время риска внебрачной беременности.

        Будущая социальная ориентация подростков оказывает некоторое воздействие на их склонность к внебрачному сексу. Девушки, готовящиеся получить высшее образование, ориентирующиеся на карьеру или просто смотрящие в будущее с уверенностью, менее стремятся к половым отношениям в раннем возрасте. То же можно сказать о девушках из интеллигентных семей.

        Ранняя сексуальная активность зависит от того, как девушка-подросток осознает себя, от её самооценки. Опять-таки это может быть показатель в ряду других факторов, таких, как целевая ориентация и социальное происхождение. Тем не менее, чем выше самооценка девушки-подростка, тем меньше вероятность её ранней сексуальной активности и беременности.

        Ранняя сексуальная активность девушек-подростков зависит также от семейных условий. Плохие взаимоотношения с родителями или родителем, разведенные семьи или родители-одиночки создают предпосылки для ранней сексуальной активности. Забеременевшие девушки-подростки в большинстве случаев имеют матерей, которые сами становились матерями в подростковом возрасте. Сексуально активные девушки-подростки чаще имеют сестер, которые также были сексуально активными или беременели в подростковом возрасте. Наконец, сексуально активный подросток чаще всего происходит из низших слоев - установлена обратная зависимость между социально-экономическим положением личности родителя подростка и распространенностью ранних половых отношений – чем ниже социально-экономическое положение родителей, тем выше уровень раннего секса.

        Кроме того, считается, что огромное влияние на сексуальное поведение подростка имеет общий эмоциональный климат в семье. Подростки из семей, в которых имеют место плохие или неадекватные отношения с родителями, чаще включается в половую жизнь в раннем возрасте. Девушки-подростки, занимающиеся внебрачным сексом, чаще ощущают недостаток любви и поддержки со стороны своих родителей и могут ожидать удовлетворения этих потребностей от партнеров-мужчин.

        Считается, что самыми прочными узами дочь привязана к матери, взаимоотношения же дочери и отца редко привлекают внимание исследователей. Исследования сексуально активных или беременных подростков дают противоречивые описания отцов подростков. В более ранних исследованиях отцы предстают слабыми и пассивными, а в поздних – доминирующими, плохо обращающимися с детьми и отказывающимися от детей. Девушки-подростки, рано вступившие в половую жизнь, обычно имеют матерей, не слишком выражающих свои чувства и не способных установить строгую и постоянную дисциплину.

        Весьма значительным фактором, оказывающим влияние на поведение подростков, является группа сверстников. Установки и нормы группы обычно перенимаются индивидом. Во многих случаях ценности и нормы такой группы превалируют над соответствующими настроениями в семье. Это особенно касается сексуальных установок и поведения. Если девочка входит в группу сверстников с либеральными сексуальными установками и поведением, то обычно придерживается таких же взглядов. Таким образом, сексуально активная девушка-подросток обычно находится среди других сексуально активных девушек. Степень вины девушки за свое сексуальное поведение определяется не только её собственными нормами, но и в значительной степени ценностями и нормами группы сверстниц.

Информация о работе Несовершеннолетние матери как феномен социального неблагополучия в современной семье