Аномия как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам».
Цель контрольной работы – определить сущность и признаки понятия социальная аномия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие «аномия» в социологии.
4
Причины аномии в обществе.
8
2.1 Концепция Э. Дюркгейма 9
2.2 Концепция Р. Мертона 12
3. Особенности аномии в современном российском обществе 17
Практическое задание. 21
Заключение 22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по Социологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

 

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО

    Уральский государственный  экономический университет

    Центр дистанционного образования 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
По дисциплине " Социология "

    Тема  №17 Аномия как социальный феномен.

           
     
     
     
     
     

      Исполнитель: студент, 

    группы  ФК-10 ПР

    Зимовнова А.А. 

    Преподаватель:

    Кузнецова В.Ф. 
 
 
 
 
 
 

      г. Екатеринбург. 2011 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
  1. Понятие «аномия» в социологии.
4
  1. Причины аномии в обществе.
8
     2.1 Концепция Э. Дюркгейма 9
     2.2 Концепция Р. Мертона 12
     3. Особенности аномии в современном российском обществе 17
Практическое  задание. 21
Заключение 22
Список  литературы 24

 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  контрольной работы «Аномия как социальный феномен».

     Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

     По  определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам».

     Цель  контрольной работы – определить сущность и признаки понятия социальная аномия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие «аномия» в социологии. 

     Управление  социальными процессами обусловлено  множеством факторов, среди которых  особое место занимает аномия. Латентное  влияние социальной аномии на управляемость  в обществе привело к тому, что  эта проблема часто остается в  тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

     Понятие «аномия» возникло более двадцати веков  назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.

     Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

     Впервые явление  социальной аномии описал французский  социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия –  отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…».

     Понятие аномии характеризует  состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться… Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной».

     Позднее аномия понимается также как состояние в обществе, вызванное избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.

     Э. Дюркгейм рассматривает аномию как  часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции новых капиталистических экономических отношений. Аномия – продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку объективная база последней – общественное разделение труда – прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

     Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

     социальный  аномия закон норма желание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Причины аномии в обществе.

Изучением проблемы аномии занимались многие ученые. По Э.Дюркгейму, аномия возникает в  результате отставания культуры от экономики, несоответствия моральных норм новым условиям, в результате авторитета традиционной системы регуляции. Аномия всегда сопровождает переходные кризисные общества. Это состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились, когда  отсутствует четкая моральная регуляция  поведения индивидов, а выполнение норм не приводит к социальному успеху. Р.Мертон развил и модифицировал  понятие аномии.

     По  Мертону, аномия – это результат  несогласованности, конфликта между  разными элементами ценностно-нормативной  системы общества, между культурно-предписанными  всеобщими ценностями и законными, институциональными средствами достижения. Аномия вызывается дисфункциональными отношениями между социальными отношениями, между социальными подсистемами, разрывом между культурными целями и институциональными средствами.

     Т. Парсонс еще более расширил  представление  об аномии. Он  объясняет аномию «невыполнением  ожиданий»: несоответствием ожиданий субъекта в отношении самого себя и ожиданий других относительно него, или же «неспособность субъекта выработать институционально ожидаемые привязанности». Он утверждал, что аномия усиливается  в связи с беспорядочностью и  конфликтами нравственных норм в  обществе.

     Феномен аномии изучался и  на микросоциальном  уровне, на  уровне отдельного индивида. Здесь  аномия понимается как разрушение  чувства единства, солидарности, чувства   принадлежности индивида к обществу.

     Проблемы  кризисных общественных состояний, связанных с деформациями индивидуального  и массового сознания, разрушением  ценностно-нормативной регламентирующей системы общества, утратой большинством индивидов социально-нравственных императивов, всегда стояли в центре внимания философской и теоретической социальной мысли: от античности до современности.

     Причины аномии:

     1. Одной из причин аномии выступает   несоответствие нормативного институционального  аспектов социально-правового порядка.  Превалирование в поведении и мышлении людей институционального  начала делает многие законы, социальные нормы и другие  интеграционные требования бессмысленными  и бесполезными.

     2. В результате последовательной  цепи негативных социальных метаморфоз  возникает выраженное в аномии  кризисное сознание, которое, разрастаясь,  поглощает утрачивающие на практике  нормативно-регулятивную функцию  правовые и ценностные императивы, вследствие чего растёт число  людей, выпадающих из поля их  действия. Возникающие при этом  девиации в своих основных  проявлениях вторичны по отношению  к аномии и являются её следствием.

     3. Подвергшиеся деформации социальные  структуры в условиях резкого   снижения императивности действенных   ранее общественных регулятивов,  сами становятся источником дестабилизации, которая в свою очередь противодействует  развитию, в чём проявляется и  реализуется кумулятивная и циклическая  природа аномии.

     4. Феномен аномии следует рассматривать   не только с позиций его   сугубо дисфункциональных, но  и отдельных функциональных проявлений, единство которых обусловлено наличием сложных и противоречивых форм и видов социального влияния на общество. 

     2.1 Концепция Э. Дюркгейма 

     Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается только тогда, когда против этого разнообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.

Информация о работе Аномия как социальный феномен