Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:00, реферат
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии культуры и молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.
Введение……………………………………………………………………… 3
§1. Молодежные субкультуры: российская специфика…………………… 5
§2. Скинхеды как пример субкультуры в России…………………………. 8
§3. Скинхеды в СМИ………………………………………………………… 11
§4. Кому выгодно движение скинхедов?....................................................... 15
§5. История субкультуры…………………………………………………… 17
§6. Идеология и составные части «скин» движения……………………… 18
Заключение…………………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 23
Следует
также отметить, что в основном
бонхеды сгруппированы в двух столицах
– Москве и Санкт-Петербурге (там находится
около 90% коричневых скинов). Свои акции
они проводят регулярно, но на фоне общей
криминальной статистики, совершаемые
ими преступления – как говорится, капля
в море (что, естественно, не отменяет необходимости
нравственного осуждения каждого такого
деяния, тем более что для родственников
и близких пострадавших эта статистика
– слабое утешение). Это видно, например,
по данным сайта Полит.Ру («Радикальный
национализм в России и противодействие
ему в 2005 году (ежегодный отчет информационно-аналитического
центра «Сова»)». За весь 2005 год бонхедами
(которых аналитики-антифашисты неверно
именуют скинхедами) было совершено 366
избиений, приведших к ранениям и 28 убийств.
В то же время по данным электронных СМИ
(«статья «Криминальная Россия» на сайте
Пермского отделения КПРФ) согласно докладу
генпрокурора Устинова об уровне преступности
в стране, в 2005 году в Российской Федерации
было совершено около 30 000 убийств (необходимо
заметить, что реально их было, конечно,
больше: как утверждают электронные СМИ,
регистрируется меньше половины преступлений).
Итак, из 30000 убийств, совершенных в РФ
в 2005 году (по данным МВД, которые явно
заниженные) лишь 28 совершены «скинхедами»
(по данным правозащитников, которые заинтересованы,
напротив, в завышении «градуса» экстремизма).
Это составляет около одной тысячной доли
процента – величина, которую социологи
как правило не учитывают в силу ее статистической
ничтожности (она входит в так называемый
«процент погрешности»). Тем не менее,
эта тысячная доля процента постоянно
находится в поле зрения СМИ, тогда как
все остальные преступления не то, чтобы
замалчиваются, но и особо их никто не
«пиарит».
§3. Скинхеды в СМИ
Итак, реальность такова, что:
– скинхеды неоднородны и включают в себя и совершенно аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки;
– скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно, как уже говорилось, предполагает образ жизни (может показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами опровергает этот тезис, но это не так. Для пояснения можно привести такой пример: субкультура хиппи не исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что наркомафия и движение хиппи – фактически одно и то же);
– скинхеды не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок, музыка – главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее создателей, скин-движение возникает стихийно, из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи;
– бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличие от, например, черносотенцев, которые, действительно, пытаются возродить русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности – порождение пересадки на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб», не услышали бы «черный металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит сам их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками на английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и англоязычных, наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не было областей с чернокожим населением и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней;
– бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых по иным, неидеологическим причинам.
СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:
– Скинхедов представляют исключительно как неофашистов самого примитивного пошива. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ изображают пьяных подростков, тупо орущих нацистские лозунги и оскорбления в адрес небелых, все это журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и армейские ботинки и могут даже не быть бритыми (!), таким образом, скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании красных скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий непрофессионализм либо сознательное замалчивание фактов;
– СМИ не делают различий между членами радикальных националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP, подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало – короткие прически);
– скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной для общества силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто боевиками-неонацистами при этом не приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио в разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете, в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным субкультурам и даже в докладах правозащитников.
Из всего этого очевидна совершенная правота М. Вершинина, который утверждал, что СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, создают из движения скинхедов – разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо подросткового явления политический жупел.
Мы
бы к этому лишь добавили, что
такая политика СМИ не только вводит
общество в заблуждение, но и способствует
количественному росту таких «скинхедов»,
какими их изображают СМИ. Расписывая
зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие
себя «борцами с фашизмом», формируют
такой образ скинхеда, что он оказывается
наиболее привлекательным для подростков,
к которым «взрослый мир» повернут не
самой приятной и лучшей своей стороной.
«Скинхеды» изображаются сильными, смелыми,
непобедимыми и неуловимыми, они могут
бить кого угодно и при этом не бояться
возмездия, даже если их и арестует милиция,
они якобы отделаются «легким испугом».
Что же касается осуждения негуманности
и ксенофобии «скинов», то это термины
«взрослого», чуждого для них мира, к тому
же провозглашаемые журналистами-либералами,
защитниками того режима, что не принес
рабочим и их детям мало хорошего. Итак,
итогом борьбы со скинхедами либеральных
СМИ становятся подражательные действия
со стороны молодежи, которая обо всем
узнает из передач телевидения. Раньше
они были просто «гопниками», пили пиво
в подъездах, дрались между собой, теперь,
посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах,
они «играют в скинов» – таких, какими
их представляют в СМИ (о подтяжках английских
докеров и Oil-панке они и слыхом не слыхивали).
Иногда эти «игры» заканчиваются кровью.
Журналисты получают вожделенную сенсацию,
с еще большим воодушевлением принимаются
за разоблачения скинхедов и все повторяется…
§4. Кому выгодно движение
скинхедов?
Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького и управляемого, но очень шумного и одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти силы напрямую «заказывают» журналистам лживые и провокационные сюжеты о «скинхедах». Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как в советские времена, а с внутренней самоцензурой журналистов – работники СМИ заранее знают: что хотят их новые хозяева и стараются им угодить, создавая все новые и новые идеологические мифы. Но как бы то ни было без поддержки определенного сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением центральных СМ не проводятся.
Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы русского национализма:
Прежде всего, это наиболее русофобские и агрессивно настроенные круги на Западе, и главным образом в США. Картинки с русскими подростками, вскидывающими руки в нацистском приветствии, полученные с наших либеральных каналов – очень хорошая иллюстрация для тех западных политиков, которые до сих пор паразитируют на мифе времен холодной войны о России – империи зла, и мечтают окончательно добить наиболее крупный обломок СССР – нынешнюю Российскую Федерацию.
Далее, это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать на теме «русского фашизма». Ведь, во-первых, это отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ как последнего оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным порывом как можно больше чаще поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно совершено иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».
Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта – отделение от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более, смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской компании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и Басаева).
И, как бы это парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как и всякое государство, он не заинтересован, чтоб общественный порядок «раскачивали» банды подростков-неонацистов, но он заинтересован в том, чтобы такое ощущение создавалось у обывателей. Тем больше обыватели будут ценить Путина и его «единоросов», которые хоть не идеальны, но все же лучше фашистского беспредела.
Таким образом, как ни смотри, всем раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением народа России. Но вышеназванным игрокам политической «шахматной доски» дела до народа нет.
Их отличительный символ – свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».
§5. История субкультуры
Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода – модами, а так же с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени – регги и, в меньшей степени, ска.
НС-скинхеды
появились к концу 1982 года, как
результат политической агитации лидера
рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии
стала культовой для НС-
НС-скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads, бонхеды) – молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.
Информация о работе Молодежные субкультуры на примере Российских скинхедов