Молодежь на рынке труда
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 17:51, курсовая работа
Краткое описание
В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности.
Оглавление
Введение. 3 Социологические проблемы рыночной экономики. 5 Экономическое сознание. 5 Экономическое поведение. 6 Условия адаптации к рыночным отношениям.. 7 Молодежь и безработица. 10 Понятие и виды безработицы.. 10 Уровень и структура безработицы.. 13 Дискриминация на рынке труда. 15 Социальные последствия безработицы.. 17 Решение проблемы занятости молодежи. 21 Меры, направленные на снижение уровня безработицы.. 21 Правовое регулирование молодежной политики. 22 Работа комитета по делам молодежи. 23 Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости. 24 Заключение. 25 Список литературы.. 28
Файлы: 1 файл
не склонны к политической активности.
Причина кроется в боязни идти вразрез
с
общепринятыми нормами поведения, опасением
поставить под угрозу свои шансы
снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили
полный перечень трудностей,
которые связаны с поиском работы, и тех
сложностей получения новой работы,
которые существуют в обществе, не обеспечивающим
всеобщую занятость. В
государственных службах трудоустройства
официально регистрируется только 12%
вакантных рабочих мест2. Это лишь
усугубляет стресс, испытываемый человеком
в процессе поиска работы, в
частности, при получении отказа и из-за
отсутствия четкого представления о том,
где и как искать работу. О рабочих местах,
не заявленных на рынке труда,
гораздо легче узнать тем, кто имеет работу,
чем безработным. Информация о том,
как искать работу, предоставляемая на
курсах по обучению поиску работы,
возможно, достигает цели, укрепляя у
людей надежду на получение новой работы.
Поэтому в последние годы создаются специальные
курсы в помощь безработным.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированых
безработных, которые не
считают необходимым обращаться в службу
занятости и подчас находят
альтернативные источники существования.
Это свидетельствует о росте видов
деятельности, не учитываемых государственной
статистикой, и требует усиления
контроля со стороны органов управления.
Легко убедиться, что многие молодые
люди отчетливо осознают необходимость
личной инициативы и намерены самостоятельно
выбираться из неблагоприятной
ситуации, что происходит, конечно, не
от хорошей жизни, а в силу вынужденных
обстоятельств, когда помощи со стороны
ждать не приходится. Об этом говорят
данные исследования, проведенного в
Москве и Санкт-Петербурге среди молодежи
в 1999 году:
Молодые люди, при поиске работы рассчитывают
на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 16,5%;
обращение к работодателю - 16,1%.
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;1
Итак, большинство респондентов исходит
из того, что лучше всего использовать
собственные каналы трудоустройства.
Многие выбирают взаимодействие с
соответствующей службой под эгидой
государства, либо обращение на прямую
к
работодателю, каждый десятый готов воспользоваться
объявлениями в прессе.
В учебнике «Социология молодежи» делаются
следующие выводы о последствиях
безработицы в России:
1. Работа для человека продолжает
оставаться одной из главных ценностей
и
социальных реальностей. Посредством
работы осуществляются социальное
взаимодействие и процесс социализации
человека.
2. Сформированная у человека
система трудовых мотиваций определяет
поведение
человека в момент потери работы.
3. Система мотивов труда определяет
требования безработных к ожидаемому
месту работы. Вероятно, происходит некоторая
трансформация данной системы.
4. Страх перед безработицей не
сводится к страху остаться
без материальных
средств; кроме экономического безработица
имеет и социальный «портрет».
Наблюдается:
— рост психологических и психических
расстройств,
— снижение адаптивных свойств человека,
— ухудшение здоровья,
— изменение взаимоотношений
с окружающими и близкими людьми.1
Решение
проблемы занятости молодежи
Меры, направленные
на снижение уровня безработицы
В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть
те меры по снижению уровня
безработицы среди молодежи, которые
приведены в главе, посвященной положению
молодежи на рынке труда, учебника «Социология
молодежи»: «Тенденции к
повышению безработицы может быть противопоставлен
комплекс мер следующего
характера:
I. Экономические меры:
—развитие малого и среднего
бизнеса;
—организация общественных работ;
—внедрение гибкого графика работы;
дифференцированный подход к
трудоустройству слабозащищенных слоев
населения, в число которых входит и
молодежь.
II. Меры, предусматривающие
реорганизацию системы образования:
—улучшение системы переподготовки
и переквалификации кадров;
—совершенствование системы непрерывного
образования;
—соответствие качественной подготовки
специалистов структуре занятости
населения.
III. Меры, предусматривающие
совершенствование работы службы занятости:
—повышение оперативности и
информативности работы служб занятости;
—согласованность в работе с коммерческими
структурами; проведение
систематических социологических исследований,
необходимых для выяснения
процессов, которые не могут быть достаточно
изучены методами статистики, что
позволит скорректировать политику занятости;
психологические службы.
Взвешенная политика в отношении молодежи,
комплекс мер по ее профориентации и
адаптации к требованиям жизни определяет
общую ситуацию с занятостью на рынке
труда. Изменения в ценностных трудовых
ориентациях показывают
необходимость формирования
нового механизма мотивации, который бы
стимулировал творческую активность
и инициативу молодежи и новые формы
самоутверждения в труде. Но такой механизм,
стимулирующий внутреннюю мотивацию
и терминальное отношение к труду, может
быть создан только на уровне общества
в целом, при условии экономической и
политической стабильности и отношении
к
человеку не как производительной силе,
а как к субъекту духовной и
хозяйственной жизнедеятельности с учетом
особенностей российской истории и
культуры». 1
Успешность перехода России к рыночным
отношениям во многом будет определяться
особенностями взаимодействия экономической
и политической сфер, их
взаимосвязью. Анализ показывает, что
в реформаторской реальности обнажились
многообразные противоречия. Успешное
их устранение зависит во многом от
осознания возросшей роли политических
решений.
Отраслевые органы социальной сферы
активно участвуют в формировании системы
государственной поддержки становления
и развития молодежи, их программы
учитывают специфику молодежной проблематики.
Однако, молодежь отличается от
всех социальных групп не только возрастом,
но и тем, что ей присущи особые
социальные функции, связанные со вступлением
в жизнь. Органы, курирующие
традиционные отрасли социальной сферы,
не могут в полной мере обеспечить
условий для эффективного исполнения
молодежью ее ролей в связи с тем, что те
еще не сформированы. Это обстоятельство
вызвало потребность в округе в
специальном органе управления, ведающем
сферой жизнедеятельности молодежи.
Правовое регулирование
молодежной политики
Необходимость формирования современной
законодательной базы в области
государственной молодежной политики
определяется сохранением, а нередко и
нарастанием целого ряда социальных
проблем молодежи, что негативно отражается
на социально-экономическом и культурно-духовном
аспектах ее жизнедеятельности
и перспективах ее развития. Предпринимаемые
меры по повышению
образовательного уровня молодежи, ее
трудоустройству, решению жилищной
проблемы, развитию разносторонних способностей
молодых людей недостаточно
эффективны в силу слабой координации
этих мер, их частичного характера и
недостаточной правовой обеспеченности
Молодежь не имеет достаточного правового
обеспечения своего статуса в
качестве субъекта государственной молодежной
политики, как не имели ее в
достаточной степени органы по делам
молодежи. Однако формирование сильной
политики, достижение устойчивого управления
требуют четкого правового
регулирования сферы приложения, в первую
очередь посредством законодательных
актов, определяющих рамки деятельности,
регулирующих взаимодействия, связь
событий и процессов, распорядительных
и исполнительных актов. Их принятие -
залог эффективного функционирования
системы государственного управления.
Важнейшими документами с этой точки
зрения являются законодательные акты,
касающиеся реализации местной государственной
молодежной политики:
«Целью таких законов является установление
правовых основ государственной
молодежной политики в регионах. Это
означает, что общие положения
государственной молодежной политики
в данном законе преобразуются в систему
правомерной деятельности окружных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления.
Закон, таким образом, решает задачи в
области социального управления. Из ряда
самых больных проблем - занятость молодежи
и ее укоренение (в том числе
связанное с ее жилищным обеспечением,
а также поддержкой семьи). Необходима
правовая регламентация и других сфер
(досуговая работа, работа по месту
жительства, летний отдых, деятельность
детских и молодежных организаций,
социально-психологическая реабилитация
детей и т.д.), не обязательно
посредством законов, как-то необходимо
для стратегических, сложных
направлений: важными элементами правового
регулирования должны стать и
постановления Губернаторов и ведомственные
акты.
Отдельных регулирующих актов требуют
и некоторые формы и механизмы
организационного обеспечения государственной
молодежной политики: кадрового
(например, аттестация), финансового (формирование
фондов, конкурсная система
финансирования, финансирование инновационных,
возможности самофинансирования и
т.д.), информационно-аналитического,
научно-методического и других его видов»
1.
Работа комитета
по делам молодежи
История работы КДМ такова: «на первом
этапе до 1993 года происходило
институциональное становление молодежных
комитетов и отделов под эгидой
властных структур. Процесс шел неравномерно,
зачастую ситуация на местах
опережала ситуацию в целом по стране.
На втором этапе, в 1993 – 1995 годах, в
рамках КДМ и при их материально-финансовой
поддержке началось воссоздание и
упрочнение инфраструктуры государственной
молодежной политики. Появились
различные молодежные социальные службы
– биржи труда, подростковые клубы,
центры досуга, социально-психологические
учреждения адаптации и реабилитации,
информационные пункты. С 1995 года начался
третий этап, он характеризуется
более здравым подходом к государственной
молодежной политике, выделением
приоритетов. Одновременно происходит
оптимизация организационной и
функциональной структуры КДМ»1
В современных условия деятельность
комитетов по делам молодежи очень важна,
он
должна качественно обновляться и усложняться.
Молодежная политика
осуществляется в динамически меняющейся
обстановке. В переходные периоды,
подобные современному, объективно на
первый план выступают трудности
повседневные, трудности выживания. В
той степени, в какой удается их
преодолевать, правомерно говорить об
эффективности работы управленцев,
менеджеров комитета по делам молодежи
– от высшего до среднего и низшего звена.
В статье «Кадровый потенциал работы
с молодежью» авторы говорят о том, что
«лишь перспективная, инновационная
стратегия способна преодолеть кризисную
ситуацию и повысить успехи взаимодействия
с молодежью. Очень многое зависит от
тех людей, которые работают с молодежью,
поэтому важным является грамотный
подбор и расстановка кадров. Предлагается
следующая методика оценки кадрового
потенциала КДМ. Она включает в себя:
социологическое выявление потенциальных
работников, то есть мотивов и установок
людей. Социометрический анализ
позволяет конкретно оценить те или иные
качества работников – особенно
потенциальных кандидатов в руководители.
Так же необходимо использовать методы
психодиагностики и организационный
анализ, который предусматривает выделение
типа структуры данной организации».2
Изучение мотивационной основы профессиональной
деятельности работников
комитета по делам молодежи выводит исследование
кадрового потенциала на
уровень прикладных управленческих решений
и способно оптимизировать как
работу уже существующих комитетов, так
и подбор кадров в государственные
органы подобного типа.
Содействие профессиональной
подготовке молодежи и трудовой занятости
Комитетом по делам молодежи ведется
активная координационная работа,
базирующаяся на организационной и финансовой
поддержке реализации
соответствующих программ для молодежи,
на их методическом обеспечении, на
различных формах повышения квалификации
кадров. В числе перспективных
направлений, обеспечивающих повышение
устойчивости положения и развитие
молодежи – содействие общеобразовательной
и профессиональной подготовке
молодежи к труду; содействие трудовой
занятости молодежи;
Содействие общеобразовательной и профессиональной
подготовке и подготовке
молодежи к труду включает в себя:
«оказание посильной помощи учебным
заведениям в воспитании и социализации
учащихся и студентов, реализации их
интересов;
развитие самодеятельности и инициативы
учащихся и студентов, государственную
поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема сквозная,
ее решение предполагает
Информация о работе Молодежь на рынке труда