Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:41, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социологии".

Файлы: 1 файл

соц 1.docx

— 35.02 Кб (Скачать)

   1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

   2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

   3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

   При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод  сравнения.

   Он  также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать  соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение  другой термин, выдвинутый французским  социологом – социальная функция.

   Социальная  функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

   Другим  элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах  общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически  сменяет второй:

   1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

   2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

   Важным  условием солидарной деятельности людей  является соответствие выполняемых  ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

   В одно время с Дюркгеймом жил и  другой видный теоретик социологической  мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

   Если  последний безраздельно отдавал  приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих  индивидов, каждый из которых стремится  к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как  конкретную цель достичь всегда быстрее  и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

   Инструментом  социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

   Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным  типом. Оно предназначено для  того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов  человеческого поведения.

   Именно  он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы  понять мотивацию человеческого  действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого  человека. Знание всей цепочки событий  и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

   Только  в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром  методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

   В рамках этой теории Вебер выделил  четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

   Важным  элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

   Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям.

   Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.

   Значительное  внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его  мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых  социальных институтов невозможно без  эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный  аппарат управления.

   Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

   1) разделение труда и специализация;

   2) четко определенная иерархия власти;

   3) высокая формализация;

   4) внеличностный характер;

   5) планирование карьеры;

   6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

   7) дисциплина. 

Информация о работе Лекции по "Социологии"