Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:49, курсовая работа
Всевозможные конфликты пронизывают не только жизнь каждого человека, но и историю отдельных народов и даже историю всего человечества. Если задуматься об общем определении конфликта, то его можно было бы сформулировать следующим образом: конфликт - это столкновение интересов сообществ людей, различных групп, отдельных индивидуумов. При этом надо учитывать, что обеими сторонами конфликта столкновение интересов должно быть осознанно.
Введение. Социальный подход к исследованию конфликтов в малых группах3
Глава 1. Общая характеристика понятий «конфликт» и «малая группа»5
Глава 2. Конфликты в малых группах7
§ 2.1. Сущность конфликта в малой группе и ее характеристика7
§ 2.2. Причины возникновения конфликтов11
§ 2.3. Последствия конфликтов13
Глава 3. Разрешение конфликтов16
§ 3.1. Способы выхода из конфликтов16
§ 3.2. Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе18
Глава 4. Тест на конфликтность22
Заключение23
Список использованной литературы24
Обладая
разумом и способностью к самосознанию,
человек, в большей степени свободен
в выборе направлений деятельности,
может регулировать свои отношения.
Будучи потенциально рациональным, он
склонен считаться с писаными и неписаными
правилами поведения, которые усваиваются
им в процессе социализации, приобщения
к достижениям культуры.
Таким
образом, конфликт предстает как
осознание на уровне отдельного человека,
социальной группы или более широкой
общности противоречивости процесса взаимодействия
и отношений, различий, а то и несовместимости
интересов, ценностных оценок и целей,
как осмысленное противостояние.
Следующая
черта: конфликт — явление широко
распространенное, повсеместное, вездесущее.
Конфликтные ситуации возникают во всех
сферах общественной жизни — будь то экономика,
политика, быт, культура или идеология.
Они неизбежны как неотъемлемый компонент
развития общества и самого человека.
В самом деле, разве можно представить
себе становление отдельной личности
или деятельность организации без внутренней
напряженности, противоречий, преодоления
застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности,
условия хозяйствования, стечение неблагоприятных
для функционирования организации обстоятельств;
проблемы трудовой мотивации, связанные
с оплатой труда, содержанием и престижностью
работы, отношениями в коллективе между
отдельными лицами и социальными группами;
структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных
связях, недовольство работников решениями
администрации; эмоциональные всплески,
вызываемые различиями в темпераменте,
характере и манере поведения совместно
работающих людей, их возрасте и жизненном
опыте, нравственных представлениях, уровне
образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность
— это иллюзия, утопия и уж тем
более не благо. Конфликты, как и
любые социальные противоречия, являются
формой реальных общественных связей,
которые как раз и выражают взаимодействие
личностей, отношения социальных групп
и общностей при несовпадении, несовместимости
их потребностей, мотивов и ролей. Словом,
там, где действуют люди, практически всегда
есть место и конфликтам.
Весьма
существенно, что конфликт — это
такое взаимодействие, которое протекает
в форме противостояния, столкновения,
противоборства личностей или общественных
сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей
мере двух сторон. В процессе его развертывания
имеют место и действия и контрдействия,
так как осуществление намерений участников
конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством
в дела другой стороны (или сторон), нанесением
ей определенного ущерба, преодолением
сопротивления, созданием помех, мешающих
добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
По
степени остроты противоречий, которые
возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие типы конфликтов:
недовольство разногласие противоречие размолвка раздор
перебранка стычка
ссора скандал
вражда война
Анализ
содержания и особенности протекания
конфликта обычно проводят в соответствии
с его тремя основными
стадиями: предконфликтная ситуация,
непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная
стадия – это период, в которой
конфликтующие стороны
Во втором случае противники пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть. Такая форма борьбы преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действия и одновременно выявить его стратегию.
По своему внутреннему содержанию конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Когда участники начинаю действовать на основе личной неприязни и его первоначальная причина просто забывается, такой конфликт называется эмоциональным.
Всякий
конфликт так или иначе
Как
правило, лидер не одинок. Его поддерживает
определенная группа, но эта поддержка
почти всегда осуществляется на некоторых
условиях. Определенные члены «группы
поддержки» находятся одновременно
в отношениях соперничества или
конкуренции за позиции в лидировании.
Следовательно, лидер вынужден считаться
не только с противоположной стороной
в конфликте, но и с тем, как
он будет воспринять в своей собственной
среде, насколько прочна его поддержка
среди его собственных
§ 2.2. Причины возникновения конфликтов.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).
Развитие конфликта, возможность его крайнего развития зависит от того, какое значение придается событию лидерами конфликтующих групп и массовым сознанием. Для того, чтобы понять природу конфликта и характера его развития необходимо осмыслить «теорему Томаса», которая гласит: «Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям». Относительно конфликта теорему можно раскрыть так: если между людьми существуют противоречия, которые не воспринимаются и не ощущаются ими, то такие противоречия не приведут к конфликту. Сознание конфликта, ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние подавленности, угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает эту ущемленность с действиями некоторых иных групп или людей. Таким образом воображаемое превращается в действительное. И наоборот, если между людьми имеется общность интересов, но сами участники ощущают друг к другу враждебность, то отношения между ними будут обязательно развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества.
Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:
Сознание
конфликта, ощущение враждебности намерений,
реакция на воображаемую или реальную
угрозу, состояние подавленности, угнетения
порождают превентивные или защитные
действия той стороны, которая чувствует
ущемленность и связывает эту
ущемленность с действиями некоторых
иных групп или людей. Так воображаемое
превращается в действительное.
§ 2.3. Последствия конфликтов
Самая
важная стадия конфликта как процесса
- это управление им. В зависимости от того,
насколько эффективным будет управление
конфликтом, его последствия станут функциональными
или дисфункциональными, что, в свою очередь,
повлияет на возможность будущих конфликтов:
устранит причины конфликтов или создаст
их.
Функциональные
последствия конфликта.
Самое важное из них заключается в том,
что проблема может быть решена таким
путем, который приемлем для всех сторон,
и в результате люди больше будут чувствовать
свою причастность к решению этой проблемы.
Такой характер носят конструктивные
конфликты. Это, в свою очередь, сводит
к минимуму или совсем устраняет трудности
в осуществлении решений - враждебность,
несправедливость и вынужденность поступать
против воли. Другое функциональное последствие
состоит в том, что стороны будут больше
расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму
в будущих ситуациях, возможно, чреватых
конфликтом.
Информация о работе Конфликты в малых группах и пути их разрешения