Конфликт: понятие, типы, структура. Исследование по методике Ассингера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно найти общий язык и в чем причина разногласий?

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………..2
2. Глава №1……………………………………………………………………4
2.1.Что такое конфликт?...................................................................................4
2.2.Структура конфликта……………………………………………………..4
2.3.Типология конфликтов……………………………………………………6
2.4.Возникновение конфликтов………………………………………………7
2.5.Причины возникновения конфликтов……………………………………7
2.6.Как избежать конфликтогенов……………………………………………9
2.7.Типология конфликтных личностей…………………………………….10
2.8.Развитие конфликта и его завершение………………………………….11
2.9.Предупреждение конфликтов…………………………………………....14
2.10.Функции конфликтов…………………………………………………....14
3. Глава №2…………………………………………………………………….15
3.1. Исследование по методике Ассингера………………………………….15
4. Заключение………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

дот по социологии.docx

— 39.06 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">1. «Демонстративные»:

Характеризуются стремлением  быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований способны пойти на конфликт, чтобы хоть таким образом привлечь внимание.

2. «Ригидные»:

Термин «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие  к такому типу, отличаются завышенной самооценкой, честолюбием, нежеланием и неумением считаться с мнением  других людей.

3. «Неуправляемые»:

Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью, отсутствием самоконтроля. Поведение  таких личностей - агрессивное, вызывающее.

4. «Сверхточные»:

Это добросовестные работники, подходящие ко всем с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет  требованиям, они подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью  к критике со стороны окружающих.

5. «Рационалисты»:

Расчетливые люди, готовые  к конфликту в любое время, если с его помощью возможно достичь  личных, меркантильных целей.

6. «Безвольные»:

Отсутствие собственных  убеждений и принципов может  сделать безвольного человека орудием  в руках лица, под влияние которого он попал. Опасность заключается  в том, что чаще всего безвольные люди имеют репутацию добрых людей, от которых никто не ждет подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта  воспринимается окружающими как  истина.

Два последних типа являются ситуативными, то есть проявляются  при наличии определенной ситуации. Представители остальных типов  идут на конфликт в любой момент.

Развитие  конфликта и его завершение

Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно  включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.

Кроме такого поступательного  развития конфликта существует и  нисходящее преобразование - затухание. Это переход полного конфликта  из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.

Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод  ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие  «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение» конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование  конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении. Таким образом, регулирование - это перевод конфликта в более  благоприятное русло.

Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия «разрешение», «примирение», «преодоление» предполагают сознательное вмешательство в ход  конфликта.

Существует полное и частичное  разрешение конфликта. Если имеет место  преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются  или преобразуются лишь некоторые  структурные элементы конфликта. Такая  ситуация порождает возникновение  нового конфликта на той же или  на новой основе.

Разрешение конфликта  следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины  противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - попытка избавиться от конфликта  путем примирения, а не преодоление  причин. Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:

1. Подготовка - диагностика  конфликта;

2. Разработка стратегии  разрешения конфликта;

3. Практическая деятельность  по устранению конфликта - реализация  комплекса методов и средств;

Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа «дебатов», где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.

Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г.Скотт):

- конкуренция;

- уклонение;

- приспособление;

- сотрудничество;

- компромисс;

Стиль конкуренции используется, когда субъект активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить собственные интересы в ущерб другим людям, вынуждая окружающих принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.

Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.

Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно.

Предупреждение  конфликтов

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения  и разрушительного влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз - это  представление о будущем конфликте  с определенной вероятностью указания его места и времени возникновения. Практическая ценность прогноза определяется уровнем его достоверности и  обоснованности. В первую очередь  следует обозначить возможные противоречия. Следующим шагом разработки прогноза служит выявление тенденций изменения  конфликтной ситуации, развития противоречий. На основе данного исследования складываются предпосылки для разработки возможных  сценариев развития конфликта. Но стоит  отметить, что однозначно оценить  будущий конфликт очень и очень  трудно.

Функции конфликтов

Любой конфликт сигнализирует  о наличии проблемы, требующей  разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия  и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше  узнают друг друга, усваивают полезные знания и накапливают опыт. Другая функция конфликтов - интеграция. Они  способствуют объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта  сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп  и индивидов, а поиск единомышленников ведет к объединению людей, то есть к интеграции. Это были перечислены  конструктивные функции конфликтов. Однако они неотделимы от деструктивных  функций. Конфликт - фактор социальной дифференциации - оборотной стороны  интеграции. Это выражается в расколе общества на полярности, группы, которые соперничают в конфликте.

Глава №2

Исследование  уровня агрессивности учащихся по методике Ассингера

Исследование было начато в январе 2008 года. Данная работа состояла из трех этапов. На первом этапе был  проведен анализ литературы, касающейся проблемы конфликтов, причин и последствий. Второй этап состоял из разработки анкеты для определения степени  агрессивности учащихся. За ее основу была взята методика Ассингера, которая  позволяет выявить, достаточно ли человек  корректен в отношениях с окружающими  его людьми. Анкета (ее вид предложен  в приложении) состоит из 10 вопросов, которые имеют закрытую форму, т.е. ответы строго фиксированы. Анкетирование  проводилось в марте 2008 года на базе Гимназии Тюменского Государственного Университета. Было опрошено 20 человек, по 10 каждого пола. Третий этап представлял  собой обработку полученных данных, их анализ.

Итак, в результате проведенного анкетирования, выяснилось, что из 20 опрошенных гимназистов 7 человек (что  составляет 35% респондентов) оказались  миролюбивыми личностями, избегающими  конфликтов всеми возможными способами. При этом трое из них обладают излишней пассивностью, которая обусловлена  неуверенностью в себе и в своих  силах. 2 человека или 10% опрошенных характеризуются  излишней агрессивностью, которая граничит с жестокостью. Конфликты с их участием чаще всего носят деструктивный, разрушительный характер. Они склонны  к необдуманным поступкам, а своим  поведением способны спровоцировать конфликтную  ситуацию, которой могли бы избежать. Наибольшая часть гимназистов - 11 человек, что составляет 55% от общего числа  опрошенных, обладают умеренной агрессивностью, которая не мешает нормально идти по жизни и находить общий язык в коллективе. В этом случае имеет  место и самоуверенность, и гордость, но в то же время и уважение к другим индивидам. Три человека из данной категории находятся в пограничном положении, поскольку у них могут наблюдаться беспричинные вспышки агрессии, обусловленные, по всей видимости, неблагоприятным внутренним (психологическим) состоянием в совокупности с внешним воздействием.

Таким образом, по результатам  анкетирования следует отметить, что атмосфера в среде учащихся Гимназии хорошая. Более половины всех учащихся обладают абсолютно адекватной реакцией на конфликтные ситуации и  осознано стремятся избегать их. В  случае возникновения противоречий между учащимися, 85% из них улаживаются  посредством консенсуса, т.е. нахождения оптимального решения для всех участников конфликта. Количество гимназистов, имеющих  повышенную агрессивность, составляет не более 10% от всех учеников. Это абсолютно  нормальный показатель для коллективов  с большой численностью. К примеру, доля таких учащихся в обычных  общеобразовательных учреждениях  приближается к 50%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Заключение

Таким образом, здесь были рассмотрены вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной темы.

 В целом выделяют  две группы конфликтов — функциональные  конфликты и дисфункциональные  конфликты первой группы ведут  к повышению эффективности организации,  а конфликты второй группы  приводят к снижению личной  удовлетворенности, разрушению группового  сотрудничества. Существуют четыре  основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между  отдельной личностью и группой  и межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов: различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.

Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание  норм, материальное стимулирование, использование  власти.

Конфликт - явление неоднозначное, и нельзя говорить только об его  отрицательном влиянии на жизнь  людей. В зависимости от методов  разрешения может происходить и  его конструктивное, т.е. полезное воздействие.

Искоренить явление конфликта  невозможно, да и не нужно. Наличие  противоречий - это нормальная ситуация, когда она находится в пределах разумного. А вот знать о конфликтах и способах разрешения полезно для  всех людей.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    • Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1979
    • Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983
    • Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М.,1990
    • Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 1974
    • Введение в общую теорию конфликтов.”  Дмитриев А. В. , Кудрявцев В.Н, Кудрявцев С.Н.     М., 1993 г.
    • “Социальный конфликт.” Запрудский Ю.Г. Ростов н/Д., 1992.

 


Информация о работе Конфликт: понятие, типы, структура. Исследование по методике Ассингера