Конфликт поколений как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:52, реферат

Краткое описание

В последнее время все чаще между людьми возникают конфликтные ситуации. Причем их причины объяснить порой бывает очень проблематично. Понятие «конфликт» уходит своими корнями в историю. Конфликт- это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Л. Козер в своей классической работе «Функции социального конфликта» считал, что «частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры». Таким образом, конфликты неизбежны. Особенно когда речь идет о молодежной среде. Здесь можно выделить следующие типы конфликтов: Межпоколенные молодежны

Оглавление

План:
Введение
Конфликт поколений как социальная проблема
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки РФ.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

    Но  власть стариков и уважение к ним  отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного  возраста. Классовое рабовладельческое  общество по своей сути не могло  проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой  этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные  граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны  общества.

    В XX веке положение старых людей значительно  ухудшилось. Расширились представления  о старости в социальном, психологическом  и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая  место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные  потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам  выгоды.

    Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим  на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось  крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

    История свидетельствует о существовании  проблемы борьбы за власть между старыми  и молодыми, принадлежащими к господствующему  классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

    В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов  и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим  до отцеубийства - как у Достоевского.

    Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять  заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В  христианской культуре появляется преемственность  поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое.

    Особо остро конфликт поколений проявляется  в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение  отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

    Существует  две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

    в современном обществе существует большая  разница между поколениями и  этот разрыв увеличивается;

    представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

    Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

    Специфика конфликта поколений  в России.

    Семья, как социальный индикатор, является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях.

    В России за последние 15 лет произошли  глубокие ценностные изменения. Можно  сказать, что произошла ломка  многовековой традиции российского  общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и  для всех остальных членов общества.

    Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать, что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

    Специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

    обесценивание старости в глазах молодого поколения;

    поиск семейных ценностей, как духовных, так  и материальных;

    передача  собственности по наследству;

    вытеснение  людей пожилого возраста на периферию  социальной жизни;

    дети  не приемлют ценности и образ жизни  своих родителей.

    увеличение  социокультурной дистанции между  молодым и пожилым возрастом.

    В последние годы развития российского  общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему: из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России.

    Конфликт  поколений: стабильность и изменчивость.

    Жизненный цикл каждого человека характеризуется  многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет  различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

    Очень важным представляется рассмотреть  межпоколенные взаимоотношения в семье, которые важны как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

    воспитательная (социализация молодого поколения),

    функция духовного общения,

    социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),

    досуговая (взаимообогащение интересов),

    эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

    В настоящее время происходят сильные  изменения в экономической жизни  страны, старшее поколение полностью  отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи  с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции  семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

    Таким образом, старость можно рассматривать  как стабильный и устойчивый элемент  в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности  общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым  людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствующую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты.

    Конструктивная  функция конфликта  поколений.

    Конфликт  поколений является универсальной  темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой  истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

    Многие  психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и  сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает  его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

    Каковы  же причины обострения противоречий между поколениями?

    В 60-е годы наметились два полюса в  оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

    Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

    В-третьих, признавая значение обеих выше названных  тенденций, нужно опасаться преувеличения  темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

    Главной задачей в конфликте поколений  является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой  иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

    Общество  оценивается по тому, как оно относится  к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда  оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в  конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

    Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее  поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о  степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия  к молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод 

    Таким образом, в разные исторические периоды  отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью  правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

    В России пожилые люди всю свою жизнь  отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой»  для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним  днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и  обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые  на сегодняшний момент переступили  порог старости, дала возможность  молодежи получить образование и  профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования  общества. Старики передают молодым  не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти  блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся.

Информация о работе Конфликт поколений как социальная проблема