Конфликт и стабильность в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема политического конфликта и политической стабильности особенно актуальны для современного российского общества.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….............…3
Глава 1. Сущность политических конфликтов, причины возникновения
1.1. Сущность политической стабильности ……………………………………….5
1.2. Предупреждение и урегулирование конфликтов, как условия поддержания политической стабильности в обществе……………………………………….…14
Глава 2. Характеристика современного российского общества
2.1. Политическая стабильность в современной России: факторы, уровни, противоречия……………………………………………………………………………20
2.2. Способы достижения политической стабильности ……………………….28
Глава 3. Грузино - абхазский конфликт
3.1. Исторический ход событий Грузино-абхазского конфликта…………….31
3.2. Программа урегулирования конфликта………………………….…….....36
Заключение………………………………………………………………..............39
Список использованной литературы……………………………………………41

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 84.13 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….............…3

Глава 1. Сущность политических конфликтов, причины возникновения

1.1. Сущность политической стабильности ……………………………………….5

1.2. Предупреждение и урегулирование конфликтов, как условия поддержания политической стабильности в обществе……………………………………….…14

Глава 2. Характеристика современного российского общества

2.1.   Политическая стабильность в современной России: факторы, уровни, противоречия……………………………………………………………………………20

2.2. Способы достижения политической стабильности ……………………….28

Глава 3. Грузино - абхазский конфликт

3.1. Исторический ход событий Грузино-абхазского конфликта…………….31

3.2. Программа урегулирования конфликта………………………….…….....36

Заключение………………………………………………………………..............39

Список использованной литературы……………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

Актуальность. Проблема политического конфликта и политической стабильности особенно актуальны для современного российского общества.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Стабильность - это сохранение режима устойчивости и согласованности  с минимальными отклонениями. Полная политическая стабильность - явление исключительное, потому что смена правительств, активность оппозиции привычны для большинства стран, в том числе и для тех, которые считаются политически стабильными. Политическая стабильность - составная часть общего понятия стабильности государства. Синонимы «стабильности» - «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Также хотелось бы отметить, что в условиях интенсивно протекающих общественных трансформаций (реформ) от стабильности политической системы (политической стабильности) зависит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. Конфликт может стать главным фактором стабильности в регионе или даже  мире в целом.

Степень научной  разработанности:

Среди отечественных исследователей, занимающихся данной проблематикой, следует выделить А. Г. Здравомыслова, который рассматривал межнациональные конфликты в постсоветском пространстве1, а также М. М. Лебедеву, которая анализировал политическое урегулирование конфликтов. Среди зарубежных авторов следует выделить Г. Дж. Скотта, который рассматривал пути преодоления политических конфликтов. Проблемы политической стабильности рассматривали такие авторы как С. Хантингтон, С. Л. Агаев, А. А. Жириков, А. С. Макарычев, В. Л. Алтухов, В. Г. Афанасьев и др.

Объект работы – политические конфликты.

Предмет – политическая стабильность как условия предупреждения и урегулирования политических конфликтов.

Цель – изучить способы достижения политической стабильности как предупреждение и урегулирование политических конфликтов.

Задачи:

- охарактеризовать понятие  «политический конфликт»;

- изучить пути разрешения  политических конфликтов;

- рассмотреть общую характеристику  политической стабильности;

- проанализировать классификацию  политической стабильности;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность политических конфликтов, причины возникновения

 

        1. Сущность политической стабильности

 

Политическая стабильность - составная часть общего понятия  стабильности государства. Синонимы «стабильности» - «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в тех случаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагировать на любые общественно-экономические события» (А.И.Юрьев). К нарушению психолого-политической стабильности приводит увеличение напряжения в проблемных зонах общества. То есть наличие в обществе и эскалация дестабилизирующих факторов. Уровень политической стабильности в обществе возможно измерить. Показателем политической стабильности является соотношение уровня социальной/политической агрессивности населения и уровня социальной/политической подчиненности масс. Однако стабильность вовсе не обязательно означает отсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пусть минимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха. Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться - от балансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижности и неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделять не только уровни или степень стабильности - нестабильности, но и различные типы политической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическую стабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и, во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую на основании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой. Примером последней могут быть некоторые политические режимы, функционировавшие в досоветской и советской России. Российский опыт убеждает в том, что авторитарный харазматический лидер способен обеспечить стабилизацию общества на путях прорыва к новым рубежам социального и экономического прогресса. Правление кого бы из сильных, реформистски настроенных политических лидеров мы не взяли - Петра I, Александра II, раннего Сталина - везде мы видим грандиозные социально-экономические результаты, скорость свершения которых, не идет ни в какое сравнение с теми сроками, в какие подобные преобразования совершались на Западе. Однако стоило энергии верхов по каким-то причинам ослабеть, и развитие общества тормозилось, стабилизация

Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как2:

- Система связей между  разными политическими субъектами, характеризуемая определенной целостностью и эффективностью функционирования самой системы.

- Упорядоченные процессы  в политике, противоречивость и  конфликтность которых регулируются с помощью политических институтов.

- Согласие основных социальных  и политических сил по поводу  целей и методов общественного  развития.

- Состояние политической  жизни общества, проявляющееся в  устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованием структур, с качественной их определенностью.

- Совокупность политических  процессов, обеспечивающих бытие  и развитие политических субъектов в политической системе.

Следует так же обратиться к наиболее популярным подходам в  определении политической стабильности в западной политологии:

а) Прежде всего, стабильность понимается как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих - в кризисной ситуации - справиться с ним.

Стабильность рассматривается  также как функция демократии, включающей в себя, в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества.

б) Стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.

в) Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.

г) Стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими, Иными словами, в стабильной системе либо политический процесс не приводит к радикальным переменам, либо - если таковые перемены все-таки наблюдаются - они подчинены стратегии, заранее разработанной правящей элитой.3

Таким образом, как подчеркивает Павлов Н. А., - одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы - обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы - это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.

Политическую стабильность следует также понимать как составную  часть общего состояния стабильности государства. Данная трактовка понятия  придает новое измерение формирующейся  концепции «устойчивого развития»  общества. Политическая стабильность - обеспечивается не только действием  собственно политических факторов, сбалансированностью  элементов политической системы, устойчивостью политических отношений. Непременным условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства народами.

Основные условия и факторы  политической стабильности:

– эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;

– согласие основных или ведущих  социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;

– необходимый уровень доверия  к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;

– высокая эффективность и лёгитимность политического режима, легальность властей;

– наличие правовой системы, создающей  необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;

– обеспечение основных прав и  свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;

– разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;

– руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами  морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;

– недопущение резкой социальной дифференциации общества;

– отсутствие (предотвращение и эффективное  разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;

– эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;

– умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;

– наличие общих элементов политической культуры у «управляющих» и «управляемых».4

Рассмотренные выше условия и факторы  в свой совокупности представляют идеальную  модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень  их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми  условиями политической стабильности являются легитимность, легальность  и эффективность существующего  режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации. 

Стабильность соотносят  с ситуативными и оперативными параметрами  политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.

Информация о работе Конфликт и стабильность в политике