Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:11, курсовая работа
Актуальность. Проблема политического конфликта и политической стабильности особенно актуальны для современного российского общества.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Введение………………………………………………………………….............…3
Глава 1. Сущность политических конфликтов, причины возникновения
1.1. Сущность политической стабильности ……………………………………….5
1.2. Предупреждение и урегулирование конфликтов, как условия поддержания политической стабильности в обществе……………………………………….…14
Глава 2. Характеристика современного российского общества
2.1. Политическая стабильность в современной России: факторы, уровни, противоречия……………………………………………………………………………20
2.2. Способы достижения политической стабильности ……………………….28
Глава 3. Грузино - абхазский конфликт
3.1. Исторический ход событий Грузино-абхазского конфликта…………….31
3.2. Программа урегулирования конфликта………………………….…….....36
Заключение………………………………………………………………..............39
Список использованной литературы……………………………………………41
Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.
1. Социально - политическое маневрирование. Оно включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк— от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.
2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направленности.
3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция.
4. Применение силы. Эта мера, как показывает практика, наименее эффективна.
Позитивную роль в достижении политической стабильности могут сыграть: формирование коалиционного правительства (правительства национального доверия), переговоры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической деятельности средств, не адекватных цели. Известно, что средства, применяемые в политике, могут искажать цель. Вольное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политических претензий отдельных деятелей в ущерб интересам человека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики. Для реализации новых целей нужен и новый уровень культуры политической деятельности, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядоченности политического процесса резко снижается. Реакция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разрушительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягивается на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие предпочтение ценностям порядка, достигают наибольших успехов в своем развитии.
Также политическая поддержка, рассматривается как важнейшее условие стабильности политической системы, она может быть массовой и элитной. Хотя жесткое противопоставление обоих видов поддержки вряд ли может быть достаточно продуктивным, очевидно, в демократическом обществе должен быть создан определенный баланс между ними. В тоталитарном обществе наиболее характерным является ориентация на обеспечение консолидации политической элиты, от которой в первую очередь зависит устойчивость политического режима.
Таким образом, функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.
Глава 3. Грузино-абхазский конфликт
3.1. Исторический ход событий Грузино-абхазского конфликта
Субъектами данного конфликта являются: Грузия и Абхазия.
Объектом конфликта явился: спор о юридической правомерности (неправомерности) вхождения Абхазии в состав Грузии и юридической же обоснованности (необоснованности) этнонационального самоопределения Грузии и Абхазии.
Предмет конфликта: этническое самоопределение воюющих сторон.
Цели: основное требование Абхазии состояло в предоставлении ей полной независимости от Грузии. Грузины же под руководством лидеров националистических движений 3. К. Гамсахурдиа, М. И. Костава, Г. О. Чантурия, И. С. Церетели настойчиво требовали выхода из состава СССР, ликвидации советской власти в республике, а также Грузия пыталась вооруженным путем установить контроль над Абхазией, тем самым добиваясь полного суверенитета своей страны.
В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия.
14 августа 1992 года только что
вступившая в ООН Грузия
Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида.
Уничтожались памятники
С 1989 г. до сегодняшнего дня грузино-абхазский конфликт новейшего времени прошел несколько этапов.8 Первый этап (март 1989 – июль 1992 г.) - политико-правовой. В отличие от Южной Осетии, конфликт начинался не с идеологического обоснования взаимных этнических претензий, а как спор о юридической правомерности (неправомерности) вхождения Абхазии в состав Грузии и юридической же обоснованности (необоснованности) этнонационального самоопределения Грузии и Абхазии. На первом этапе борьба шла не столько между Тбилиси и Сухуми, сколько между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Грузино-абхазское противоборство отличалось и большей по сравнению с Южной Осетией этнической мозаичностью. На лыхненском сходе присутствовали около пяти тысяч представителей от армянской, русской и греческой общин Абхазии. Абхазские националисты акцентировали внимание общественности на том, что противниками «грузинизации» Абхазии являются не только этнические абхазы, но также и русские, армяне, греки. Для идеологического и правового обоснования национального самоопределения Абхазии немало сделал лидер русской общины Абхазии – историк и археолог Юрий Воронов. Говорить об абхазском сепаратизме в 1989 - начале 1992 гг. неправомерно. В это время сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, в то время как абхазы противодействовали грузинским национал-радикалам и защищали существовавшее на тот момент единое государство. После распада СССР абхазская элита первоначально выступала с позиций «советского реваншизма».
Второй этап (июль 1992 - июль 1994 гг.) - военно-политический.
23 июля 1992 г. в целях преодоления правовой неурегулированности между Грузией и Абхазией Верховный Совет Абхазии решил восстановить на своей территории действие Конституции Абхазии 1925г., согласно которой отношения между Абхазией и Грузией основывались на особом союзном договоре. Были одобрены новые герб и флаг, а Абхазская АССР переименована в Республику Абхазия. Сессия парламента приняла постановление «О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года». Свои шаги абхазская сторона объясняла тем, что и в Грузии в феврале 1992г. отказались от Конституции Грузинской ССР 1978г., введя в действие Конституцию 1921 г. В соответствии с Конституцией Абхазии 1925 г. она являлась суверенным государством. Грузинская фракция с мая 1992г. бойкотировала заседания парламента, и потому голосование проходило без ее участия. Однако решение все же было принято большинством голосов.
В Тбилиси решение сессии абхазского Верховного Совета признали незаконным и не имеющим силы. Начался конституционный конфликт. В ответ абхазы заявили, что грузинское правительство пришло к власти «в результате вооруженного переворота и потому не является легитимным», а такое незаконное правительство «не имеет права отменять решения законно избранного парламента Абхазии».
Аннулирование правовой базы
вхождения Абхазии в состав
Грузии и ответная реакция
грузинских властей - ввод войск
Госсовета Грузии на
Третий этап (июль 1994 г. – настоящее время) - попытки урегулирования последствий грузино-абхазского конфликта. Рубежом между вторым и третьим этапом стала масштабная миротворческая операция российских миротворческих сил. С 1994 г. грузино-абхазский конфликт, несмотря на отдельные эксцессы в 1998 и 2001 гг., перешел в формат переговорного процесса между противоборствующими сторонами при участии России и международных структур - о статусе Абхазии и проблеме возвращения грузинских беженцев в места их прежнего проживания.
Как и Грузия в начале 1990-х гг.,
Абхазия после обретения
Революция с помощью отрядов
младогрузин в Абхазии
3.2. Программа урегулирования конфликта
В ходе урегулирования конфликта в Абхазии крайне важно учесть интересы обеих заинтересованных сторон, а именно: предоставить народу Абхазии возможность реализовать свое неотъемлемое право на самоопределение при соблюдении территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ.
Для полиэтнической Грузии модель федеративного устройства является наиболее подходящей. При этом правительство Грузии в целях сохранения самобытности каждой общины многонационального населения Абхазии и содействия развитию ее экономики, должно делегировать властям последней необходимый для этого объем политических и административных полномочий, безусловно, больший, чем был в доконфликтный период.
В условиях неурегулированности конфликта жизненно важное значение приобретает вопрос о физической безопасности населения проживающего в зоне конфликта. Вполне понятно, что до тех пор, пока между Грузией и Абхазией не будет подписано соглашение о мерах по не возобновлению военных действий, гарантом которого будут выступать ООН, Россия либо другие страны или организации, обеспечение безопасности стоит на первом месте.
Одной из основных проблем является проблема беженцев. Интеграция в грузинское общество тех беженцев, которые к этому готовы и лоббирование интересов тех, кто намерен вернуться в Абхазию. Построение прававого государства с демократическими институтами в Грузии и Абхазии, с сильным гражданским обществом, которые станут необходимыми условиями для равноправия и полноценного существования этнических грузин в Абхазии, или абхазского народа в Грузии.
Внутриполитическая
«Открытие» Абхазии для
Создание совместного грузино-
Легализация деятельности абхазских экономических структур – частных, государственных, смешанных - на территории Грузии, то есть абхазские экономические субъекты, которые зарегистрированы в Сухуми, смогут иметь свободные экономические отношения и работать на территории Грузии. Это поможет способствовать тому, чтобы грузинское государство начало переговоры со странами СНГ, Турцией, Болгарией о легализации деятельности абхазских экономических структур и на их территориях.
Открытие информационного
Особое внимание нужно уделить независимым теле - радиопрограммам. Если удастся создать независимый канал или свободные передачи, это послужило бы трансформации конфликта и сближению народов. Главное получать информацию, узнавать, как оценивают ситуацию разные слои общества. Все эти подходы и многие другие, будут способствовать созданию общего информационного, коммуникационного и в какой-то степени экономического.
Также для восстановления стабильности в Абхазии необходимо: заниматься развитием экономики, промышленности, туризма, социальной сферы, в развитии традиционных и наиболее перспективных направлений сельскохозяйственной отрасли республики – виноделия, овощеводства, садоводства, выращивания цитрусовых и субтропических культур. Необходимо поддерживать отношения с Россией, совершенствовать и разрабатывать имеющийся инструментарий для эффективной реализации двусторонней нормативно-правовой базы взаимовыгодного сотрудничества. Немаловажным является и то, что Россия выступает гарантом стабильности и безопасности для Абхазии. Поэтому в настоящее время и республика Абхазия, и Российская Федерация должны продолжать работу в направлении углубления взаимодействия. Также Абхазии необходимо поддерживать курс руководства на укрепление самостоятельности и суверенитета.