Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:19, монография
Вне всякого сомнения, феномены общественного мнения могут быть рассмотрены и «организованы», систематизированы под разными углами зрения. От избранного подхода, в принципе, зависят как сам предмет исследования, так и методы его анализа. Выделим два как будто полярных методологических варианта:
По всей видимости, в долгой череде саморазоблачений и покаяний, которыми наполнена история отечественного инакомыслия разных направлений, «внутренний страх» — помимо всего прочего — действовал с огромной силой. Конечно, лишь до тех пор, пока монолит «общего мнения» и стоящих за ним систем казался цельным.
Линии и противоречия «массовой социализации»
Общественное мнение, как уже отмечалось, исполняет свои социализирующие функции преимущественно про трем линиям: во-первых, через свой универсальный «язык» или категориальный аппарат; во-вторых, через систему общеупотребительных рамок социально допустимого поведения (правил игры на массовом поле); в-третьих, через механизмы идентификации человека с различными сегментами и структурами общества.
По всем этим направлениям процессы «массовой» социализации (то есть осуществляемой через механизмы общественного мнения) происходят в современных наших условиях весьма противоречиво: каждый «шаг вперед» неизбежно вызывает не просто сопротивление, но тенденцию возврата к отжившим структурам и способам действия.
Универсальная распространенность «языка» общественного мнения (с его плюрализмом, свободой слова и пр.), которая в нашем обществе стала общепризнанной на протяжении последнего десятилетия, прикрывает довольно примитивную дихотомию общественных сил, постоянно порождающую стремления к авторитаризму и прямому манипулированию тем же общественным мнением. Правда, реализоваться полностью они до сих пор не могли — и, скорее всего, не смогут — потому что, если сторонники авторитарных диктатур вынуждены обращаться к массам через поле общественного мнения, то есть прибегать к «неспецифическим» средствам, это говорит об их слабости, о том, что «специфические» средства военно-полицейского и бюрократического насилия утратили свою эффективность.
Опыт политически напряженных пред- и послеэлекторальных месяцев 1996 г. дал обширный набор вариантов апелляции к общественному мнению со стороны политических и, особенно, властных сил — учет реальной ситуации, мобилизация архаических структур («всенародной поддержки»), манипулирование масс-медиа, подчеркнутое безразличие... Как и можно было ожидать, активизация «мобилизационных» механизмов воздействия на общество и общественное мнение не придали стабильности президентской власти, а напротив, стимулировали децентрализующие авторитарные тенденции.
Но именно этот, столь разнообразный, опыт ввел в обиход новый механизм общения властных структур друг с другом — через масс-медиа и общественное мнение (публичные «генеральские» разборки вокруг Коржакова—Куликова—Лебедя). В каждом случае реальным адресатом был, видимо, один человек, президент, а возбуждение общественного мнения служило лишь средством спровоцировать определенную реакцию с его стороны. В интересующем нас плане анализа важно отметить косвенное признание роли публичности даже в ситуации дворцовых интриг. (Вопреки традиционному правилу обращения с «сором из избы», он демонстративно выносится «через улицу».)
Другая особенность того же недавнего опыта — наличие разных «правил игры» как будто на одном и том же поле общественного мнения.
Прежде всего здесь сталкиваются привычные партикуляристские правила (привилегированные, «для своих») с современными универсалиями (общезначимыми нормами и правами). Торжественно провозглашенные гражданские права подчиняются интересам целостности или безопасности государства (как эти последние трактуются на данный момент в иерархии власти). Ответные реакции, ставящие превыше всего локальные, этнополитические, фирменные интересы, усиливают то же противоречие.
В электоральной ситуации это находит свое выражение в превращении борьбы политических сил в столкновение разных исторических эпох. Тем самым легитимизируется заведомое неравенство возможностей соперников не только в использовании масс-медиа, но и в ориентации пропаганды и пр.
Социальная идентификация как пример
Современные идентификационные процессы демонстрируют все типичные противоречия «массовой» социализации.
Неоднократно отмечался переход от единообразных и жестких принудительных рамок социальной идентичности привычного прошлого («мы советские люди») к многообразным, подвижным и в какой-то мере добровольным структурам, характерным для либеральных обществ. В связи с этим возрастает значение локальных и неофициальных параметров идентификации.
Так, в 1989–1994 гг. заметно уменьшилась доля считающих, что человек «несет ответственность за действия своего правительства», а также связывающих мысль о своем народе с государством. Сопоставим с этим более свежие результаты исследования, проведенного ВЦИОМ по особой программе в трех регионах страны в 1996 г. (N = 1000 человек).
Таблица 1
«Кем Вы скорее всего себя ощущаете...» (в % от числа опрошенных)*
Варианты ответа | Ленинградская область | Воронежская область | Красноярский край |
Жителем... | |||
своего микрорайона | 7 | 5 | 6 |
города (села) | 50 | 43 | 44 |
области, края | 4 | 11 | 8 |
России | 39 | 41 | 42 |
Как видим, доминирующей всюду является региональная идентификация по сравнению с общероссийской (притом «общий счет» по каждому региону почти неизменен — 6:4).
Однако
все эти показатели разгосударствления
и деидеологизации уровня идентификационных
процессов отражают лишь одну сторону
нынешнего положения. Медленно, с
трудом, но заметно формируется тенденция
отождествления с Россией как
новым государственным
Комплекс зависимости и «вырожденный патернализм»
«Вертикальные» отношения в общественной системе (господство—подчинение) становятся доминирующими при неразвитости или разрушении отношений «горизонтальных» (договорных, партнерских). В советских условиях отношения к «высшему», «начальственному» (контролирующим инстанциям) неизменно преобладали над всеми типами отношений к «ближнему», и этим определялось — и в значительной мере определяется доныне — преобладающее значение вертикальных связей. Соответственно и общественное мнение организуется преимущественно по оси вертикальной, неравноправной зависимости, — причем это относится не только к ситуациям пассивного подчинения, но в такой же мере и к ситуациям явного или скрытого протеста, ориентированного, естественно, «наверх», к вершине политической пирамиды.
Эта пирамида не является «государственной», — по крайней мере, в современном смысле этого термина. Иерархическая, статусно-дифференцированная, идеологизированная система относится скорее к «гемайншафтным», чем к собственно государственным образованиям (в терминологии Ф. Тённиса). В ней доминируют не универсальные нормы (законы, ценности), а сугубо партикуляристские и утилитарные регулятивы (ориентации на обязанности и привязанности в отношении «своих» и т. п.).
Скорее
всего такую систему можно
характеризовать как патерналис
«Лукавая» асимметрия
Патерналистская иерархия закрепила принципиально асимметричные отношения «верха» и «низа», которые базируются на различии самих критериев поведения (по известному принципу «что дозволено Юпитеру...»). Общество, не прошедшее исторической школы демократического и гуманистического воспитания, не воспринимает самой идеи универсальности гражданских прав и обязанностей: от допущенных «наверх» ожидают не того, что от остающихся «внизу», и наоборот. Соответственно различными оказываются и рамки допустимого, причем на обоих полюсах эти рамки весьма широки в эпоху патернализма вырожденного. Систематический обман населения старой и современной пропагандой, в том числе предвыборной или экономической, а также государственный налоговый и прочий рэкет оцениваются большинством как нечто столь же правомерное, как массовое уклонение от уплаты налогов и т. д.
Патерналистское сознание воспринимает демократию прежде всего как милостивую заботу правящей элиты о своих подданных и послушание со стороны последних. Опросы общественного мнения неизменно показывают, что признаками демократии считаются соблюдение порядка и поддержание благополучия. Ни демократическое участие, ни демократический контроль над властью — иными словами, формирование соответствующих институтов участия и контроля — не находятся в поле общественного внимания, которое мы представляем по массовым исследованиям.
Поэтому,
между прочим, шумные «придворные»
разборки последних перед выборами
месяцев практически не отражаются
на состоянии общественного
Более общее значение имеет тот «лукавый» вариант реально действующего общественного договора, который выражен ироничной формулой советского периода: «мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что выплачивают нам зарплату». В этой словесной формуле выражен целый пучок вполне серьезных и сохраняющих свою действенность допущений: символический взаимообмен на основе взаимно принятых условностей. Кстати, как показали события 1996 г., нарушение этого договора воспринято общественным мнением достаточно серьезно. По данным исследования типа «Новогоднее» (в канун 1997 г., N = 1600 человек), в качестве главного события года наибольшая доля опрошенных назвала невыплаты зарплат и пенсий — уровень внимания к этой ситуации (42%) превысил интерес к замирению в Чечне (39%) и тем более — к российским президентским выборам (26%).
«Лукавый» патернализм — закономерный продукт распада системы, декларировавшей тотальный контроль над обществом. Последствия этого распада многообразны и неоднозначны. Соблюдение предполагавшихся им условностей и допусков, глубоко вошедших в массовые привычки, было средством самосохранения как для стремившихся властвовать, так и для стремившихся к «выживанию» (при определенной — и различной для разных периодов — роли государственного механизма всеобщего устрашения и контроля). Развал этого механизма без формирования действующей правовой системы создал нынешнюю ситуацию неупорядоченного и неограниченного лукавого двоемыслия.
Универсальное недоверие: фон и функции
С начала 90-х годов опросы неизменно показывают высокий уровень массового недоверия ко всем ветвям власти, который колеблется в известных пределах в условиях массовой политической мобилизации (показательный пример — президентская кампания 1996 г.). Всеобщее недоверие к основным политическим институтам общества можно считать универсальным фоном всех событий и перемен последних лет. Объяснение этого явления не может быть простым.