Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:08, реферат
Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.
Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв.
Другой создатель американской классической соц. – Чарльз Кули, выступил с критикой принципа «подражания» признаком истинно соц. существа явл. способность выделить себя из группы, создать свое Я, выделиться из группы. Согласно его концепции зеркального Я? включает в себя: 1)представление о том, каким я кажусь др. 2) как др. оценивает образ. 3) самочувствие (гордость или унижение).
Образование как соц. феномен.
Образование есть обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Образование можно характеризовать как относительно самостоятельную системы, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Объектом социологии образования как отраслевой социологии является сфера образования, т.е. та социальная сфера, где разворачиваются функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения), складывается определенная система взаимоотношений людей.
Социология
образования – самостоятельная
отрасль социологического знания, предметом
которой является система образования
как социальных институтов, деятельность
ценность. Она исследует место и роль образования
в обществе, состоянии и динамику социокультурных
процессов в сфере образования и прежде
всего, учения как вида социокультурной
деятельности; взаимодействие сфер образования
с другими сферами общественной жизни;
социокультурную структуру сфера образования
и ее главных субъектов – учащихся и обучающих,
их положение, интересы и взаимодействие;
влияние образования на целостное развитие
личности.
Как социальный институт образование рассматривается в тесной связи с другими социальными институтами (экономикой, политикой, семьей) и социальной стратификацией. Социальные институты есть формы социальной жизни и совместной деятельности людей. Современная система образования характеризируется массовостью и общедоступностью. Она превратилась в дифференцированную многоступенчатую систему, позволяющую человеку улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки. В ее составе тыс. учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования, средние специальные образовательные учреждения, высшие уч. заведения, более 700 науч. организаций, в т.ч. 92 научно-исследовательских института.
Как
важнейший социальный институт общества
образования выполняет ряд
Функции:
1. Главная – это трансляция социального опыта и распространение культуры в обществе; она заключается в то. что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства. моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям.
2. Функция – формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную системы. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от имеющихся в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В нашем обществе обязательная в недавние годы идеологизации и классовая направленность образования сменилась явным ослаблением нравственной, мировоззренческой ориентации. Функцию социализации выполняет в обществе прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойную задачу – первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу решает институт образования. В современном обществе все большую значимость играет подготовка индивидов к размещению их по определенных социальным позициям в социальной структуре общества, т.е. наделение человека определенным статусом. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями – училищами, институтами, университетами.
Проблемы развития образования в России.
Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии как с потребностями общества, так и с планами молодого поклонения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования.
Можно выделить ряд конфликтов, которые постоянно сказываются на развитии системы образования.
1.Противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи между задачей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана.
2. Противоречие
между новыми потребностями
Смена
госудераственно-
Проводимые в нашей стране социально-экономические преобразования углубили кризисные явления в культуре и системе образования. В тоже время появились новые возможности для перестройки образования, такие как формирующиеся в стране рыночные механизмы. Система образования поставлена в ситуацию выживания.
Задача социологии образования – исследовать новые механизмы и в любой модели выявлять опасные тенденции движения к недемократической модели образования, которые проявляются сегодня в России. Обновляющаяся школа (средняя и высшая) должна стать общественно-государственным институтом, т.е. открытой системой, культурным очагом общества, в механизме действия которого заложен контроль общественности, доступ каждого гражданина ко всем его звеньям: учебе (право на образование), приложению интеллектуального педагогического потенциала интеллигенции (возможности участия в обучении), управлению учеными заведениями, сферой образования.
Прорыв России в XXI век прежде всего связан с опережающим развитием образования, достижением высокого уровня и качества всеобщего среднего образования. Однако школа в России, являющаяся в последние годы чуть ли не единственным стабильным фактором социализации
Неоднородность
современной школы
Другая опасность заключается в том, что предпринимаемые попытки изменить тип образования, закрепляя его содержание только на основе государственных стандартов, без введения новых предметов, не изменяют происходящего.
Принцип
регионального образования
Условием прорыва России в XXI век является необходимость качественных изменений в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессионального образования молодежи в первую очередь. В России до крайности обострилось противоречие между перспективными потребностями общества и сегодняшними интересами молодежи, которой все труднее решать проблему своей профессиональной подготовки и трудоустройства.
Лидерство
В сложных условиях переустройства нашего общества остро ощущается необходимость индивидуального влияния, влияния личности. Противоречивость развития, непредсказуемость многих социальных явлений, объективные трудности, попытки преодоления которых приносят новые трудности, вызывают все большую потребность в инициативных, эффективных лидерах, которые выражали и отстаивали бы интересы различных социальных групп.
Явление лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относится потребность в самоорганизации, упорядочении отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Потребность в лидерстве возникает, когда интересы. цели, обстоятельства приобретают значимость для целых групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства; руководство корпораций, высшее командование в армии, руководство профсоюзов и т.д. Лидером становится тот член группы, общности, который демонстрирует более высокий, чем у других членов группы уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.
Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия свей группы, которая принимает и поддерживает его действия.
Важно предпосылкой лидерства в образовании является понимание структуры и социальных функций педагогической деятельности, представление о сущности образования и воспитания, их целях и средства, месте ученика и учителя в образовательном процессе.
Долго
время в нашей стране существовала
авторитарность - это не только характеристика
стиля руководства, получившего
широкое распространение в
Информация о работе Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв