Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:08, реферат

Краткое описание

Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 Сложившаяся ситуация в системе как высшего, так и среднего образования требует от субъектов пед. процесса наличия лидерских качеств.

 Наличие лидерских качеств необходимо не только руководителям образовательных  учреждений, но и педагогам.

 К понимаю  лидерства в образовании имеется  два подхода:

 1.лидерство  как высокий уровень профессионализма педагога; лидер – самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство – содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.

 2.лидерство  как руководство, управление образование;  лидер  представитель власти  в образовании с соответствующими  функциями и качествами; поле  го деятельности –система образования  и ее структуры.

 Отношение между двумя типами лидерства и лидеров строятся на принципах сотрудничества, партнерства, взаимодополняемости и разрешения противоречий. Лидеры в образовании – наиболее продвинутые в личностных и профессиональных отношениях работники этой сферы, свободные внести свой индивидуальный, творческий, теоретически и практический вклад в реформу образования 

 В качестве лидеров в образовании выступают  преподаватели как самостоятельно действующие субъекты пед. процесса роль которых в конкретных профессиональных ситуациях обусловлена не их формальным статусом, а личностным влиянием. Обучающее лидерство возможно только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства преподавателей.

 

 Семья

 Семя  – малая группа, связанная отношениями супружества, родительства родства. Семью рассматривают и как малую группу, и как социальный институт, регулирующий отношения между полами, родителями и детьми. Задавая правила отношений через традиции, обычаи, мораль, законы, семья выполняет социальные функции и предстает перед нами в качестве социального института. С другой стороны, реализация любых функций возможна только через взаимодействие в малой группе.

 Раньше  семья состояла из нескольких десятков поколений. В настоящие время  утверждается простая семья. которая состоит из представителей двух поколений – родителей и детей. Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим. В такой семье взрослые и дети живут со своими родителями до получения общего (профессионального) образования или до вступления в брак. Такая форма семьи соответствует экономическим возможностям современного общества, способствует большей самореализации молодого поколения, позволяет в определенном отношении сгладить конфликт «отцов и детей» т.к. родители и взрослые дети уже не являются членами одной малой контактной группы. Вместе с тем простая семья порождает социальную проблему одиноких престарелых родителей, нуждающихся в различных формах поддержки со стороны своих взрослых детей и зачастую не получающих ее.

 Семья бывает полной и неполной. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. В неполной отсутствует один из родителей, чаще отец.

 Количественные  характеристики семьи имеют важно  значение и далеко идущие полследствия. Среднестатичистическая современная  семья в России насчитывает 3, 2 человека )по переписи 1959 года – 6 человек). Среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь детородный период, составляет в России 1,7-1,8. Демографический критерий при этом предусматривает рождение не менее 2,1 детей на замужнюю женщину или 2,6 детей на эффективный брак.

 Основные функции семьи как социального института и малой группы:

 1. Репродуктивная: биологическое воспроизводство общества. удовлетворение личной потребности в детях.

 2. Воспитательная: социализация молодого поколения. удовлетворение личной потребности в контактах с детьми, самореализация в детях

 3. Хозяйственно-бытвоая:  домашний труд, обеспе6чение друг  друга хозяйственно-бытовыми услугами.

 4. Экономическая:  экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

 5. Первичного  социального контроля: моральная  регламентация поведения членов  семьи в различных сферах жизнедеятельности,  ответственность и обязательства членов семьи по отношению друг к другу.

 6.Социально-статусная:  предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

 7. Досуговая:  организация рационального досуга, удовлетворение потребности  проведении совместного досуга социальный контроль в этой сфере.

 8. Эмоциональная:  эмоциональная стабилизация и  реабилитация в семье, получение эмоциональной поддержки, психологической защиты.

 9. Сексуальная: удовлетворение сексуальных потребностей, контроль сексуального поведения.

 Отличия современной семьи от традиционной.

 1. Для  традиционной семьи характерен  перевес ценностей семьи, родства над выгодами индивида и экономической эффективностью.

 2. Современная  семья перестает быть кооперативно-трудовым  объединением, осуществляется переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Женщина тоже вовлечена в общественное производство.  В результате разрушается жесткое разделение труда внутри семьи.

 3. Система  ценностей традиционной семьи  в иерархии которой на первых  местах стояли долг, семейная  ответственность. ценность детей  как вклада в благополучную старость, родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям независимости личных достижений.

 4. Супружество  становится ведущим отношением  в семье. Роль родительства по мере сокращения рождаемости отходит на второй план.

 5. Переход  от развода по инициативе мужа (чаще с связи с бездетностью  брака) к разводу, вызванному меж личностной несовместимостью супругов (чаще по инициативе жены).

 6. Переход  от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга молодыми людьми на основе межличностной избирательности.

 7. Деформируется  традиция пожизненного брака по причине значительного количества разводов и повторных браков.

 

 Понятие и структура личности

 Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.

 Обратим внимание, что личность:

 1. Это  прежде всего конкретный человек  (индивид) в его социальных характеристиках;

 2. Это  результат социального воздействия  и собственных усилий индивида (взаимодействия);

 С одной  стороны, личность типологична –  обладает повторяющимися сходными чертами, свойственными другим людям, с другой – индивидуальна, т.е. в развитой или неразвитой форме обладает непохожестью, оригинальностью, самостоятельностью взглядов на мир, мышления, деятельности и общения.

 Элементы  структуры личности:

 1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.

 2. Самосознание, личностно «Я» (ядро личности). Этот элемент фикисрует субъектинвый  внутренний мир человека, но имеет  ярко выраженный социалогический  аспект изучения.

 3. Направленность  поведения и детяельности личности. Этот элемент представляет собой определенный резултатт взаимодействия объективного статутса личнсоит и ее представлений о смамйо себе и социуме.

 

 Малая группа: понятие, виды функции

 Нижняя граница малой группы не меньше двух человек. Верхняя граница малой группы ограничивается 25 членами. Оптимальное число членов малой группы 7+2

 Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены которой  объединены едино  деятельностью, сходными интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.

 Личный  контакт участников – обязательный атрибут малых групп.

 Основных  признаках малой группы:

 – непосредственные личные контакты ее членов;

 – стабильность состава;

 –внутренняя структура;

 –установление определенных отношений между членами  группы, интенсивное взаимодействие

 –осознание  участниками своей принадлежности к группе;

 –действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.

 Малые группы классифицированы по разным признакам.

 По  признаку ведущей совместной деятельности различают производственные, учебные, спортивные, военные и другие малые группы.

 По  признаку длительности существования – временные (туристическая, экспериментальная, созданная для решения конкретной задачи производственная или научная группа) и постоянные группы.

 По  характеру организации группы, регулирующей взаимодействие членов группы, различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальная группа предполагает заданность своей структуры извне, распределение функциональных обязанностей осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический статус. Неформальные группы возникают стихийно, в результате общения (группы друзей, приятелей, всевозможное «тусовки» в среде молодежи). Важно отметить, что неформальные группы, как правило. существуют и внутри формальных.

 По  уровню развития различают диффузную (номинальную) группу, ассоциацию, группу-кооперацию, коллектив. Их отличает степень межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, эффективности деятельности.

 По  степени воздействия на личность группы делятся на референтные и группу-присутствия. Референтная группа оказывает сильно влияние на поведение и установки индивидов, выступает для них эталоном ценностей и норм. Группа присутствия такого воздействия на личность не оказывает, поскольку не является для нее авторитетной, притягательной.

 Функции малой группы, в основном, задаются с двух сторон – со стороны общества и со стороны личности.

 1. Опосредование  взаимодействия личности и общественной  системы. Малая группа выступает звеном, через которое они воздействуют друг на друга.

 2. Функция   социализация личности. Без межличностного  взаимодействия она невозможна.

 3.Удовлетворение  потребности человека создавать,  сохранять и поддерживать тесные  контакты, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми. Эта функция выступает источником формирования социальных связей человека.

 4. Функции  реализации личностью себя в  качестве субъекта. На деятельность  малых трупп деятельность личность  может оказывать сильное влияние. Если макросреда личности зада, то микросреда в значительной мере выступает продуктом ее собственной активности.

 5. Функция самосохранения, поддержания групповой сплоченности. 

 Девиация  как соц. феномен

 Понятие «девиация» происходит от лат. deviation – отклонение. Девиации присущи любой материально системе – физической, биологической, социально. Существование каждой системы есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Любой системе присущи характеристики системности, целостности, самоорганизации, многовариантности, необратимости развития, взаимосвязи хаоса и порядка. необходимости и случайности. интеграции и дезинтеграции, устойчивости и изменчивости. Момент изменчивости и есть девиация.

 В живой  природе девиация выступает в форме мутаций – изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в его генетическом материале – хромосомах и генах.

 Социальная  девиация реализуется путем девиантного поведения.

 Отклоняющееся поведение может существовать лишь при наличии трех условий: человека, которому свойственно определенное поведение: нормы, которая является критерием оценки девиантного поведения; другого человека или группы, реагирующих на поведение.

 Исходным  для понимания сущности девиантного поведения служит понятие «норма». Естественная норма- это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития.

Информация о работе Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв