Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:08, реферат
Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.
Сложившаяся ситуация в системе как высшего, так и среднего образования требует от субъектов пед. процесса наличия лидерских качеств.
Наличие лидерских качеств необходимо не только руководителям образовательных учреждений, но и педагогам.
К понимаю
лидерства в образовании
1.лидерство как высокий уровень профессионализма педагога; лидер – самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство – содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.
2.лидерство
как руководство, управление
Отношение
между двумя типами лидерства и лидеров
строятся на принципах сотрудничества,
партнерства, взаимодополняемости и разрешения
противоречий. Лидеры в образовании –
наиболее продвинутые в личностных и профессиональных
отношениях работники этой сферы, свободные
внести свой индивидуальный, творческий,
теоретически и практический вклад в реформу
образования
В качестве
лидеров в образовании
Семья
Семя – малая группа, связанная отношениями супружества, родительства родства. Семью рассматривают и как малую группу, и как социальный институт, регулирующий отношения между полами, родителями и детьми. Задавая правила отношений через традиции, обычаи, мораль, законы, семья выполняет социальные функции и предстает перед нами в качестве социального института. С другой стороны, реализация любых функций возможна только через взаимодействие в малой группе.
Раньше семья состояла из нескольких десятков поколений. В настоящие время утверждается простая семья. которая состоит из представителей двух поколений – родителей и детей. Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим. В такой семье взрослые и дети живут со своими родителями до получения общего (профессионального) образования или до вступления в брак. Такая форма семьи соответствует экономическим возможностям современного общества, способствует большей самореализации молодого поколения, позволяет в определенном отношении сгладить конфликт «отцов и детей» т.к. родители и взрослые дети уже не являются членами одной малой контактной группы. Вместе с тем простая семья порождает социальную проблему одиноких престарелых родителей, нуждающихся в различных формах поддержки со стороны своих взрослых детей и зачастую не получающих ее.
Семья бывает полной и неполной. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. В неполной отсутствует один из родителей, чаще отец.
Количественные характеристики семьи имеют важно значение и далеко идущие полследствия. Среднестатичистическая современная семья в России насчитывает 3, 2 человека )по переписи 1959 года – 6 человек). Среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь детородный период, составляет в России 1,7-1,8. Демографический критерий при этом предусматривает рождение не менее 2,1 детей на замужнюю женщину или 2,6 детей на эффективный брак.
Основные функции семьи как социального института и малой группы:
1. Репродуктивная: биологическое воспроизводство общества. удовлетворение личной потребности в детях.
2. Воспитательная: социализация молодого поколения. удовлетворение личной потребности в контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйственно-бытвоая:
домашний труд, обеспе6чение друг
друга хозяйственно-бытовыми
4. Экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
5. Первичного
социального контроля: моральная
регламентация поведения
6.Социально-статусная:
предоставление определенного
7. Досуговая: организация рационального досуга, удовлетворение потребности проведении совместного досуга социальный контроль в этой сфере.
8. Эмоциональная: эмоциональная стабилизация и реабилитация в семье, получение эмоциональной поддержки, психологической защиты.
9. Сексуальная: удовлетворение сексуальных потребностей, контроль сексуального поведения.
Отличия современной семьи от традиционной.
1. Для традиционной семьи характерен перевес ценностей семьи, родства над выгодами индивида и экономической эффективностью.
2. Современная
семья перестает быть
3. Система
ценностей традиционной семьи
в иерархии которой на первых
местах стояли долг, семейная
ответственность. ценность
4. Супружество становится ведущим отношением в семье. Роль родительства по мере сокращения рождаемости отходит на второй план.
5. Переход от развода по инициативе мужа (чаще с связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному меж личностной несовместимостью супругов (чаще по инициативе жены).
6. Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга молодыми людьми на основе межличностной избирательности.
7. Деформируется традиция пожизненного брака по причине значительного количества разводов и повторных браков.
Понятие и структура личности
Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.
Обратим внимание, что личность:
1. Это
прежде всего конкретный
2. Это
результат социального
С одной стороны, личность типологична – обладает повторяющимися сходными чертами, свойственными другим людям, с другой – индивидуальна, т.е. в развитой или неразвитой форме обладает непохожестью, оригинальностью, самостоятельностью взглядов на мир, мышления, деятельности и общения.
Элементы структуры личности:
1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.
2. Самосознание,
личностно «Я» (ядро личности).
Этот элемент фикисрует
3. Направленность
поведения и детяельности
Малая группа: понятие, виды функции
Нижняя граница малой группы не меньше двух человек. Верхняя граница малой группы ограничивается 25 членами. Оптимальное число членов малой группы 7+2
Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены едино деятельностью, сходными интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.
Личный контакт участников – обязательный атрибут малых групп.
Основных признаках малой группы:
– непосредственные личные контакты ее членов;
– стабильность состава;
–внутренняя структура;
–установление определенных отношений между членами группы, интенсивное взаимодействие
–осознание участниками своей принадлежности к группе;
–действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.
Малые группы классифицированы по разным признакам.
По признаку ведущей совместной деятельности различают производственные, учебные, спортивные, военные и другие малые группы.
По признаку длительности существования – временные (туристическая, экспериментальная, созданная для решения конкретной задачи производственная или научная группа) и постоянные группы.
По характеру организации группы, регулирующей взаимодействие членов группы, различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальная группа предполагает заданность своей структуры извне, распределение функциональных обязанностей осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический статус. Неформальные группы возникают стихийно, в результате общения (группы друзей, приятелей, всевозможное «тусовки» в среде молодежи). Важно отметить, что неформальные группы, как правило. существуют и внутри формальных.
По уровню развития различают диффузную (номинальную) группу, ассоциацию, группу-кооперацию, коллектив. Их отличает степень межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, эффективности деятельности.
По степени воздействия на личность группы делятся на референтные и группу-присутствия. Референтная группа оказывает сильно влияние на поведение и установки индивидов, выступает для них эталоном ценностей и норм. Группа присутствия такого воздействия на личность не оказывает, поскольку не является для нее авторитетной, притягательной.
Функции малой группы, в основном, задаются с двух сторон – со стороны общества и со стороны личности.
1. Опосредование
взаимодействия личности и
2. Функция социализация личности. Без межличностного взаимодействия она невозможна.
3.Удовлетворение
потребности человека
4. Функции
реализации личностью себя в
качестве субъекта. На деятельность
малых трупп деятельность
5. Функция
самосохранения, поддержания групповой
сплоченности.
Девиация как соц. феномен
Понятие «девиация» происходит от лат. deviation – отклонение. Девиации присущи любой материально системе – физической, биологической, социально. Существование каждой системы есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Любой системе присущи характеристики системности, целостности, самоорганизации, многовариантности, необратимости развития, взаимосвязи хаоса и порядка. необходимости и случайности. интеграции и дезинтеграции, устойчивости и изменчивости. Момент изменчивости и есть девиация.
В живой природе девиация выступает в форме мутаций – изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в его генетическом материале – хромосомах и генах.
Социальная девиация реализуется путем девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение может существовать лишь при наличии трех условий: человека, которому свойственно определенное поведение: нормы, которая является критерием оценки девиантного поведения; другого человека или группы, реагирующих на поведение.
Исходным для понимания сущности девиантного поведения служит понятие «норма». Естественная норма- это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития.
Информация о работе Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв