Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:08, реферат
Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.
Социальные норма, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, скалываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Из сказанного видна двоякая роль социальных отклонений в обществе. С одной стороны, они несут угрозу стабильности общества, т.к. люди утрачивают чувство ожидаемого поведения (ролевые функции), происходит дезорганизация культуры и разрушения социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям через создание новых норм в результате повседневного поведения индивидов.
При анализе девиантного поведения важно рассмотреть его структуру; общие закономерности развития, механизм действия.
Структура индивидуального отклоняющегося поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенные объект а также мотивов и целей. На уровне массового явления девиантное поведение выступает в качестве элемента общественной жизни, характеризуемого через такие составляющие его компоненты, как социальные ценности, институты, нормы и отношения.
Начальным звеном девиантного поведения является изменением ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено изменениями в объективных социально-экономических условиях жизни.
Общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более искажены ценностные ориентации в различных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и социальные институты
Девиантное поведение имеет свой механизм действия, состоящий из четырех звеньев; проблемной ситуации, ценностно-нормативных регуляторов, принятия решения, совершения поступка.
Уже в первом звене приблизительно определяется возможная направленность действий субъектов, зависящая от особенностей сложившейся проблемной ситуации. Во втором звене вступает в действие механизм ценностно-нормативной регуляции, связанный с разной степенью знания (названия) социальной нормы и характером отношений ней. В третьем звене субъект принимает окончательное решение о том или ином поступке. Здесь окончательно определяются его характер и направленность.
В четвертом звене происходит фактическое нарушение социальной нормы или же она соблюдается.
Основные формы девиантного поведения
Сторонники концепции социализации считают, что девиантном поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определенных групп. Индивиды, социализации которых проходит в такой социальной среде, Ге преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями девиантного поведения.
В современной отечественной социологии большинство исследователей рассматривают в качестве источника девиантного поведения социальное неравенство.
Конкуренция во всех сферах жизни стимулирует прогресс, обеспечивающий достойное существование большинства людей. Но ценой этого прогресса является напряжение, которое не все выдерживают. Нужна хорошая профессиональная подготовка, высокий общекультурный уровень, наконец – здоровье. Носителями же девиантного поведения становятся прежде всего те, кто не отвечает этим требованиям, - социальные аутсайдеры.
Преступность. Это крайняя степень отклоняющегося поведения.
Из совершаемых в России преступлений каждое седьмое – тяжелое. Из убийств каждое третье происходит на почве ревности. Пятая часть убийств совершается из-за корысти. В 10% случаев цель убийцы – скрыть другое преступление или хулиганское побуждение. Каждый пятый убитый является родственником убийцы.
Алкоголизм. За последние годы в нашей стране резко усилилась алкоголизация населения. Особенно быстрыми темпами растет алкоголизм среди женщин. Актуальна проблема подросткового пьянства и алкоголизма.
Наркомания. Как и алкоголизм. он связана с нарушениями в выполнении социальных ролей индивидом, является важнейшим фактором социальной дезорганизации, самой серьезной угрозой функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно сам существование общества.
Самоубийство (суицид). Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от выполнения социальных ролей, от неразрешимых проблем, от самой жизни. Суицид относится к социальной патологии.
Проституция. Эта форма социальной девиации опасна тем, что как правило, тесно связана с другими формами девиантного поведения – преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидом. Проституция, как и гомосексуализм, наркомания, является распространителем венерических болезней, СПИДа.
В социологии изучаются также слабые и случайные формы девиантного поведения. Они связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми. Это оплошности, ошибки, срывы обещаний, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.
Соци. мобильность. Осн. хар-ки соц. моибальности в современной Рос. обществе.
«Выйти в люди», «из грязи в князи», «подняться по соц. лестнице», «оказаться на дне» - эти выражения встречаются в кнагх, мы употребляем их в повседневной жизни. В социологии явление, описываемое этими выражениями, обозначается термином «социальная мобильность».
Теория
социальной мобильности тесно связана
с теорией социально
Первое, что мы должны сделать при исследование социальной мобильности, - распознать положение человека в соц. пространстве. Выполнить эту задачу помогают знания о соц. стратификации (каким образом структурировано общ).
Люди и группы распределены в общ. вдоль осей неравенства, экономической, политической, профессиональной, соц. положение зависит от обладания соц. ценностями – материальными и духовными; набор этих ценностей человек получает, заняв определенную позицию в системе социальной стратификации. Структуру общества можно представить как иерархию соц. статусов, т.е. позиций, каждой из которых соответствует набор обязанностей, прав, соц. ценностей.
Изменение человеком позиции в соц. структуре обозначается термином соц. мобильность. Соц. мобильность может происходить по различным осям – экономической, семейно, образовательной, профессионально и т.д.
Однако можно исследовать и общее направление мобильности. В этом случае положение члеов5ка в обществе оценивают по совокупному соц. статусу, который определяется сочетанием важнейших для данного общего показателей статуса. Для современного общества это уровень дохода профессиональная принадлежность, уровень образования.
Виды социальной мобильности
– горизонтальной – переходи человека в другу социальную группу без повышения или понижения статуса;
– вертикальная мобильность всегда характеризуется изменением статуса, переходом на другой стратификационный уровень (они более важны для соц. самочувствия каждого человека)
Кроме индивидуальной соц. мобильности, существу групповая мобильность, о которой можно говорить в том случае, когда соц. группа повышает или понижает свое положение в стратификационной системе.
Особый вид соц. мобильности – межпоколенная вертикальная мобильность – изменение статуса детей по сравнению с соц. статусом родителей.
Кроме индустриального развития на возможности мобильности в обществе влияют и другие факторы. На уровне социальной системы это прежде всего политическое и экономическое устройство, состояние экономики, образование.
Характеристики соц. мобильности:
-направление
мобильности (восходящая или
-количественные характеристики мобильности – ее интенсивность;
-соотношение мобильности и наследования в обществе (при изучении межпоколенной мобильности);
-влияние
социальной мобильности на
факторы, которые влияют на мобильность.
Соц.
мобильность – важнейшая
Советское общество неправомерно описывать как полностью закрытое. Некоторые виды мобильности в России были доступны практические каждому – сферы образования. Бесплатное образование действительно было доступно. Малодоступность особых, престижных учебных заведений на общую картину практические не влияла.
Еще одна особенность мобильности в советском обществе = несогласованность действия факторов стратификации. Следствие этого относительная независимость различных «осей» мобильности руг от друга. например получение престижной профессии еще не гарантирует высоких заработков, а всем известный случай инженера, работающего грузчиком означает одновременную мобильность вниз по престижности и вверх по доходу. Эта несогласованность характерна и для сегодняшней России. Образование не выполняет в полной мерее роль «социального эскалатора», недооценивается в условиях становления рыночных отношений.
Еще одна особенность социальных перемещений в современной России может быть названа «полумобильность» вторичной занятостью т.е. с ситуацией, когда человек совмещает работу одновременно в двух и более местах.
Противоречия социализации личности
Человек развивается по двум основным программам: генетической, заложенной в индивиде как биологическом организме, и социальной, обусловленной усвоением социального опыта.
Социализация – начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.
Со стороны общества социализации выглядит как процесс включения человека в социальную деятельность. общение, группы, причем по правилам, нормам данного общества.
Нормы – принципы помогают обществу оказывать на индивида социализирующее воздействие более гибко, социально регулировать самостоятельные решения личности.
Социальные институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличными социальным условиям.
Кризисные явления в функционировании политических экономических институтов, семьи, системы образовании и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом сценностно0нормативной системы общества. резко снижает социализирующую роль норм-образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известно дилеммой «что такое хорошо и что такое плохо».
С изменением общества многие представители старшего и среднего поколений столкнулись с проблемой ресоциализации.
Ресоциализация – процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность.
Однако ресоциализции предшествует болезненный процесс десоциализации отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.
В современном обществе истинный смысл социализации – не просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я».
Информация о работе Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв