Этноним чуваш

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Краткое описание

Этноним чуваш – самоназвание народа. Оно является исходным для
названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами:
татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют
чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских
источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского
государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.
Расселение. Основная масса чувашского населения расселена с

Файлы: 1 файл

Этноним чуваш.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

Этноним  чуваш – самоназвание народа. Оно  является исходным для

названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами:

татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют

чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских

источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского

государства; впоследствии этноним вошел в  русскую и европейскую литературу.

          Расселение. Основная масса чувашского  населения расселена с

другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале. Доля

коренной  национальности в Чувашии составляет 68,4%.

          Чуваши подразделяются на три  основные этнографические группы.

Верховые (вирьял) занимают северные и северо – западные районы Чувашии,

низовые (анатри)  - южные и часть северо – восточных, переходная группа

средненизовых чувашей (анат енчи) – центральные и северо – восточные

районы. В соседних областях, расположенных  к югу и юго – востоку от

автономной  республики, проживают чуваши, близкие  по материальной культуре к

группам анатри и анат енчи. Встречаются отдельные села выходцев из

европейских районов.

          Антропологический тип чувашей  сформировался при интенсивном

взаимодействии и комбинации признаков, характерных для финноязычных народов

Поволжья (так называемый субуральский тип). Наибольшее сходство чуваши

имеют с горными марийцами. Заметно  участие и монголоидных компонентов,

возможно, центральноазиатского происхождения, которые выделяются в

антропологическом облике северных чувашей. Население южных районов обладает

более европеоидными чертами и тяготеет к европеоидным группам Среднего

Поволжья, в частности к мордве.

          Чувашский язык образует булгарскую  ветвь тюркских языков. В нем

два диалекта: верховой и низовой. Одним из наиболее заметных отличительных

признаков верхового диалекта является оканье; в низовом диалекте верховому

оканью  соответствует уканье (верх. Орпа – «ячмень», низ. Урпа). Между

диалектами  расположена промежуточная полоса переходных говоров.

          В состав чувашских гласных  входят девят фонем, которые

классифицируются  по месту образования (передние и  задние), по степени

подьема языка при образовании (верхние, средние, нижние) и по участию губ

(лабиализованные  и нелабилизованные). В отличие от большинства тюркских

языков  в чувашском языке противоположение согласных по звонкости и глухости

отсутствует. Но шумные согласные четко противопоставлены  сонантам.

Характерной особенностью вокализма литературного  языка является закон

небной  гармонии гласных. В говорах верхового  диалекта имеется также губная

гармония  гласных. Важная особенность чувашского вокализма – неустойчивость

редуцированных  гласных в слабой безударной позиции  они легко исчезают. В

чувашском языке невозможно стечение гласных звуков. Между ними либо

вставляются согласные, либо один из гласных выпадает или заменяется

звукосочетанием.

         Чувашский язык отличается от  остальных тюркских языков и

некоторыми  особенностями синтаксического  характера, например отсутствием

характерных для других тюркских языков аффиксов сказуемости при именах.

         Чувашский язык впитал в себя  многочисленные иноязычные лексические

заимствования (персидские, арабские, татарские, марийские  и др.). В

результате тесных связей с русским народом чувашский язык обогатился

русскими  лексическими заимствованиями.

         Чувашский литературный язык  оформился на основе низового  диалекта.

          Предками чувашей явились племена  поволжских финнов, так и

тюркоязычные племена, булгары и сувары, пришлые на Волгу с юга, из

приазовских степей. В начале X века на териитории среднего Поволжья и

прикамь ими было создано первое раннефеодальное государство – Волжская

Бугария.

          Результатом процесса формирования  народности явилось деление

чувашей на две основные этнические группы.

         Со второй четверти XIII в. Чуваши  были подчинены монголо –

татарами, а в первой половине XV в. Окаались под властью казанского

ханства. Чувашские крестьяне относились к числу ясачных людей и  управлялись

ханскими  наместниками и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и

тарханами. В эту эпоху плодородные южные  районы Чувашии разорялись набегами

кочевых племен и были превращены в «дикое поле». Земледельческое наследие,

спасаясь  от завоевателей, вынуждено было переселиться в лесную местность

между реками Цивиль и свияга; здесь и начался процесс слияния верховых и

низовых чувашей в единую народность.

         Уже в XIII – XIV вв. установились  хозяйственно – культурные связи

предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв. они  значительно усилились. В

1551 году  Горная сторона в результате  народного восстания отпала от

Казанского  ханства и добровольно перешла  под власть Русского государства. С

этого времени и особенно после ликвидации в 1552 году Казанского ханства

чуваши  тесно связали свою судьбу с русским  народом. Сооружение засечно –

сторожевых  линий в XVI – XVII веках позволило  начать вторичное заселение

юго – восточных районов Чувашии.

         Дальнейшая история чувашской  народности неразрывно связана  с

социально – экономическим и политическим развитием России, в состав которой

чуваши  вошли в 1551году. Результатом процесса закрепления крестьянских масс

и насильственной христианизации в XVII – XVIII веках явилась  массовая

миграция  чувашей за пределы их первоначального  расселения – в Заволжье,

Приуралье и в Сибирь.

         Освоение чувашами Самарского  Заволжья началось одновременно  со

строительством  оборонительных линий и правительственной  колонизацией края,

особенно  усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли –

степные пространства за Волгой.

         Исторические документы свидетелствуют о переселении в Самарский

край  изначально представителей обеих этнических групп – как вирьял, так и

анатри.

         Для решения вопроса этногенеза  чувашского народа значительный

интерес преставляет изучение специфических культурно – бытовых черт.

         При постановке вопросов этногенеза  современная этнография широко

использует  известный источник – национальный костюм.

         По своему покрою чувашская женская рубаха целиком принадлежит к

типу  туникообразной. Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к

старинным рубашкам степных народностей.

         Что касается вопроса о происхождении  белой туникообразной рубашки

у чуваш, то в полной мере утвердительно сказать, что она булгарского

происхождения, ибо наличие ее в старину отмечается некоторыми авторами и у

казанских татар.

         Наиболее древним типом рубашки  у чувашей Самарского края

исследователи считают рубашку анат – енчи.

        Главной особенностью этой рубашки  является домотканый белый холст,

из которого ее шили; к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы

по бокам, а также прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у

кисти. Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым

вставкам  и рукавам ластовицы. Другой отличительной  особенностью рубахи было

обязательное  оттенение продольных швов, соединяющих основное полотнище с

боковыми. Это осуществлялось двумя способами: или легкой и узкой вышивкой

шерстяной ниткой зеленого цвета, расположенной  вдоль шва, или лентой

красной материи, нашитой на шов. Смешанная  шелково – шерстяная вышивка  с

преобладанием красного шелка располагалась вдоль  шейного и грудного разреза

ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшалагу их.

         Нагрудная вышивка «кеске» представляла собой две асимметрично

расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных

восьмиконечных  звезд. Но кеске можно было увидеть стилизованные

растительные  и животные моивы. На некоторых рубашках кеске вышиались не с

двух, а  с одной стороны нагрудного разреза, на другой стороне она

заменялась  положенной наискось полоской красного кумача.

         Замужним женщинам анат – енчи были известны рубашки, украшенные

двумя ромбами из кумача на груди по боеим сторонам грудного разреза. На

девичьих  рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная

полоса. По самому грудному разезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку,

которая постепеноо все уменьшалась в размере.

         Для белой вышитой рубахи очень  характерно ношение на поясе  вышитых

кусков  ткани – «сара» и кистей из шерсти и бисера, называемых «хуре».

         Вторым типом рубашки у чувашей  самарского края была рубаха  анатри.

Отличительной, сразу бросающейся в глаза. Особенностью этой рубахи является

цвет. Она  изготовляется из домотканой  сине – красной пестряди, в новой

Информация о работе Этноним чуваш