Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:51, реферат
Этноним чуваш – самоназвание народа. Оно является исходным для
названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами:
татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют
чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских
источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского
государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.
Расселение. Основная масса чувашского населения расселена с
форме – из покупной материи, ситца или сатина. Другой ее особенностью было
отсутствие вышивки. Рубашка анатри имеет прямые аналогии с татарской
рубашкой. Дальнейшее изменение рубашк связано с расширением волана так, что
основная часть рубашки из 4-х полотнищ доходила только до седины бедра,
оттуда же начинались один за другим два широких волана. Последний вариант
пестрядийной рубашки преобрел вид настоящего платья.
Последний третий тип рубашки – так называемая вирьяльская рубашка,
туникообразная, с одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми
полотнищами, продольные швы не окаймлялись, на плечах, до ластовки рукава
шла узкая вышивка и пришивались полоски узорного тканья.
Чувашский женский костюм
разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.
Обязательной принадлежностью
штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых – с широким
шагом.
Верхней одеждой чувашам
холста и пустав из тонкого сукна, кафтан
Традиционной обувью были
черные портянки, у низовых – на вязанные чулки.
Головные уборы чувашских
группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные
головные уборы.
Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий
головной убор – тухья, символизирующий девственность. Тухья – шапочка –
шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической
шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.
Большинство орнаментальных
чуваш финского происхождения.
Чувашская мужская одежда
со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила
традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому
народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических
групп чувашей.
В старину нательной одеждой являлась холщовая рубаха (кепе),
белая или из крашеницы и пестряди, и штаны йем). Рубаха туникообразного
покроя без воротника, с боковыми клиньями. Навыпуск, подпоясывалась узким
плетеным поясом. Зимой поверх йем надевали того же покроя сытма из толстой
крашеницы или сукна. Летом в прохладную погоду поверх рубахи носили
холщовый шупар, пустав из тонкого сукна - короткую поддевку с сборами
сзади.
Теплой одеждой служи: сахман – поддевка со стеганой подкладкой до
талии, керек – шуба из овчин желтого или черного дубления, сшитая в талию с
сборами или складками асам – азям из толстого, плотно сотканного и валяного
сукна и тулуп, как и азям, имевший большой воротник шалью.
С давних пор для решения
вопроса этнической истории
привлекались
предания народов о собственном
происхождении.
Список использованной
1. Бытовая культуры чувашей.- Чебоксары,1985.
2. Ведерникова Т.И. Этнография
и праздничная культура
края.- Самара,1991.
3. Волков Г.Н. трудовые традиции чувашского народа.- Чебоксары, 1970.
4. Вопросы материальной и
5. история, археология и
6. Народы Поволжья и Приуралья: историко – этнографические очерки.- М,
1985.