Изучение отношения современной молодежи к межнациональным бракам

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:20, научная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить отношение современной молодежи к межнациональным бракам.
Для исследования данной проблемы, поставлен ряд задач:
-дать определение межэтнического брака
-раскрыть причины межэтнических браков
-провести опрос и анкетирование молодежи

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…..… 3
Раздел 1. Что такое брак? Понятие межэтнического брака.…………………………………………………………………...…..…
Раздел 2. Взаимоотношения в межнациональных браках. Основные причины конфликтов в межнациональных браках.
Раздел 3. Причины межэтнических браков.
Раздел 4. Отношение курсантов и студентов к межнациональным бракам.
Заключение……………………………………………………………………….?
Список литературы……………………………………………………………?
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Владик научная.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

Потому что в их традиции - помогать каждому члену своего клана всей семьей.

Напряженность часто возникает  в семье, когда кто-либо из молодого поколения пытается из нее уйти. Это тоже не связано непосредственно  с национальностью. Но как только в поле зрения семьи появляется человек другой национальности, этому сразу придается национальный характер. Даже внешние факторы - социальная ситуация, среда в целом - так или иначе связаны с семьей. То, что происходит на уровне поселения, города - это та же внутрисемейная ситуация. В городе, допустим, доминирует некая диаспора, род, как в семье - кто-либо из супругов или его родственники. В целом о влиянии среды на межэтнические браки можно говорить там, где происходит обострение национальной ситуации - одна национальность начинает доминировать над другой, в зоне военных конфликтов, например. Если же ситуация ровная, как в большинстве крупных российских городов (Москва в данном случае является исключением), то и существенного влияния на семью не происходит. Менталитет столицы воспитывался веками: Москва - великая, Москва - Третий Рим, - втолковывали нам. К сожалению, это и сейчас поддерживается властями. В итоге "москвич" - это уже некая национальность с менталитетом превосходства. И такая ситуация прямым образом отражается на межэтнических браках, часто даже перекрывая межэтнический фон. То есть важно уже не соотношение "русский" - "украинец", а "москвич" и "не москвич". Отдаленно подобное начинает происходить с Питером, возвеличивающемся благодаря стараниям чиновников. Однако даже браки представителей редких национальностей имеют полное право на счастливое существование. Если в семье неблагополучно в целом, национальность - это уже частность, которая исполняет роль маркера, выделяющего, обостряющего проблему.8

Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутрисемейные проблемы межэтнических браков, как и любых других, всегда коренятся во вненациональных причинах.

Конструктивность разрешения супружеских  конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

 

 

3. Причины межэтнических браков

 

Переходим к решению второго вопроса работы – исследованию причин межэтнического брака.

Было выяснено, что, межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями. С одной стороны можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная, этнической идентичностью стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется человеку более привлекательной. С другой стороны действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретных представителей этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта.

В молодом возрасте, когда в основном заключаются браки, у части молодых людей может возникать ложное, преждевременное ощущение, что положительное значение их этноса полностью исчерпано. Это ощущение может проявляться, ощущаться как просто полное отрицание ценности своего этноса в прошлом, настоящем и будущем, как враждебное отношение к нему. Все это ослабляет влияние защитных, охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства желания познакомиться с иной, чем собственная, этнической идентичностью, стремления к разнообразию.

Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает: 1) признание несовершенства окружающего мира как факта; 2) осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и приобретая союзников, пытается этот мир преобразить. Неразрешимость этого вопроса как внутреннего конфликта(который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обуславливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некой принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда готов распорядиться с пользой для себя и для другого.

Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса еще до встречи с ней становится потенциально желанной , невозможность вступить с ней в брак уже до встречи воспринимается как трагедия, из-за которой утрачивается смысл жизни. Так, можно в качестве примера привести переживания подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он «черный» и поэтому никакая русская девушка никогда не его не полюбит.9

Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым – человеком, который через шутки и несуразности, «пощечины общественному вкусу» пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет – этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нем становятся все более частыми.

Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм  чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет все труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности, в межэтнические браки.

Из вышесказанного можно сделать вывод. К причинам межнациональных браков можно отнести:

    1. Отрицание положительной значимости собственного этноса
    2. Состояние влюбленности
    3. Эпатирующее поведение (совершение поступков, отвергающих общепринятые каноны)
    4. Любопытство к другой культуре и стремление к разнообразию.
    5.  
  1. Изучение отношения курсантов и студентов к межнациональным бракам

 

С 1 по 15 октября 2014 года мною было проведено анкетирование курсантов и гражданской молодежи в целях определения отношения к межэтническим бракам. Было опрошено 30 человек из числа курсантов и 30 человек из числа студентов (как состоящих в браке, так еще и не сделавших выбор спутника жизни). Возраст участников исследования – от 17 до 23 лет.

 

Участникам анкетирования предлагалось ответить на вопросы следующей анкеты:

 

АНКЕТА

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является выяснение отношения военнослужащих России к межнациональным бракам. Анкеты анонимны. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

Инструкция:

Отметьте вариант ответа (один в каждом вопросе), наиболее отражающий Вашу позицию, подчеркиванием шрифта.

1. Ваш возраст ____

2. Ваш пол:

  1. женский
  2. мужской

3. Ваше семейное положение:

  1. женат/замужем
  2. не женат/не замужем
  3. разведен

4. В каком военном округе Вы  служите?

  1. южный
  2. западный
  3. центральный
  4. восточный

5. Вы являетесь военнослужащим  контрактной или срочной службы?

    a.   контрактной

   b.   срочной

6. Что для Вас является показателем успешного брака?

  1. теплые и взаимные отношения между супругами
  2. материальная обеспеченность семьи
  3. брак, более ориентированный на мнения окружающих, чем на собственные отношения
  4. другое_______________________________

7. Как Вы относитесь к межнациональным  бракам?

  1. положительно
  2. такие браки недолговечны
  3. национальный состав не влияет на отношения в семье
  4. отрицательно

8. Существуют ли особенные проблемы  межнациональных браков, если да, то в чем их причина?

  1. особенных проблем в межнациональных браках нет
  2. в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных
  3. в различии национальных, религиозных традиций и обычаев
  4. другое__________________________________

9. Готовы ли Вы сами вступить в брак с лицом другой национальности?

  1. да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь
  2. преследуя собственные выгоды
  3. нет
  4. другое___________________________________

10. Чье мнение может повлиять на вступление в брак с лицом другой национальности?

  1. мнение родных, близких
  2. общественное мнение
  3. руководствуюсь только собственным мнением

11. Как Вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами межнациональной семьи?

  1. да
  2. нет

12.В чем Вы видите положительные  стороны межнациональных браков?

  1. в традиционной насыщенности
  2. рождение новой семьи на основе межнационального согласия
  3. самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей
  4. другое_______________________________

 

 

 

Спасибо Вам за участие в исследовании!

Вопросы данной анкеты предлагались курсантам. Анкета, которую заполняли студенты отличается лишь тем, что в ней отсутствуют вопросы 4 и 5. Ниже приведены результаты исследования.

 

Таблица анкетирования №1

 

 

Номер вопроса

Ответы курсантов

Количество ответов

Процентное выражение

 

1

 

a-15

b-15

30

50/50

 

2

a-24

b-6

с-0

30

80/20/0

 

3

a-4

b-18

с-6

d-2

30

13/60/20/7

 

4

 

a-17

b-13

30

56/44

 

5

a-25

b-3

с-1

d-1

30

82/10/4/4

 

6

a-5

b-3

с-18

d-4

30

16/10/60/14

 

7

a-4

b-7

с-16

d-3

30

13/23/53/11

8

a-19

b-3

с-5

d-3

30

64/10/16/10

9

a-14

b-3

с-13

30

46/10/44

10

 

a-25

b-5

30

84/16

11

a-12

b-7

с-5

d-6

30

40/24/16/20




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является выяснение отношения студентов России к межнациональным бракам. Анкеты анонимны. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

Инструкция:

Отметьте вариант ответа (один в каждом вопросе), наиболее отражающий Вашу позицию, подчеркиванием шрифта.

1. Ваш возраст___

2. Ваш пол:

  1. женский
  2. мужской

3. Ваше семейное положение:

    1. женат/замужем
    2. не женат/не замужем
    3. разведен

4. Что для Вас является показателем успешного брака?

  1. теплые и взаимные отношения между супругами
  2. материальная обеспеченность семьи
  3. брак, более ориентированный на мнения окружающих, чем на собственные отношения
  4. другое_______________________________

Информация о работе Изучение отношения современной молодежи к межнациональным бракам