Отношение к браку в студенческие годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 09:50, практическая работа

Краткое описание

Сейчас такое время когда большинство молодёжи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей .Прожив некоторое время, у многих семей это приводит к разводу.

Оглавление

1 Методологический раздел………………………………………......3
1.1Проблема исследования
1.2 Объект исследования
1.3 Предмет социологического исследования
1.4 Цель исследования
1.5 Задачи исследования
1.6 Основная гипотеза
2 Процедурный раздел………................................................................4
2.1 Методика и процедура исследования
2.2 Процедуры, намечаемые в ходе исследования
2.3 Методика сброса данных
2.4 Построение выборки исследования
2.5 Методика обработки результатов
2.6 Рабочий план исследования
анкета................................................................................................................5
анализ полученных данных………………………………………………….6
Вывод...................................................................................................................7

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование - Отношение к браку в студенческие годы.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

 

Одесский национальный политехнический университет

 

                               Кафедра социологии и психологии  

 

 

 

 

 

 

 

Социологическое исследование

на тему:

«ОТНОШЕНИЕ  К БРАКУ В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнили:ст.гр.ТЕ-0702                      

 Гришина О.В.

                                                                                Зима Ю.М.

                                                                                Тяпкина Я.С.

                                                                               Руководитель:  

                                                                                      Лысенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2010

Содержание

1 Методологический раздел………………………………………......3

1.1Проблема  исследования

1.2 Объект  исследования

1.3 Предмет  социологического исследования

1.4 Цель  исследования

1.5 Задачи исследования

1.6 Основная  гипотеза

2 Процедурный раздел………................................................................4

2.1 Методика и процедура исследования

2.2 Процедуры, намечаемые в ходе исследования

2.3 Методика сброса данных

2.4 Построение выборки исследования

2.5 Методика обработки результатов

2.6 Рабочий план исследования

анкета................................................................................................................5

анализ полученных данных………………………………………………….6

Вывод...................................................................................................................7

Структура программы:

 

  1. Методологический раздел:

 

1.1 Проблема исследования.

Сейчас такое  время когда большинство молодёжи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей .Прожив некоторое время, у многих семей это приводит к разводу.

Поэтому необходим  поиск подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный  подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Жизнь семьи  характеризуется материальными  и духовными процессами. Через  семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через  нее продолжается род. Семья, ее формы  и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Мы считаем, что главной проблемой браков заключенных  в студенческие годы является неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка молодых в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

На втором месте - различия во мнениях относительно того, как проводить досуг.

На третьем - финансовые затруднения и на последнем - психические или эмоциональные  нарушения.

1.2.Объект исследования.

Исследованию  подлежат студенты третьего курса энергетического факультета гр. ТЕ-0701,ТЕ-0702,ТЕ-0703.

                                             1.3.Предмет социологического исследования.

Предметом исследования является – психологическая готовность к браку у студентов

 

                1.4.Цель исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности отношения к браку в студенческие годы.

 

1.5.Задача.

Основными задачами данного социологического исследования являются:

-выявить степень готовности студентов к созданию семьи;

- Выяснить главную  причину вступления в брак.

- Исследовать специфику  отношения к браку со стороны  девушек и парней

- Выяснить причины  расторжения браков.

 

 

                                  1.6.Основная гипотеза.

. На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др. По проведенным нами расчетам видно, что показатель брачности студентов находится в прямой зависимости от наличия собственного жилья. Это подтверждается также и тем, что среди опрошенных абсолютное большинство студентов считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями и только 1,8% респондентов желают жить после заключения брака с родителями. Эти ответы лишний раз подтверждают, что в последнее время среди молодежи отмечается стремление к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание браков до достижения материально-бытового благополучия. Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству студенческих пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. По мнению специалистов, значительный рост нуклеарных семей в нашей стране произойдет с решением жилищной проблемы. Вместе с тем широкое распространение нуклеарных семей среди молодежи не может не вызывать некоторых опасений, ибо самостоятельно не обслуживающая себя в финансово-материальном и психологическом плане молодая семья не может быть достаточно подготовленной к жизненным трудностям.

 

 

 

  1. Процедурный раздел:

                                  2.1.Методика и процедура исследования.

 

      1. Принципиальный план исследования:
        • Разведовательный

 

       2.1.2.Тип исследования:

                               - описательный.

Используемые  приемы:

обработка и анализ  материалов.

 

 

 

 

 

                                 2.2.Процедуры, намечаемые в ходе исследования.

 

Выявление проблемы и предмета исследования, выдвижение основной гипотезы, опрос студентов третьего курса энергетического факультета гр. ТЕ-0701,ТЕ-0702,ТЕ-0703 ручная обработка полученных данных и подведение итогов (основные выводы).

 

 

                                       2.3.Методика сброса данных.

 

                           2.3.1.Общий метод – анкетирование

 

                                       2.4.Построение выборки исследования.

 

2.4.1.Генеральная  совокупность – общее  количество  человек исследуемого                                      объекта. В данном социологическом опросе будут участвовать студенты третьего курса энергетического факультета гр. ТЕ-0701,ТЕ-0702,ТЕ-0703 Среднее количество  студентов на исследуемом факультете приблизительно 60 человек.

2.4.2.Выборочная совокупность – из генеральной совокупности следует выделить 45 - 50 %, что составляет приблизительно 25 - 30 человек.

2.4.3.Единица наблюдения – социальная категория человека, т.е. в анкетируемой группе должны быть представлены студенты, обучающиеся на контрактной и на государственной основе (в процентном соответствии действительности (см. репрезентативность)).

2.4.4.Единица отбора – воспользуемся одноступенчатым отбором. Исходя из того, что на потоке обучается 3 группы студентов, для достижения 45-50 %   от генеральной совокупности необходимо опросить приблизительно по 8-10 человек с каждой  группы.

2.4.5.Исследование выборочное, т.е. выборка, как модель генеральной совокупности, должна обладать свойством репрезентативности – отражать основные характеристики  всех  студентов,  а не  только  45-50 процентов.

2.4.6.Тип выборки – простой случайный, метод основного массива.

 

 

2.5. Методика  обработки результатов.

 

      1. Ручной метод

                                             2.5.2.Корреляционный анализ каждого из компонентов; получение результатов всего блока факторов.

 

 

2.6. Рабочий  план исследования.

 

Провести анкетирование  студентов выбранных простым  одноступенчатым  отбором. В анкету включены разноплановые вопросы. Обработка  полученных данных  ручным  методом  при  помощи  контрольной  таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Уважаемые студенты!

 

              Просим Вас внимательно прочитать все вопросы данной анкеты.

             Постарайтесь отвечать на вопросы искренне,  Благодарим  за  работу  и  участие.

1. Как вы относитесь  к браку?

а) положительно;

б) отрицательно;

в) еще не задумывалась

2 . В каком  возрасте, как вы считаете, нужно  вступать в брак?

а) 19-25;

б) старше 25

3. Как относитесь  к браку в студенческие годы?

а) положительно;

б) отрицательно

в)затрудняюсь  ответить

4.Что для  вас является весомой причиной  вступления в брак в студенческие  годы?

А) любовь;

Б) по необходимости

В)по расчету

5.Считаете ли  вы долговечными браки, заключенные  в студенческие годы?

а) да;

б) нет

6. Для вас  имеет значение социальное положение  вашей половины?

А) да;

Б) нет

7. Кто , по-вашему  должен быть главой семьи?

А) мужчина;

Б) женщина

8. Кто в семье  должен зарабатывать деньги?

А)мужчина;

Б) женщина

В)оба

9. Хотели ли  вообще вступать в брак?

А)да»

Б)нет

10. Состоите  ли вы в браке?

А) да;

Б) нет

11. Есть ли  у вас друзья, состоящие в браке?

А) да;

Б) нет

12. Ваш возраст?

13)Ваш пол?

 

Анализ полученных данных

По результату анализа опроса, положительно относящихся  к браку, в процентном соотношении, составляет 80% от числа всех опрошенных. Остальные 20% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать ряд выводов.

Среди опрощенных 96,% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак19-25 лет, и всего лишь незначительная часть (4%) считают от 25 и старше. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте приемлем.

Для большинства  опрошенных парней социальное положение девушки их не интересует, так ответили 80%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа опрошенных девушек. 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6%.

На вопрос состоите ли вы в браке, лишь пять человек  ответили положительно. Три из них - ответили - по любви; 2 - по необходимости, из-за беременности. Респонденты, не состоящие в браке основной причиной назвали отсутствие самостоятельного жилья и отсутствие подходящей половины.

Основной причиной вступления в брак 70% опрошенных ответили - по необходимости, 30 %- любовь.

Большинство опрошенных назвали главой семьи мужчину (20% - женщину, причем сами женщины). В таком же соотношении исследуемые ответили, что деньги в семье должен зарабатывать мужчина.

Большинство опрашиваемых ответили, что лишь незначительная часть их друзей (в возрасте от 19 до 25 лет) состоят в браке и имеют детей.

Суммируя итоги  проведенного нами исследования, можно  сделать ряд выводов.

ВЫВОДЫ

Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и  ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Целью нашего исследования было выяснение особенностей отношения  к браку лиц, в возрасте 19-25 лет.

Результат исследования показал, что данная возрастная категория  характеризуется стремлением к  самоопределению и профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности развития жизни.

Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение  квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим  о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем  при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь  вообще и семейная жизнь в частности.

Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Данные исследования показали, что данная возрастная категория в своем большинстве положительно относится к брачным отношениям. Однако социально-экономическая ситуация, т.е. отсутствие собственного жилья, недостаточная материальная обеспеченность сдерживает их желание иметь семью. Негативное влияние на желание вступить в брак оказывает на данную категорию молодых людей и то, что круг их знакомств значительно снижен, по сравнению с прошлым возрастным периодам. Многие молодые люди сетуют, что еще не встретили свою половину, а большую часть девушек не устраивает социальный статус претендентов на совместную брачную жизнь.Это ведет к тому, что значительная часть молодых людей не состоит в браке, хотя их отцы и матери в таком возрасте уже имели детей.

Информация о работе Отношение к браку в студенческие годы