Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:20, научная работа
Цель работы – изучить отношение современной молодежи к межнациональным бракам.
Для исследования данной проблемы, поставлен ряд задач:
-дать определение межэтнического брака
-раскрыть причины межэтнических браков
-провести опрос и анкетирование молодежи
Введение…………………………………………………………………...…..… 3
Раздел 1. Что такое брак? Понятие межэтнического брака.…………………………………………………………………...…..…
Раздел 2. Взаимоотношения в межнациональных браках. Основные причины конфликтов в межнациональных браках.
Раздел 3. Причины межэтнических браков.
Раздел 4. Отношение курсантов и студентов к межнациональным бракам.
Заключение……………………………………………………………………….?
Список литературы……………………………………………………………?
Приложения……………………
Тема: «Изучение отношения современной молодежи к межнациональным бракам»
Москва 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Что
такое брак? Понятие межэтнического брака.………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы.
Тема достаточно актуальна потому, что помогает разрешить многие практически значимые проблемы общества. Например, изучая национально-смешанные браки, можно понять закономерности и последствия многих этнодемографических и этносоциальных процессов, происходящих в современном российском обществе.
И для самой социологии
очень важно изучение
Цель работы – изучить отношение современной молодежи к межнациональным бракам.
Для исследования данной проблемы, поставлен ряд задач:
-дать определение
-раскрыть причины
-провести опрос и
-сделать выводы по
Объект социологического исследования – курсанты Военного Университета; студенты: 1) люди в браке 2) люди, не состоящие в браке
Предмет исследования – отношение к межнациональным бракам.
Методы исследования –анкетирование и вторичный анализ данных.
Практическая значимость работы – использование в социологии при изучении раздела «Брак и семья», а также применение в социологии в качестве статистических данных.
Структура работы. Научная работа состоит из введения, 4 разделов, списка литературы и приложений.
Итак, выполняем первую задачу работы – даем определение межэтнического брака.
Хотелось бы начать с того, что такое брак.
Брак или брачный союз – регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, – и к детям.1
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.2
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.3
Далее
- межэтнический брак. У межэтнического
брака определений много. Но мне
хотелось бы остановиться на
одном из них, которое представлено
в Энциклопедическом словаре
В.А. Прохорова: «Межэтнический брак
представляет собой социально-
Надо сказать, что межэтнический брак еще называют национально-смешанным или межкультурным.5
В статье Корнеевой С.В., которая называется «Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций». Дается такое определение межкультурного брака: «Межкультурный брак- это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентефикации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни.6
Межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).
2. Взаимоотношения в межнациональных браках
Семья является одним из наиболее сложных социальных явлений. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, между родителями и детьми, но и общественно-экономическими, историческими, политическими, национальными и другими условиями. Семья как социальный институт обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека.
Между тем, взаимная связь семьи и межнациональных отношений еще не получила должного внимания исследователей, хотя общепризнано, что именно в семье происходит первоначальная социализация личности, а, следовательно, формируются ее убеждения в области национализма и интернационализма. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Однако семья не просто объект социальной политики, но и субъект. Государственная политика как бы отражается, «преломляется» в духовном климате семьи, создавая у ее членов определенные убеждения, взгляды, симпатии и антипатии. В полной мере это относится и к национальной политике, которая во многом благодаря семье выливается в практические межнациональные отношения. Под воздействием тех или иных государственных актов (не всегда, как мы знаем, продуманных и мудрых) у детей возникают интернационалистические или националистические взгляды, национально-патриотические или космополитические позиции. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к «врагам», желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи.
Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. К сожалению, наше общество по сей день не сумело придать подобной семье универсальный характер.
Семье, в частности национально-
Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько роль инициатора, сколько «катализатора», ускорителя уже идущих процессов. Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. Поэтому от степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде.
Сказанное дает основание высказать идею о том, что межнациональная семья в известной степени может быть использована как микромодель для изучения межнациональных отношений.
Образование этнически смешанной семьи делает возможной передачу информации между взаимодействующими этносами в пределах поколения (сами супруги, их друзья, родственники), так и между поколениями (в первую очередь через детей от таких браков). Дети от смешанных браков в той или иной степени усваивают элементы культуры обоих этносов. Более того, в межэтнических семьях воспитываются некоторые черты интернационализма, внутрисемейная атмосфера в подобных семьях больше способствует выработке толерантности в самосознании детей, что особенно важно для развития здорового гражданского общества в условиях полиэтничности, при таких условиях межэтнические семьи наиболее эффективно смогут выполнять стабилизирующую функцию, способствуя его укреплению и культурному обогащению.
Говоря о динамике межэтнических браков, следует отметить, что в 50 – годы в бывшем СССР межнациональным был каждый десятый брак, а в 80 – годы – каждый седьмой, а в некоторых республиках каждый пятый брак. На рубеже 90-х годов появились новые тенденции во взаимовлиянии миграционной обстановки и состояния межнациональных семей. Распад СССР привел к разрыву не только хозяйственных, но и родственных связей. Многие межэтнические семьи рушатся или становятся неполными. Тем самым подрываются общественные нормы, растет ксенофобия, ослабевают этнокультурные связи, ухудшается демографическая картина.7
Но, несмотря на это, с началом перестроечных процессов и демократизацией общества как показывает статистика, наблюдается рост межэтнических семей.
На формирование и развитие сегодняшних межнациональных семей влияет множество факторов (степень толерантности населения, интенсивность миграции, тип расселения людей, уровень брачности, национальные традиции, и т.д.). В современном обществе существует масса процессов, противостоящих развитию межнациональных семей, это так называемые негативные факторы (рост преступности этнического характера, снижение уровня толерантности населения, межнациональные конфликты и т.д.). Можно выделить и позитивные факторы, способствующие развитию межэтнических семей (длительное проживание различных этносов на одной территории, культурное взаимовлияние, «старые – добрые» традиции и т.д.). Можно предположить, что число межэтнических браков будет продолжать расти, чему будут способствовать как объективные факторы (например, национальная структура населения), так и субъективные (положительные установки молодых людей на межнациональные браки).
Нельзя сказать, что конфликты в семье начинается именно в связи с национальностью. Просто если семейные разногласия заходят слишком далеко, национальный вопрос на их фоне встает острее. То есть начинаться все может с самого обычного - с чего начинается любой семейный разлад. Но при развитии конфликтной ситуации ей начинают придаваться национальные характеристики. Самое больное - ударить человека по его национальности. Смысл именно в этом - найти уязвимую сторону.
Например, в семьях, где один из супругов - выходец с Кавказа, сам факт присутствия в семье другой национальности - например, русской жены - тщательно вуалируется. Есть, как бы, негласное правило максимально принимать все требования семьи. Жена в этом случае даже внешне пытается выглядеть, как все другие родственники в семье: красит волосы в черный цвет, соответствующим образом одевается. В принципе, с точки зрения психолога, такая семья стабильна - в этой семье одна из линий достаточна сильна, чтобы сохранить семью.
Информация о работе Изучение отношения современной молодежи к межнациональным бракам