Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель исследования: выявить отношение современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Задачи:
- проанализировать социально-исторический подход к изучению незарегистрированного брака;
-определить роль семьи и брака в становлении и развитии общества;
-охарактеризовать теоретические основы изучения незарегистрированного брака;
- выявить эмпирическим путем отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Историко-социальный подход к изучению незарегистрированного брака………………………………………………….8
1.1. Исторический и религиозный взгляд на проблему семьи и брака…8
1.2. Роль семьи и брака в становлении и развитии общества………….17
1.3. Теоретические основы изучения незарегистрированного брака…22
Глава 2.Результаты проведенного эмпирического исследования отношения молодежи к незарегистрированному браку……………..........36
2.1.Организация и характеристика методов исследований….. ………..36
2.2.Результаты исследования и их интерпретация……………………...39
Заключение……………………………………………………………….63
Список используемой литературы………………………………........66
Приложения………………………………………………...…………….69
SC14RYMMEC0001-FLEX-COML
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность – 020300 социология
Платошина Елена Валерьевна
V курс, группа 505
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМУ БРАКУ
Научный руководитель:
к.с.н. Богданова В.В.
Допустить к защите:
Зав. кафедрой теории и истории
социологии, профессор
______________________ М.А. Буданова
«___» _________________ 2012 г.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Историко-социальный подход к изучению незарегистрированного брака………………………………………………….8
1.1. Исторический и религиозный взгляд на проблему семьи и брака…8
1.2. Роль семьи и брака в становлении и развитии общества………….17
1.3. Теоретические основы изучения незарегистрированного брака…22
Глава 2.Результаты проведенного эмпирического исследования отношения молодежи к незарегистрированному браку……………..........36
2.1.Организация
и характеристика методов
2.2.Результаты
исследования и их
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………........
Приложения………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования: В настоящее время в
нашей стране наиболее остро стоит проблема
демографического кризиса. Ежегодно население
нашей страны сокращается приблизительно
на 800 тыс. жителей. Россия по количеству
разводов стоит на первом месте. Молодые
люди и девушки в настоящее время не спешат
обзаводиться семьями и детьми, а создают,
так называемые временные браки (незарегистрированные),
как принято называть «гражданский брак».
В большинстве регионов мира средний возраст
вступления в брак повышается, и в настоящее
время в подростковом возрасте в мире
заключается браков меньше, чем десять
лет назад. Семья играет важную роль в
жизни каждого человека, является одним
из основополагающих факторов в процессе
воспитания детей, становлении их как
личности, формирует основные жизненные
ценности. Устойчивость брачно-семейных
отношений зависит от готовности молодых
людей к семейной жизни, где готовность
к браку понимается как система социально-психологических
установок личности, определяющая эмоционально
положительное отношение к семейному
образу жизни1. В
настоящее время в семейных отношениях
происходят значительные изменения. В
моделях семьи отмечаются значительные
различия, и отсутствует какое-либо свидетельство
того, что формируется единая форма семейных
отношений. Во многих странах все более
широкое распространение получает новый
тип отношений - незарегистрированный
брак. Среди всего многообразия форм -
незарегистрированный брак является наиболее
распространенной и социально одобряемой
моделью организации семейной жизни, ввиду
большого сходства с зарегистрированным
браком.
К сожалению, данные о незарегистрированных
браках были собраны впервые, но косвенные
показатели свидетельствуют о росте популярности
альтернативных браку интимных союзов.
Так, к 2011 году по сравнению с переписью
1989 года снизилось количество зарегистрированных
браков, а число лиц, никогда не состоявших
в браке, увеличилось на 40%. Представляется
логичным предположить, что снижение доли
официальных браков не означает обесценивания
близких личных отношений, и что это снижение
компенсируется ростом доли неофициальных
союзов. Данные это подтверждают: за период
с 1989 по 2008 год удвоилась доля детей, рожденных
вне официального брака (она составила
30% от общего числа ежегодных рождений),
и почти половина из них были зарегистрированы
по совместному заявлению родителей.2
Постановка социальной проблемы.
В данное время отмечается значительное
ослабление регулирующего воздействия
ранее установленных в обществе и закрепленных
в общественном сознании норм и стандартов
поведения в семье. Связано это в первую
очередь с тем, что в современных условиях
исчезли некоторые важные функции, игравшие
существенную роль в традиционной семье.
Значительно изменились и функциональные
роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены,
имевшие место в прошлом.
Брак
и семья в представлении
Объект исследования: незарегистрированный брак в условиях современной российской действительности.
Предметом исследования является отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Цель исследования: выявить отношение современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Задачи:
- проанализировать социально-исторический подход к изучению незарегистрированного брака;
-определить роль семьи и
-охарактеризовать
- выявить эмпирическим путем отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Методы исследования:
Методы исследования
адекватны предмету и задачам
исследования:
1.Теоретические методы – анализ научной
литературы;
2.Органицационные методы – планирование
и организация исследования;
3.Эмпирические методы – анкетирование,
интервьюирование;
4.Интерпретационные методы – сравнительный
и уравновешенный анализ результатов
исследования.
Гипотеза исследования: современная российская молодежь рассматривает незарегистрированный брак как социальную норму и выбирает такие отношения для того, чтобы проверить свои отношения и подготовиться к дальнейшей семейной жизни.
Степень научной разработанности.
Основатели социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий является очень значимым. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Ф. Энгельса.
Современное состояние семьи и брака рассматривается А.И. Антоновым, И.С. Голод, А.Г. Вишневским, Т.А. Гурко)3.
Экспериментальная часть работы выполнена на протяжении 2011 года в Московской области. Выборка включала 150 человек в возрасте от 18 до 50 лет, из них: методом анкетирования было опрошено 100 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет и методом интервью 50 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет. Сбор первичной социологической информации осуществлялся с помощью специально разработанной анкеты методом письменного анкетирования и полуструктурированого интервью.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, заключения. Работа изложена на 64 страницах, включает 18 рисунков, 3 таблицы и 24 источника литературы. Теоретическая интерпретация основных понятий.
Незарегистрированный брак чаще всего называют альтернативным браком, то есть брак, который не имеет официального юридического статуса.
Брак – исторически изменяющаяся форма социальных отношений между мужчинами и женщинами, по средствам которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские права и обязанности.
Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий («отношение партии к крестьянству»).
Молодежь - социально- демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Семья – это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Социальный институт - (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития4.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И БРАКА.
1.1.Исторический и
Философы античности, средневековья
и отчасти даже нового времени
выводят общественные отношения
из семейных отношений, обращают основное
внимание на отношение семьи к
государству, а не на характеристику
ее как особого социального
Полагаясь на концепцию смены исторических типов брачно-семейных отношений И.С.Голода, можно сделать вывод, что брак и брачно-семейные отношения как форма и содержание находятся в диалектическом взаимодействии и взаимовлиянии: с одной стороны, изменения в сфере брачно-семейных отношений повлекли за собой появление разнообразных видов семьи и брака, изменили и изменяют отношения в рамках традиционного брака; с другой стороны, современные виды брака, становясь все более распространенными, приобретая все больше черты социальных институтов, формируют новые стандарты, стереотипы, образцы поведения и таким образом уже сами автономно выступают в качестве социального регулятора отношений между мужчиной и женщиной, предпочитающими такую форму отношений. Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками. Существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов: 1 уровень - уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода); 2 уровень - уровень «приспособляемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. 3 уровень - уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.
Вводится
концептуальное понятие брака как
социального механизма, который
обуславливает взаимодействие общественных
норм государственного регулирования,
морали и нравственности, а также
ценностей и установок
Различные виды брака обладают различными регулирующими механизмами, которые формируют разнообразные по своему содержанию и социальному смыслу брачно-семейные отношения6.
Опираясь
на парадигмы социального
Отталкиваясь
от теоретических предпосылок
Применяя
теорию малых групп к анализу
брачно-семейных отношений, на формирование
брачных отношений между
Опираясь на исследования Т.А. Гурко в отношении взаимоотношений будущих супругов, автор выделяет согласованность установок и ожиданий супругов (партнеров) в отношении различных аспектов совместной семейной жизни, как наиболее актуальную характеристику при исследовании нетипичных форм брака, предопределяющую характер брачно-семейных отношений 8.
Разбирая структуру брачно-семейных отношений по различным основаниям и в различных видах браков, опираясь на работы К. Левина, А.И. Антонова выделяются такие параметры, которые в большей степени коррелируют с типом брака и с ценностными установками партнеров, а именно: структуру эмоциональных отношений; структуру властных отношений; коммуникативную, ролевую структуру; объем и структуру семейного взаимодействия; состав и родственную структуру семьи9.
Рассмотрев социальные механизмы формирования брачно-семейных отношений и параметры брачно-семейных отношений, которые формируются в зависимости от указанных механизмов, в заключение первого параграфа автор вводит концептуальное определение брачно-семейных отношений как «специфического вида совместной жизнедеятельности партнеров, состоящих в браке, который в той или иной степени санкционирован нормами государственного регулирования и/или нормами общественной морали и нравственности, а также выступающего в качестве непременного условия реализации системы ценностей, потребностей, мотивов и установок каждого из партнеров и отражающий их эмоциональное отношение друг к друг и к их совместному союзу, а также материальную и духовную взаимосвязь между ними».
Брак – свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи10.
Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерна для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому. В конце 9-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества – рабов и крепостных. В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы брачных отношений. Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста приселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
Информация о работе Отношение молодежи к незарегистрированному браку