Отношение молодежи к незарегистрированному браку

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить отношение современной российской молодежи к незарегистрированному браку.
Задачи:
- проанализировать социально-исторический подход к изучению незарегистрированного брака;
-определить роль семьи и брака в становлении и развитии общества;
-охарактеризовать теоретические основы изучения незарегистрированного брака;
- выявить эмпирическим путем отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Историко-социальный подход к изучению незарегистрированного брака………………………………………………….8
1.1. Исторический и религиозный взгляд на проблему семьи и брака…8
1.2. Роль семьи и брака в становлении и развитии общества………….17
1.3. Теоретические основы изучения незарегистрированного брака…22
Глава 2.Результаты проведенного эмпирического исследования отношения молодежи к незарегистрированному браку……………..........36
2.1.Организация и характеристика методов исследований….. ………..36
2.2.Результаты исследования и их интерпретация……………………...39
Заключение……………………………………………………………….63
Список используемой литературы………………………………........66
Приложения………………………………………………...…………….69

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПЛАТОШИНА.docx

— 275.01 Кб (Скачать)


SC14RYMMEC0001-FLEX-COML

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории социологии

Специальность – 020300 социология

 

 

Платошина Елена Валерьевна

V курс, группа 505

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМУ  БРАКУ

 

 

Научный руководитель:

к.с.н. Богданова  В.В.

 

 

 

 

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой теории и истории

социологии, профессор

______________________ М.А. Буданова

«___» _________________ 2012 г.

Москва

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Историко-социальный подход к изучению незарегистрированного  брака………………………………………………….8

         1.1. Исторический и религиозный взгляд на проблему  семьи и брака…8

1.2. Роль семьи  и брака в становлении и  развитии общества………….17

1.3. Теоретические  основы изучения  незарегистрированного  брака…22

Глава 2.Результаты проведенного эмпирического исследования  отношения молодежи к незарегистрированному браку……………..........36

2.1.Организация  и характеристика методов исследований….. ………..36

2.2.Результаты  исследования и их интерпретация……………………...39

Заключение……………………………………………………………….63

Список  используемой литературы………………………………........66

Приложения………………………………………………...…………….69

 

                                            

    

                     

                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования: В настоящее время в нашей стране наиболее остро стоит проблема демографического кризиса. Ежегодно население нашей страны сокращается приблизительно на 800 тыс. жителей. Россия по количеству разводов стоит на первом месте.     Молодые люди и девушки в настоящее время не спешат обзаводиться семьями и детьми, а создают, так называемые временные браки (незарегистрированные), как принято называть «гражданский брак».     В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, является одним из основополагающих факторов в процессе воспитания детей, становлении их как личности, формирует основные жизненные ценности.       Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни1.  В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Среди всего многообразия форм - незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.  
К сожалению, данные о незарегистрированных браках были собраны впервые, но косвенные показатели свидетельствуют о росте популярности альтернативных браку интимных союзов. Так, к 2011 году по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных браков, а число лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 40%. Представляется логичным предположить, что снижение доли официальных браков не означает обесценивания близких личных отношений, и что это снижение компенсируется ростом доли неофициальных союзов. Данные это подтверждают: за период с 1989 по 2008 год удвоилась доля детей, рожденных вне официального брака (она составила 30% от общего числа ежегодных рождений), и почти половина из них были зарегистрированы по совместному заявлению родителей.2 
Постановка социальной проблемы. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак  и семья в представлении отдельных  людей все больше становятся в  основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Объект исследования: незарегистрированный брак в условиях современной российской действительности.

Предметом исследования является отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.

Цель исследования: выявить отношение современной российской молодежи к незарегистрированному браку.

 Задачи:

- проанализировать социально-исторический подход  к изучению незарегистрированного брака;

-определить роль семьи и брака  в становлении и развитии общества;

-охарактеризовать теоретические  основы  изучения незарегистрированного  брака;  

-  выявить эмпирическим путем  отношения современной российской молодежи к незарегистрированному браку.

Методы  исследования:

Методы исследования адекватны предмету и задачам  исследования: 
1.Теоретические методы – анализ научной литературы; 
2.Органицационные методы – планирование и организация исследования; 
3.Эмпирические методы – анкетирование, интервьюирование; 
4.Интерпретационные методы – сравнительный и уравновешенный анализ результатов исследования.         

Гипотеза исследования: современная российская молодежь рассматривает незарегистрированный брак  как социальную норму и  выбирает такие отношения  для того, чтобы проверить свои отношения и подготовиться к дальнейшей семейной жизни.

Степень научной разработанности.

Основатели  социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий является очень значимым. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Ф. Энгельса.

 

Современное состояние семьи и  брака рассматривается А.И. Антоновым, И.С. Голод, А.Г. Вишневским, Т.А. Гурко)3.

Экспериментальная часть работы выполнена  на протяжении 2011 года в Московской области. Выборка включала 150 человек в возрасте от 18 до 50  лет, из них: методом анкетирования было опрошено 100 респондентов в возрасте  от 18 до 30 лет и  методом интервью 50 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет. Сбор первичной социологической информации осуществлялся с помощью специально разработанной анкеты методом письменного анкетирования и  полуструктурированого интервью.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, заключения. Работа изложена на 64 страницах, включает 18 рисунков, 3 таблицы и 24 источника литературы.  Теоретическая интерпретация основных понятий.

Незарегистрированный брак чаще всего  называют альтернативным браком, то есть брак, который не имеет официального юридического статуса.

Брак – исторически изменяющаяся форма социальных отношений между мужчинами и женщинами, по средствам которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские права и обязанности.

 Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий («отношение партии к крестьянству»).

Молодежь - социально- демографическая  группа, выделяемая на основе обусловленных  возрастом особенностей социального  положения  молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Семья – это общественный механизм воспроизводства человека, отношения  между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социальный институт - (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И БРАКА.

1.1.Исторический и религиозный  взгляд на проблему семьи и  брака.

Философы античности, средневековья  и отчасти даже нового времени  выводят общественные отношения  из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к  государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды  разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел  в правовом порядке, а Гегель –  в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность  моногамии, фактически отождествляют  понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному  началу. Конечно, между понятиями  “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как  синонимы. Однако в сути этих понятий  есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные  советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой, общество упорядочивает и  санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родительские права и обязанности.  Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.       Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.     Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:         1) физиологические и сексуальные потребности;     2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;            3) социальные потребности в общении;       4) престижные потребности в признании;      5) духовные потребности в самореализации5.

Полагаясь на концепцию смены исторических типов брачно-семейных отношений  И.С.Голода,  можно сделать вывод, что брак и брачно-семейные отношения  как форма и содержание находятся  в диалектическом взаимодействии и  взаимовлиянии: с одной стороны, изменения в сфере брачно-семейных отношений повлекли за собой появление разнообразных видов семьи и брака, изменили и изменяют отношения в рамках традиционного брака; с другой стороны, современные виды брака, становясь все более распространенными, приобретая все больше черты социальных институтов, формируют новые стандарты, стереотипы, образцы поведения и таким образом уже сами автономно выступают в качестве социального регулятора отношений между мужчиной и женщиной, предпочитающими такую форму отношений. Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками.     Существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов:          1 уровень - уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода);        2 уровень - уровень «приспособляемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д.  3 уровень - уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.

Вводится  концептуальное понятие брака как  социального механизма, который  обуславливает взаимодействие общественных норм государственного регулирования, морали и нравственности, а также  ценностей и установок партнеров, посредством, которого обеспечивается функционирование брачного союза.

Различные виды брака обладают различными регулирующими  механизмами, которые формируют  разнообразные по своему содержанию и социальному смыслу брачно-семейные отношения6.

Опираясь  на парадигмы социального института  и малой группы, автор разрабатывает теоретическую модель исследования брачно-семейных отношений, которая концептуализирует взаимосвязь социальных механизмов и структурных параметров брачно-семейных отношений. Основные параметры брака как формы брачно-семейных отношений, которые предопределяют содержание этих отношений, включают в себя как институциональные характеристики брака, так и индивидуальные характеристики партнеров, предпочитающих тот или иной его тип.

Отталкиваясь  от теоретических предпосылок институционального анализа, можно выделить наиболее существенные для исследования институциональные механизмы специфики формирования брачно-семейных отношений в различных видах брака: нормы государственного регулирования брачных отношений, общественные нормы, легитимность, статус партнеров, санкции, функции и дисфункции.

Применяя  теорию малых групп к анализу  брачно-семейных отношений, на формирование брачных отношений между партнерами существенное влияние оказывают  их личностные характеристики, прежде всего ценности, мотивы и установки  партнеров.        Опираясь на классификацию ценностей М. Рокича, автор выделяет ценности – цели, а именно: внесемейные жизненные ценности  и семейные ценности - ценности супружества (партнерства), родительства, родства. Пользуясь типологией мотивации Л. Шнейдер, связанной со вступлением в брак, автор вычленяет мотивацию на заключение брака с определенным человеком; мотивацию на сам факт брака, мотивацию на определенный тип брака7.

Опираясь  на исследования Т.А. Гурко в отношении взаимоотношений будущих супругов, автор выделяет согласованность установок и ожиданий супругов (партнеров) в отношении различных аспектов совместной семейной жизни, как наиболее актуальную характеристику при исследовании нетипичных форм брака, предопределяющую характер брачно-семейных отношений 8.

Разбирая  структуру брачно-семейных отношений  по различным основаниям и в различных  видах браков, опираясь на работы К. Левина, А.И. Антонова выделяются такие параметры, которые в большей степени коррелируют с типом брака и с ценностными установками партнеров, а именно: структуру эмоциональных отношений; структуру властных отношений; коммуникативную, ролевую структуру; объем и структуру семейного взаимодействия; состав и родственную структуру семьи9.

Рассмотрев  социальные механизмы формирования брачно-семейных отношений и параметры  брачно-семейных отношений, которые  формируются в зависимости от указанных механизмов, в заключение первого параграфа автор вводит концептуальное определение брачно-семейных отношений как «специфического вида совместной жизнедеятельности партнеров, состоящих в браке, который в той или иной степени санкционирован нормами государственного регулирования и/или нормами общественной морали и нравственности, а также выступающего в качестве непременного условия реализации системы ценностей, потребностей, мотивов и установок каждого из партнеров и отражающий их эмоциональное отношение друг к друг и к их совместному союзу, а также материальную и духовную взаимосвязь между ними».        

Брак – свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи10.  

Традиция  связывать брак с соблюдением  определенной процедуры его оформления, характерна для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому.         В конце 9-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества – рабов и крепостных.   В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы брачных отношений.    Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.        В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста приселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.          

Информация о работе Отношение молодежи к незарегистрированному браку