В 998г. с
присвоением церковью монополии
права начали складываться нормы
брачного права и серьезно меняются
представления о порядке заключения
брака. В России начинает действовать
Номоканон – собрание византийского
семейного права. Церковное венчание,
введенное в 19-ом веке, практиковалось
только среди высших слоев общества,
остальное население заключало
браки по традиционным обрядам. К концу 13в.
Согласие сторон на брак стало фиксироваться
в брачном сговоре, составлением которого
занимались сваты или родственники. Заключительной
частью брачного сговора является церковное
обручение. Для вступления в сам венчальный
брак от сторон требовалось выполнение
многих условий. Одним из них был брачный
возраст. Например, для женщин, в 14-15 в.в.
он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь
препятствовала заключению браков с несовершеннолетними.
За преступную связь женщины наказывались
пострижение в монашки, позже ограничивались
штрафом. Этот запрет не распространялся
на великих княжон. Ограничивалось и число
замужеств, нормы христианской морали
допускали только два брака. Третий разрешался
только в случае смерти второго супруга
и отсутствия детей. Постепенно усиливается
роль светского законодательства. Однако
дореволюционная Россия так и не дошла
до создания единого для всех подданных
законодательства о браке. В многонациональной
России браки заключались в основном по
религиозным нормам, и, соответственно
порядок заключения брака, например, у
мусульман отличался от классического
христианского брака.
До Октябрьской
революции 1917г. Браком считался союз, оформленный
по религиозным канонам конфессий, к которым
принадлежали лица, вступившие в брак.
Исключением составляли лишь браки раскольников,
получавшие юридическое признание после
их регистрации в полицейских органах.
Именно эти браки представляли уже в то
время не что иное как «граждански браки»,
т.е. браки, оформленные в органах государственных,
а не в церкви. Введение гражданской формы брака, заключаемого
посредством его регистрации в государственных
органах, и соответственно отмены церковной
формы были проведены в России Декретом
ВЦИК и СНК РСФСР 18 декабря 1917г. «О гражданском
браке, о детях и о введении книг актов
гражданского состояния». Уже 21 октября
1918г. было издано постановление ВЧК, которое
объявляло, что «пометки в паспортах о
церковном венчании, присвоении на основании
церковного венчания женщине фамилии
лица, с которым она венчалась, отметка
милицией таких лиц состоящих в браке
и выдача венчавшейся паспорта на фамилию
гражданина, с которым она венчалась, является
саботажем декрета о гражданском браке,
присвоением чужой фамилии и звания мужа
или жены, т.е. срывом декрета рабоче-крестьянского
правительства, а для служащих милиции
– преступлением по должности. Однако
еще долгое время регистрация «де-факто»
не была обязательной. Причину такого пренебрежения
к действовавшей норме можно понять из
контекста заявления Я.Н. Брандербурского:
«Регистрация – пережиток, со временем
она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется,
главным образом как средство борьбы с
церковным браком». Идея эта не нова11. Еще в 1918г. гражданский (зарегистрированный)
брак понимался как средство борьбы с
браком церковным. Об этом говорили не
только российские специалисты, но и зарубежные
исследователи, так французский ученый
Альфред Наке в своем труде « К свободному
союзу» (1908г.), разделил точку зрения советских
цивилистов, что «в коммунистическом обществе
люди не будут нуждаться ни в том, что бы
общество вмешивалось в союз полов, даже
виде простой регистрации, ним в том, чтобы
хотя бы малейшее моральное давление оказывалось
по отношению к индивидууму». Таким образом,
новая государственная власть вслед за
рядом европейских государств осуществила
своего рода революцию и в регулировании
матримониальной сферы – переход от брака
церковного к браку гражданскому. Но был
это только шаг на пути к признанию юридической
силы за простым сожительством. В то время,
по словам Г.М. Свердлова, « признание и
охрана последствий фактических, незарегистрированных
браков в условиях острой борьбы за гражданский
брак означали бы признание и религиозных
браков, ибо церковь всемирно стремилась
к тому, чтобы религиозный брак не сопровождался
светской формой и, следовательно, оставался
тем, что называется фактическим браком»12. Стоит отметить, что введение гражданского
брака было воспринято населением поначалу
отрицательно. Однако жесткая политика
государственной власти на повсеместное
распространение гражданской формы брака
на фоне широких репрессий против церкви
дала результаты: к середине 20-х годов
наступил следующий этап реформирования
брачно-семейного законодательства. В
проекте нового кодекса законов о браке,
семье и опеке РСФСР 1926г. Содержалось правило
о признании регистрации брака факультативной,
о признании правовой силы и за внебрачным
сожительством. Основными аргументами
в пользу этого нововведения назывались,
во-первых, большое число подобных браков
(по данным Народного коммисариата юстиции,
их количество к 1926г. составляло примерно
7% от общего числа браков и имело тенденцию
к росту); во-вторых, то, что непризнание
их правового значения больно ударяло
по интересам женщины, остававшейся еще
материально-зависимой от мужчины. Принятый
в 1969г. - «Кодекс о браке и семье РСФСР»
подтвердил осуществившиеся в законодательстве
признание юридической силы только за
зарегистрированным браком. Устанавливалось,
что права и обязанности супругов порождает
лишь брак, заключенных в государственных
органах записи актов гражданского состояния,
предписывалось заключать брак в органах
ЗАГС (ст.13). В настоящее время процедура
заключения брака на территории нашей
страны регулирует Семейным кодексом
РФ. В семейном законе выделена специальная
глава 3 (ст.ст.10-15) условия и порядок заключения
брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям
применимы нормы Гражданского кодекса
РФ (часть 1,2,3 с изм. И доп. От 20 февраля,
12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 08 июля,17
декабря, 1999г., 16 апреля 15 мая, 26 ноября
2001г., 21 марта2002г.) Также необходимо выделить
еще один ключевой нормативный акт, регулирующий
порядок государственной регистрации
заключения брака – Федеральный закон
от 15 ноября 1997г. №143 – ФЗ «об актах гражданского
состояния» (с изм. и доп. от 25 декабря 2001г.,
29 апреля 2002г.).
В настоящее
время ответственность супругов
живущих в гражданском браке
сводится практически к нулю. А
самым безответственным для людей
живущих в таком браке нам
кажется то, что согласно семейному
кодексу Российской Федерации, ребенок
который родится у матери, фактически
- даже имея отца, формально иметь
его не будет. И если мужчина все-таки
захочет признать себя в качестве
отца этого ребенка, вынужден будет
совершить процедуру усыновления
(удочерения) ребенка13.
1.2. Роль семьи и брака в
становлении человека и развития
общества.
Семья - это сложное социокультурное
явление. Специфика и уникальность
ее состоит в том, что она фокусирует
в себе практически все аспекты
человеческой жизнедеятельности и
выходит на все уровни социальной
практики: от индивидуального до общественно-исторического,
от материального до духовного. В
структуре семьи можно условно
выделить три взаимосвязанных блока
отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые
и кровнородственные; 2-экономические,
т.е. отношения на базе домашнего хозяйства,
быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические,
нравственно-эстетические, связанные
с чувствами супружеской и родительской
любви, с воспитанием детей, с заботами
о престарелых родителях, с моральными
нормами поведения. Только совокупность
названных связей в их единстве создает
семью как особое социальное явление,
ибо не может считаться семьей естественная
близость мужчины и женщины, не закрепленная
в правовом отношении и не связанная общностью
быта и воспитания детей, поскольку это
не что иное, как сожительство. Экономическое
сотрудничество и взаимопомощь близких
людей, если они не основаны на узах брака
и родства, также не являются элементом
семейных отношений, а только деловым
партнерством. И, наконец, духовная общность
мужчины и женщины ограничивается дружбой,
если отношения между ними не принимают
свойственную семье форму развития. Только
совокупность названных отношений в рамках
единого целого представляет собой семью.
Отношения эти очень разнородны, противоречивы,
а порой и не совместимы, поскольку выражают
духовное и материальное, возвышенное
и будничное. В силу этого семья как сложное
социокультурное явление заключает в
себе как факторы развития, так и источники
противоречий, конфликтов, кризисов. В
то же время, чем полнее реализуется в
семейном союзе совокупность разнородных
отношений, чем теснее их взаимосвязь,
тем прочнее семья. Всякое же ослабление,
свертывание, выпадение одной из подсистем
целостного комплекса связей отрицательно
сказывается на устойчивости семьи, делает
ее более уязвимой для разрушительных
тенденций. И хотя семья с момента своего
возникновения, будучи изначально сложным
социальным явлением, органически включала
в себя и природно-биологические, и нравственные,
психологические, и экономические аспекты
жизнедеятельности, влияние их на организацию
ее жизни на протяжении развития человеческого
общества было далеко не однозначно14. Семья - это основанное на браке или кровном
родстве объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью.
Являясь необходимым компонентом социальной
структуры любого общества и выполняя
множественные социальные функции, семья
играет важную роль в общественном развитии.
“Общественные порядки, - подчеркивал
Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной
исторической эпохи и определенной страны,
обусловливаются... ступенью развития,
с одной стороны - труда, с другой - семьи”15. Через семью сменяются поколения людей,
в ней человек рождается, через нее продолжается
род. В семье происходит первичная социализация
и воспитание детей, а также в значительной
части реализуется обязанность заботиться
о старых и нетрудоспособных членах общества.
Семья является также ячейкой организации
быта и важной потребительской единицей. Семьи
классифицируются по типам самыми разными
науками – социологией, статистикой, экономикой,
антропологией, психологией. Согласно
антропологии, семьи делятся на консангвинальные
и конъюгальные. Консангвинальная семья
состоит из кровных родственников, принадлежащих
к нескольким поколениям. Отношения в
такой семье делятся по мужской линии
или по женской линии. Независимо от того,
по какой линии ведется родство, именно
отношения между родственниками, а не
отношения между мужем и женой выступают
основой организации семьи. Супружеская
пара проживает либо с родственниками
жены, либо сродственниками мужа, дети
могут принадлежать как семье жены, так
и жене мужа. Конъюгальная семья основана
на супружеских, а не на родственных отношениях.
Родственники со стороны жены и мужа считаются
частью данной семьи. Они признаются одинаково
важными и включены в организацию семьи
только как родственники жены или мужа,
но не сами по себе. Дети принадлежат не
родственникам жены или мужа, а супружеской
паре. Если консангвинальная семья сохраняет
себя благодаря преемственности поколений,
то конъюгальная семья формируется заново
с каждым следующим браком. Американское,
российское и европейское общества принадлежат
к конъюгальному типу. Кроме того, выделяют
два главных типа семьи, встречающейся
в человеческом обществе, - традиционную,
она же называется расширенной (многопоколенной),
и современную нуклеарную (двухпоколенную),
или семью происхождения, и прореакционную,
или новообразованную, (созданную взрослыми
детьми). По числу детей выделяют бездетные,
малодетные и многодетные семьи. По критерию
господства в семье мужа или жены выделяют
патриархальную и матриархальную семьи,
а по критерию лидерства – патернальную
(глава семьи мужчина), матернальную (глава
семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга
в равной степени считаются членами семьи)16. Понятие семья не следует путать с понятием
брак. Брак - это исторически меняющаяся
социальная форма отношений между женщиной
и мужчиной, посредством которой общество
упорядочивает и санкционирует их половую
жизнь и устанавливает их супружеские
и родственные права и обязанности. Но
семья, как правило, представляет более
сложную систему отношений, чем брак, поскольку
она может объединять не только супругов,
но и их детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать
не просто как брачную группу, но как социальный
институт, то есть систему связей, взаимодействий
и отношений индивидов, выполняющих функции
воспроизводства человеческого рода и
регулирующих все связи, взаимодействия
и отношения на основе определенных ценностей
и норм, подверженных обширному социальному
контролю через систему позитивных и негативных
санкций. Семья как социальный институт
проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл
или жизненный цикл семьи. Исследователи
выделяют различное количество фаз этого
цикла, но главными среди них являются
следующие: 1) вступление в первый брак
- образование семьи; 2) начало деторождения
- рождение первого ребенка; 3) окончание
деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак
и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи - смерть
одного из супругов17. Сущность семьи и брака отражается в
ее функциях, в структуре и в ролевом поведении
ее членов. Функции семьи – это способы
проявления ее активности; жизнедеятельности
всей семьи и отдельных ее членов. Во всех
обществах семья выполняла основные функции: -
репродуктивная- физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье; - социализирующая
функция – социализация молодого поколения,
поддержания культурного воспроизводства
общества; - хозяйственно-бытовая функция
– поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми
членами семьи; - экономическая – получение
материальных средств одних членов семьи
для других, экономическая поддержка несовершеннолетних
и нетрудоспособных членов общества; -
духовного общения – развитие личностей
членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление
определенного статуса членам семьи, воспроизводство
социальной структуры; - досуговая – организация
рационального досуга, взаимообогащение
интересов; - эмоциональная – получение
психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия; -
сфера первичного социального контроля
– моральная регламентация поведения
членов семьи в различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация ответственности
и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми представителями
старшего и среднего поколений18. Эти функции в том или ином виде и объеме
имеют место в семьях, в каждой семье их
соотношение различно. Исторически некоторые
функции отмирают, например, производственная,
а другие функции усиливаются.
1.3. Теоретические основы изучения
незарегистрированного брака.
Приступая к изучению отношения
молодых жителей к незарегистрированным
формам брака, необходимо отметить, что
молодежь – это большая социально-демографическая
общность, имеющая специфические
социальные и психологические черты,
наличие которых определяется как
возрастными особенностями молодых
людей, так и тем, что их социально-экономическое
и общественно-политическое положение,
их духовный мир находятся в состоянии
становления, формирования. Для молодежи характерны следующие черты
- высокая интенсивность как : - межгенерационной,
так и внутригенерационной мобильности;
-специфические интересы, установки, ценности;
-наличие собственной субкультуры19. Хронологические
границы данной группы зависят от общественно-исторического
развития, культуры, способов и форм социализации,
характерных для данного общества. В разные
исторические эпохи границы молодости
и критерии ее возрастной периодизации
существенно менялись. Общепринятые для
Российской действительности границы
понятия «молодежь» определены в интервале
от 15 до 29 лет20. У
молодежи как специфической социально-демографической
группы есть собственные эмоционально-волевые
установки на что-либо именуемые отношением.
Нас будет интересовать отношение молодых
людей к незарегистрированным формам
брака. Под браком понимается исторически
обусловленная, санкционированная и регулируемая
обществом форма отношений между мужчиной
и женщиной, устанавливающая их права
и обязанности по отношению друг к другу,
к детям и обществу. Социальная сущность
брака определяется, в конечном счете,
господствующими общественными отношениями,
испытывает влияние политики, права, нравственности,
религии21. Санкционируя
брак, общество берет на себя обязательства
по его охране и налагает на людей, вступивших
в брак, ответственность за материальное
обеспечение и воспитание детей, а, следовательно,
за будущее семьи. Семья – это общественный
механизм воспроизводства человека, отношения
между мужем и женой, родителями и детьми,
основанная на этих отношениях малая группа,
члены которой общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью.
Брачно-семейные отношения не являются
непосредственным продолжением производственных
отношений, а связаны с ними преимущественно
через культуру. Брак из экономического
института все больше превращается в морально-правовой
союз мужчины и женщины, основанный на
любви и личном выборе. Можно выделить
следующие формы брака: зарегистрированный
и незарегистрированный.
Незарегистрированный брак чаще всего
называют альтернативным браком, то есть
брак, который не имеет официального
юридического статуса. Индикатором понятия
«незарегистрированный брак» будет указание
на брак, незарегистрированный в Загсе. Незарегистрированный
брак имеет несколько форм: фактический
брак (сожительство), пробный брак, свободный
союз, конкубинат. Под фактическим браком
понимается продолжительный половой союз,
не зарегистрированный в органах записи
актов гражданского состояния в соответствии
с брачным законодательством. О наличии
фактического брака свидетельствуют постоянное
совместное проживание супругов, общность
имущества и бюджета. Продолжительность
совместного проживания, необходимая
для признания союза в качестве фактического
брака, никогда не конкретизировалась,
поскольку он не является объектом права.
Таким образом, признание фактического
брака в качестве такового является скорее
частным делом участников данного союза,
чем окружающих или государства и общественных
организаций. В большинстве стран фактический
брак не признается государством в качестве
полноправного брака. Термин «сожительство»
используется как синоним понятию «фактический
брак», но носит негативную окраску. Индикаторами
понятия «фактический брак» являются:
совместное проживание, общий семейный
бюджет, регистрация брака не планируется,
длительный характер союза, желание иметь
детей, взаимная верность партнеров. Очень
близко с понятием «фактический брак»
связано понятие «пробный брак». Отличием
второго понятия от первого будет то, что
пробный брак – это союз молодых людей,
направленный на проверку своих чувств
в обстановке быта. Продолжительность
данного брака не велика, причем существует
два исхода: - либо этот союз распадается; -
либо приобретает правовой статус.
Во многом
официальной регистрации брака
способствует рождение ребенка. Тогда
как в фактическом браке рождение
ребенка не приводит к юридическому
браку. Очень трудно определить границы между
фактическим браком и пробным браком.
По сути, фактический брак тоже может закончиться
регистрацией, и тогда он автоматически
переходит в категорию пробного брака.
Индикаторами «пробного брака» будут
являться: совместное проживание, общий
семейный бюджет, регистрация брака планируется,
краткосрочность союза, нежелание иметь
детей до брака, взаимная верность партнеров. Еще
одной формой незарегистрированного брака
можно назвать свободный союз. Особенностью
данной формы является то, что это союз
двух людей (мужчины и женщины), которые
проживают вместе, но имеют раздельный
бюджет. Как правило, и муж и жена занимают
достаточно высокую должность и в состоянии
обеспечить себя сами. Спецификой данного
брака можно назвать свободу сексуальных
отношений, когда мужчина и женщина заведомо
договариваются о том, что могут иметь
сексуальные отношения с другими людьми,
будь то гетеро- или гомосексуальные связи.
В таких браках, как правило, рождение
ребенка не приветствуется. Индикаторами
свободного союза являются: совместное
проживание, раздельный семейный бюджет,
возможная регистрация брака, союз может
быть как длительным, так и краткосрочным;
нежелание иметь детей, заведомая неверность
партнеров22. Одной из редко встречающихся форм незарегистрированного
брака является конкубинат. Под ним понимается
длительный союз мужчины и женщины, не
намеривающихся юридически закрепить
брак. Это не анонимная жизнь, нравственно
заранее предполагающая верность партнеров,
совместную заботу о потомстве, возможность
материального содержания одного члена
союза другим. Казалось бы, по определению,
конкубинат не что иное, как брак де-факто. Но
дальнейшая конкретизация радикально
меняет его смысл. «Избыток» женщин предоставляет
мужчинам шанс наряду с официальной семьей
(семья и дети) образовать параллельный
союз с другой женщиной, имеющей от него
«внебрачного» ребенка, или сохранить
неформальную связь с «первой» женой,
юридически оформив брак с бывшей конкубиной.
Следовательно, конкубинат это длительная,
правом не закрепленная связь, в которой
мужчина имеет вторую сексуальную партнершу
и общего с ней ребенка, а эта женщина –
ребенка с отцом, но без узаконенного мужа.
Индикаторами понятия «конкубинат» будут:
проживание супругов возможно и совместно,
и раздельно; бюджет может быть и раздельным
и совместным; регистрация брака возможна;
союз длительный; рождение ребенка приветствуется,
верность со стороны женщины23. Под мнением понимается одно из проявлений
сознания, представляющее совокупность
логически связанных между собой суждений,
содержащих оценку явления, процесса,
человека. Мнение может быть индивидуальным,
коллективным и общественным24. Для нас более интересно коллективное
мнение, которое можно рассматривать как
совокупность оценочных суждений людей,
входящих в те или иные формальные или
неформальные группы. Основой возникновения
его являются коллективные, чаще всего
групповые интересы. В нашем случае мы
рассматриваем мнение молодежи об объективных
факторах и субъективных причинах незарегистрированных
форм брака.
Незарегистрированный
брак, как и любой другой вид
брака, обладает механизмами формирования
брачно-семейных отношений, которые
определяются как институциональными
характеристиками незарегистрированного
брака, так и социальными ожиданиями
и установками партнеров, вступающих
в незарегистрированные отношения.
В большинстве случаев он включает
ряд характеристик, основанных на традиционном
виде брака: совместное проживание и
ведение хозяйства, объединение
финансов и т.д. В то же время незарегистрированный брак
обладает своей спецификой, и отличается
от зарегистрированного брака по целому
ряду параметров, включая институциональность,
легитимность, степень материальной и
психологической безопасности, привязанность,
ответственность партнеров за воспитание
детей и друг перед другом и т.д. Отношения
в незарегистрированном браке могут быть
в большей или меньшей степени приближены
к традиционному браку. Однако, будучи
менее институализированной формой брачно-семейных
отношений, незарегистрированный брак
позволяет партнерам моделировать свои
отношения в зависимости от собственных
ценностных ориентаций и социальных установок.
Экономическая нестабильность в обществе,
официально не сформулированное отношение
государства к незарегистрированному
браку, плюрализм мнений относительно
организации семейной жизни влияют на
возникновение противоречивого к нему
отношения. По этой причине незарегистрированные
браки неоднородны, следовательно, можно
говорить о различных типах незарегистрированных
браков, о многообразных отношениях между
партнерами, и о различном влиянии этой
формы брачно-семейных отношений на всю
систему брачно-семейных институтов. Материальное
благосостояние – это размеры и виды доходов
населения, структура потребления и питания.
Под доходами населения понимается совокупность
денежных и натуральных поступлений, получаемых
отдельным лицом или семьей (домохозяйством)
из различных источников в течение определенного
периода (в статистике обычно год или месяц)
и расходуемые на потребление, накопление,
различные сборы и налоги. По классификации
ООН, к доходам населения относят все поступления,
получаемые гражданами, в том числе от
операций, связанных с капиталом отдельных
лиц, включая операции, которые они осуществляли
в качестве владельцев не корпорированных
партий25. То, что мы именуем "гражданским браком",
на юридическом языке называется "фактической
семьей", "сожительством". Исторически
понятие "гражданский брак" возникло
как альтернатива браку церковному, то
есть освященному церковью. С точки зрения
действующего законодательства и толкового
словаря гражданский брак - это как раз
брак официальный, зарегистрированный
в государственных органах записи актов
гражданского состояния (ЗАГС). Такая вот
тут возникла путаница. Итак, говоря "гражданский
брак", мы на самом деле имеем в виду
фактическую семью, сожительство. Многие современные молодые пары выбирают
так называемый «гражданский брак», как
«репетицию» официального. И если ситуация
устраивает всех и решение принято обоюдно,
то такой расклад можно лишь приветствовать.
Но это в идеале, а в реальности современной
жизни возникают совершенно иные обстоятельства,
которые разбивают практически все положительные
стороны этого социального явления. «Гражданский
брак» ни какого правового регулирования
отношений не имеет. Даже если в "гражданском
браке", вы заключили с партнером брачный
договор. Он вступает в силу лишь после
регистрации брака в ЗАГСе. А в случае
смерти сожителя женщина может претендовать
только на те вещи, которые он ей завещал.
Не регистрируя брак, женщина оказывается
в прямой зависимости от своего сожителя.
Имущественные и неимущественные права
женщины состоящей в зарегистрированном
браке защищены законом. В незарегистрированной семье женщина
фактически бесправна. Тут все зависит
от моральных качеств партнера, а это далеко
не всегда, является гарантией при возникающих
разногласиях. Мужчины в таком «браке»
понимают, что ничего не теряют. Ребенка
растить матери, деньги взыскать с такого
«мужа», который в любой момент может просто
повернуться и уйти, весьма проблематично.
Интересно, что женщина, как правило, называет
своего сожителя мужем, а мужчина свою
«гражданскую жену» любовницей, сожительницей,
подругой. И лишь некоторые — женой. При
рождении ребенка у таких родителей возникает
еще гораздо более сложные проблемы, ребенок,
фактически имеющий отца, формально его
не имеет. И если отец ребенка пожелает
официально зарегистрировать свое отцовство,
то ребенка ему придется усыновлять по
всем установленными законами нормами.
Если мы вспомним не далекое прошлое, существовало
даже обидное определение таким детям
– «незаконнорожденные». В настоящее время
молодые мужчины и женщины не спешат идти
в ЗАГС и регистрировать свои отношения.
"Поживем в свое удовольствие", - решают
женщина и мужчина и, минуя ЗАГС, начинают
совместное существование под одной крышей.
"Понравится - будем жить, - рассуждают
они, - не понравится - разбежимся в два
счета". И становится такой "брак
не навсегда" своеобразным экспериментальным
полигоном, где можно себе позволить практически
все, что угодно. Жене, в частности, не наглаживать
супругу рубашки и не особо стараться
на кухне, не подстраиваться, не сдерживаться,
ездить отдыхать с любимой подругой и
вообще жить своей жизнью, чего часто лишены
законные супруги 26 . Сознание того,
что у тебя есть право выбора и в любой
момент ты можешь изменить свою жизнь,
дает определенную психологическую независимость
и ощущение внутренней свободы. То есть
порождает безответственность между сожителями
не только гражданская жена, но и гражданский
муж обладают всеми правами и свободами,
а вернее, правами на свободу. Возможно,
они не спешат регистрировать свои отношения,
потому что до конца неуверенны в своих
чувствах, но если это в действительности
так, то их совместное сожительство, является
лишь удовлетворение своих физиологических
потребностей, а не целью создания семьи.
В последствии это приводит к проблемам
в семейной жизни, так как неприспособленные
так сказать «супруги» не имеют возможности
вполне оценить все стороны настоящего
брака27. Количество незарегистрированных браков
неумолимо растет, что пагубно влияет
не только на рождаемость в нашей стране,
но и на нравственную сторону нашего общества.
Регулирования со стороны законодательства
такие отношения абсолютно ни какого не
имеют. И исходя из вышеизложенного проведенного
нами исследованием можно смело заявлять,
то, что наше общество двигается к тому,
что бы в корне умолить значение официальной
регистрации бракосочетания. Человек
научился чувствовать свои права на свободу
слова, свободу совести, свободу убеждений.
Но разве именно в безнравственном отношении
к жизни, должны проявляться эти свободы?
Не следует забывать еще один из важных
признаков правового равенства… « права
гражданина заканчиваются там, где начинаются
права другого».