Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 02:56, контрольная работа
Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками.
Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности.
Уже в самом начале своей деятельности Маркс понимал, что механическое устранение (законодательная отмена) частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что такая попытка может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему:
МАКСИМИЛИА́Н
КАРЛ ЭМИ́ЛЬ ВЕ́БЕР (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия —
Учение Макса Вебера
Свою
концепцию Вебер называл «поним
Все
научные категории – только конструкции
нашего мышления. «Общество», «государство»,
«институт» - это просто слова, поэтому
им не следует приписывать
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».
Данные
теоретические постулаты
ГЮСТА́В
ЛЕБО́Н (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог
Учение Гюстава Лебона
.Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Стал
известен тем, что пытался показать
то общее, что имеется между положением
вещей и закономерностями в психологии
масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря
на критику, мысли Лебона представляют
интерес. Он предсказал важную роль толпы
в наше время», а также «охарактеризовал
методы воздействия на толпу, которые
в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использования
упрощенных лозунгов».
ЖАН
ГАБРИЕ́ЛЬ ТАРД (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция — 1
Учение Габриеля Тарда
В
социологии, как и его современник Эмиль
По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) — «общество, в конце концов, есть подражание» («la société, c’est l’imitation»). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.
Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.
Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.
Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».
Особой
темой исследований Тарда было сравнительное
изучение толпы и публики. Полемизируя
с Г.Лебоном, Тард выступал против
описания современной ему действительности
как «века толпы». С его точки зрения, XIX
век — это, скорее, век публики. Противопоставляя
эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость
тесного физического контакта между людьми
в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность
умственных связей для возникновения
публики. Такое духовное единство понималось
ученым как общность мнений, интеллектуальная
общность. Огромную роль в становлении
«общества публики» играют СМИ, которые формируют
в людях общность мнений вне зависимости
от их месторасположения.
ДАВИД ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпин
Учение Эмиля Дюркгейма
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии: