Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 03:40, реферат
Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
1. Введение
2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.
3. Западноевропейская социология XIX – начала XX века.
4. Классическая зарубежная социология.
5. Современная зарубежная социология.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Министерство образования и науки Украины
Тавтический
национальный университет им. В. И. Вернадского
философский факультет
специальность
«культурология»
Реферат :
На
тему: «История социологии»
Выполнила:
Оберемок О.А.
Студентка 1 курса
Философского факультет
группа 1К
Научный руководитель:
Филатов
А. С.
Симферополь
2010
Содержание:
1. Введение
2. Предыстория и
социально-философские предпосылки социологии.
3. Западноевропейская
социология XIX – начала XX века.
4. Классическая
зарубежная социология.
5. Современная зарубежная
социология.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение.
Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно.
Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.
В своей работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона, становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.
Первый параграф моей работы будет посвящён
предыстории и предпосылкам возникновения
социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона,
и их последователей.
2.
Предыстория и социально-философские
предпосылки социологии.
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге
«Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие.
Кроме него, существуют
еще два сословия: богатая плутократия
и лишенные собственности бедняки.
Государство лучше всего
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и
Аристотеля и
создал на их основе оригинальную теорию
общества и государства.
Никколо Макиавелли (1469—1527).
В его главном произведении «Государь»
описываются принципы создания сильного
государства в условиях, когда в народе
не развиты гражданские добродетели, но
акцент делается не на структуре общества,
а на поведении политического лидера.
Макиавелли сформулировал законы поведения
правителя, желающего добиться успеха.
Томас
Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг:
он разработал теорию общественного договора,
ставшую основой учения о гражданском
обществе.
Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel»
(естественного
порядка), который благодаря
Джамбаттиста
Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разрабатывал
принципы исторического метода и познания
«гражданского мира», полностью сотворенного
людьми.
Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие человечества.
В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778),Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.
Но я бы хотела обратится к названию этого
пункта, который нам говорит что это только
предыстория и различные предпосылки
появления социологии, а о дальнейшем
изучении и развитии, я бы даже сказала
о становлении социологии как науки, пойдёт
речь в следующем пункте моей работы.
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
(XIX—начала
XX века).
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт
(1798—1857). В главных
своих сочинениях — «Курс
В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.
На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлечёнными силами, различными рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третей стадии, позитивной то Конт характеризует её так: «человеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной», чтобы заниматься лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений».
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогресс без порядка — это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии — социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит теория А. Конта.
Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии.
Социальная динамика основывается на
определенной последовательности этапов
развития. Согласно законам развития общества,
по Конту, имеют место три стадии политико-социальных
форм организации:
- теологическая
стадия — военное господство;
- метафизическая
стадия — феодальное
- позитивная
стадия — промышленная
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития.
Также его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе
«социальной физике»,
чтобы ее исследователь мог так
же оперировать конкретными
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм».
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум- пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931) и особенно Ф. Теннисом (1855—1936), а также в известной степени Дж. С. Миллем (1806—1873).
Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально- психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.
Г. Тард известен своей теорией подражания,
так как элементарным социальным отношением
он считал передачу или попытку передачи
верования или желания. Его концепция
впоследствии была использована в теории
массовых коммуникаций.
Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.