Исследование роли неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;

Файлы: 1 файл

КР-Социол-упр.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

Отрицательными  сторонами управления неформальными  группами являются:

1. На предприятии никаких  общественных мероприятий не  проводиться и не планируется.  Руководство организации считает,  что в этом нет никакой необходимости и будет только отвлекать людей от собственных дел.

2. Для принятия какого-либо  решения одни из опрошенных  ответили что не привлекают членов организации к обсуждению данных вопросов, другие - привлекают, когда считают это необходимым для себя.

3. Руководство предприятия  считает, что размещение кабинетов  не повлияет на поведение членов  неформальной группы и, соответственно, не применяет данный метод  управления на предприятии. 

4. Руководство организации  знает естественных лидеров неформальных  групп на предприятии, но не  применяет никаких методов управления  ими. 

5. Руководство предприятия  считает возможным за счет  гибкого использования различных  каналов передачи информации  усилить свое влияние на неформальные  группы, однако каналы неформальной  передачи информации для влияния  на неформальные группы не  используются.

Для повышения  эффективности управления неформальными  группами руководству предприятия  необходимо применять следующие  методы влияния:

  • необходимо привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности предприятия, консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций;
  • проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников во внерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности;
  • необходимо внушить, что все содействующее целям организации содействует и целям отдельного человека;
  • руководству предприятия необходимо пытаться управлять лидерами неформальных групп, контролировать их деятельность и использовать ее для влияния на неформальные группы;
  • необходимо развивать и использовать каналы неформальной передачи информации, так как данный метод имеет много позитивных моментов для управления неформальными группами и его применение будет способствовать более эффективному влиянию на данные группы;
  • необходимо более внимательно отнестись к размещению кабинетов в организации.

 

Заключение

В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы и отношений в ней.

Даны общее понятие  группы, рассмотрены отличия неформальных групп от формальных, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение  и роль в процессе функционирования организации.

 Группа – это относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

 Существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

 Формальные группы  выделяются как структурные подразделения  в организации. Они имеют формально  назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

 Неформальные группы  создаются не распоряжениями  руководства и формальными постановлениями,  а членами организации в соответствии  с их взаимными симпатиями, общими  интересами, одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Они представляют  собой спонтанно сложившуюся  систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом  более или менее длительного  межличностного общения.

 Изученные нами особенности  характеристик неформальных групп , а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.

 Мы выяснили, что причиной  возникновения неформальной группы  в формальной организации является  неизбежная ограниченность формальной  организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.

 Неформальные группы  несут в себе как отрицательное,  так и положительное влияние  на деятельность формальной организации. 

 К отрицательным сторонам  относятся: распространение ложных  слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким  переменам и тенденция к сохранению  укоренившихся стереотипов задерживают  необходимую модернизацию производства  и др.

Положительные стороны деятельности неформальной организации – преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

 Нами изучены механизм  управления неформальными группами  и методы, применяемые в управлении. К методам управления относятся:  консультации с группами, обучение  и внушение, обеспечение лояльности  руководящих работников, замена руководителя «среднего звена», перевод сотрудников на другое место работы, размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации.

 В практической части  работы была разработана анкета и проведено исследование по вопросу эффективности управления неформальными группами на предприятии. По результатам проведенного опроса нами были предложены способы более эффективного управления неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности сотрудников организации, управление лидерами неформальных групп, использование в управлении каналов неформальной передачи информации.

 

Список литературы

  1. Организация и планирование производства : [учеб. пособие для вузов / А. Н. Ильченко и др.] ; под ред. А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецовой. - М. : Academia, 2006. - 207 с. - (Высшее профессиональное образование. Экономика и управление).

3.  Веснин, В. Р. Управление  персоналом. Теория и практика [Электронный  ресурс] : [учебник]. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. - (Электронный учебник).

4.  Одинцов, А. А. Менеджмент  организации. Введение в специальность  : [учеб. пособие для вузов по спец. "Менеджмент орг."]. - М. : Academia, 2007. - 239 с.

5.  Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник [для эконом. спец. вузов]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Банки и биржи, 1995. - 478 с.

6.   Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда : учеб. [для вузов по спец. 080104 "Экономика труда" и др. эконом. спец.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 423 с.

8.  Герчикова, И. Н. Менеджмент : [учеб. для вузов по спец. экономики и упр. (060000)]. - 4-е изд., прераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 499 с.

9.   Зельдович, Б.  З. Менеджмент : учеб. [для вузов]. - Изд. 2-е, стер. - М. : Экзамен, 2009. - 575 с.

11.  Емельянова, Г. А.  Менеджмент и риски в организациях  социальной сферы : учеб. пособие [для вузов по спец. 080504 Гос. и муниципал. упр.]. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 96 с.

12.  Менеджмент : [учеб. прогр.] : учеб.-метод. пособие / Чуваш. гос. пед. ун-т ; Дерябина М. Ю. - Чебоксары : ЧГПУ, 2003. - 34 с.

14.  Чернова, Г. В.  Управление рисками [Электронный  ресурс] : [учебник]. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

1 Неформальные отношения, группы……………………………………………3

1.1. Общее понятие группы………………………………………………………3

1.2. Характеристика группы……………………………………………………...5

1.3. Возникновение неформальной  группы и ее роль 

в процессе функционирования организации……………………………………8

2. Управление неформальными  группами………………………………………9

2.1. Механизм управления  неформальными группами………………………9

2.2. Методы управления  неформальными группами………………………….10

3. Применение данных методов  для повышения эффективности 

управления неформальными  группами на предприятии 

ООО «УРАЛ – АКВА»…………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 


 


Информация о работе Исследование роли неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности на предприятии