Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы: обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
По мнению Майкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются:
Некоторые руководители считают, что неформальная группа – это результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп явление естественное и весьма распространенное, – они есть в каждой организации.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
Случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций.
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложиться заведомо отрицательное отношение к руководству.
2. Управление неформальными группами
2.1. Механизм управления неформальными группами
Механизм управления
неформальными группами можно
представить в виде
Основными из них являются:
2.2. Методы управления неформальными группами
Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия.
Основные из них:
1. Консультации с группами.
Консультации с группой вместо попытки навязать ей произвол, говорят об уважении к достоинству группы и отдельного человека, а также ослабляют сопротивление переменам со стороны неформальной организации.
2. Обучение и внушение.
Организации необходимо сформировать у своих служащих лояльность посредством обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо «рекламироваться» перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний, либо другими способами.
3. Обеспечение лояльности руководящих работников.
Высшее руководство обычно
старается завоевать
4. Замена руководителя «среднего звена».
Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может заменить его и порой заменяет тем, кто ему предан.
5. Перевод сотрудников на другое место работы.
Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов организации и усиления их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика, если ей строго и разумно следовать, вероятно, приведет к появлению в организации значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями, - хотя нет никаких оснований полагать, что такая практика полностью уничтожит преданность работников неформальным группам.
6. Размещение кабинетов.
Еще один механизм воздействия заключается в правильном распределении кабинетов. Формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже.
7. Признание естественных лидеров.
Один из современных теоретиков Девис, развивая эту мысль, пишет: «Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации».
8. Обмен информацией в организации.
Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.
3. Применение данных
методов для повышения
Одним из вариантов проведения исследования эффективности управления неформальными группами является опрос руководства организации. Данный метод был использован на предприятии ООО «УРАЛ – АКВА».
Анкета
1. Знаете ли Вы о
существовании в вашей
1. Да;
2. Нет.
2. Причиной возникновения неформальных групп является:
1. Результат неэффективного управления организацией;
2. Естественное стремление
человека к объединению с
3. Ограниченность формальной организации;
1. 1 и 2;
2. 2 и 3;
3. 1 и 3;
4. 1,2,3.
3. Считаете ли Вы, что
для того чтобы справиться
с неформальной группой
1. Уничтожить ее;
2. Не обращать на нее внимания;
3. Взаимодействовать с ней.
4. Какие из нижеперечисленных
характеристик, по Вашему
1. В основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
2. Наличие своих лидеров;
3. Сопротивление переменам, которые могут произойти в их организации;
4. Осуществление социального контроля за своими членами;
5. Все вышеперечисленные.
5. Какое, по Вашему мнению, неформальные группы несут в себе влияние на деятельность формальных групп:
1. Положительное;
2. Отрицательное;
3. И то и другое;
4. Никакого.
5. Считаете ли Вы, что
неформальные группы могут
1. Да;
2. Нет.
6. Перед тем, как принимать
какие-либо действия, просчитываете
ли Вы их возможное
1. Да;
2. Нет.
7. При принятии каких-либо
решений, привлекаете ли Вы
членов организации к
1. Да, привлекаю;
2. Нет, не привлекаю;
3. Привлекаю, когда считаю это необходимым для себя.
8. Устраиваются ли в
Вашей организации вечеринки,
клубы, спортивные
1. Да;
2. Нет, я не вижу в этом никакой необходимости;
3. Нет, но считаем это необходимым и планируем в будущем.
9. Существуют ли у Вас
на предприятии клубы
1. Да;
2. Нет.
10. Если Вам не удалось
добиться лояльности
1. Да, считаю;
2. Да, если из-за этого не возникнут новые трудности;
3. Нет, не считаю.
11. Является ли, по Вашему
мнению, перевод сотрудников из
одного места работы на другое
место одним из методов
1. Да;
2. Нет;
3. Не только неэффективный, но и вредный для организации.
12. Применяется ли данный метод в Вашей организации:
1. Да, применяется;
2. Нет, не применяется.
13. Может ли, по Вашему
мнению, правильное размещение
1. Да;
2. Нет.
14. Применяется ли данный метод в Вашей организации:
1. Да, применяется;
2. Нет, не применяется.
15. Считаете ли Вы, что
выявление естественных
1.Да;
2.Нет.
16. Знаете ли Вы естественных лидеров Вашей организации и принимаете ли Вы какие-нибудь методы управления ими:
1. Да;
2. Нет;
3. Знаю, но ничего не предпринимаю.
17. Возможно ли, по Вашему
мнению, при гибком использовании
различных каналов передачи
1. Да;
2. Нет.
18. Используете ли Вы каналы неформальной передачи информации для влияния на неформальные группы:
1. Использую
2. Не использую.
При проведении
данного опроса ставились
1. Получить данные о
том, какой информацией о
2. Получить объективную
информацию об положительных
и отрицательных сторонах
3. Предложить способы более эффективного управления неформальными группами.
В исследовании приняло участие восемь человек. Результаты опроса свидетельствуют о том, что руководство фирмы знает о наличии неформальных групп на предприятии, имеет правильное представление о причинах их возникновения, а также считает необходимым взаимодействовать с ними. На вопросы об особенностях характеристик неформальной группы и их влиянии на деятельность формальных групп получены правильные ответы.
Проведенный на предприятии
опрос показал, что управление неформальными
группами в данной организации имеет
следующие положительные
1. Руководство предприятия
считает, что неформальные
2. Перед тем, как принять какое-либо управленческое решение подавляющее большинство опрошенных просчитывают возможность отрицательного воздействия на неформальные группы и принимают решения в соответствии с этим.
3. На предприятии существуют клубы руководящих работников, для них проводятся конференции и собрания по различным вопросам. К руководителям «среднего звена» отношение начальства несколько «мягче», чем к остальной части персонала предприятия.
4. Руководство предприятия
считает, что только из-за
5. Руководство предприятия
считает, что перевод