Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 11:53, реферат
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Различают несколько разновидностей опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные и др. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. В данной работе речь пойдет о методе интервью и о его применении в социологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Интервью как один из видов общения. Его применение…….………4
2.Виды интервью…………………………………………………...……..6
1.Формализованное (стандартизованное) интервью…………….6
2.Полуформализованное ( полустандартизованное) интервью…7
3.Неформализованное ( неструктурированное, свободное, открытое) интервью……………………………………………...8
3.Подготовка интервью…………………………………………………11
1.Качества интервьюера………………………………………….11
2.Обучение интервьюеров………………………………………..12
3.Вопросник; язык интервью…………………………………….14
4.Обстановка проведения интервью…………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………18
Список используемой литературы и интернет-источников…………………..19
Необходимо отметить, что подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей полготовкой подразумевается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью в ходе конкретного социологического исследования . Как уже было сказано выше, профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на неформализованных интервью, отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при формализованных интервью интервьюеры не должны быть квалифицированными социологами. Но под этим не подразумевается ни в коем случае, что интервью может проводить любой желающий. Определенные качества должны обязательно присутствовать.
Качества хорошего интервьюера складываются из: 1)его индивидуальных способностей, 2) владения методикой. Общесоциологическая подготовка обязательна только в том случае, если проводится неформализованное интервью или интервью с малой степенью формализации. Названные качества находятся друг с другом в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.
Немаловажную роль играют индивидуальные способности – набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку без профессионального обучения методике интервьюирования. Есть люди, которые практически не способны стать хорошими интервьюерами. Обучение методики им помогает мало, так как невзирая на полученные теоретические знания, на практике они продолжают реализовывать присущие им стили беседы, противоречащие методическим принципам ведения интервью. Наряду с этим есть люди, обладающие высокими способностями к интервьюированию, естественный стиль общения которых оказывается близким к наработанным принципам интервьюирования.
Существуют различные типы интервьюеров. Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять», которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента трбуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает определенного рода терапевтическим воздействием на респондента: снимает тревогу, помогает принимать решения, повышает самооценку и т.д.
Перечень
типов плохих интервьюеров достаточно
обширен. Сюда входят: интервьюеры-«мессионеры»,
стремящиеся довести до личности
опрашиваемого какую-либо идею; «моралисты»;
«ветренники» (несерьезные); властные;
тревожные; сентиментальные; действующие
по шаблону. Есть люди, которые, например,
не могут стерпеть, когда чье-то мнение
не совпадает с их собственным. Такие
люди вряд ли смогут стать хорошими
интервьюерами.
Общесоциологическая подготовка интервьюеров важна, по меньшей мере, в связи со следующими двумя моментами. Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить принцип анализа. Применительно к практике интервьюирования, этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых, эта подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда респондент и интервьюер принадлежат к разным субкультурам.
Подготовка к предметной области исследования (это касается, пожалуй, только качественных, т. е. нестандартизованных видов интервью: например, фокусированное, глубинное и др.) означает, что при проведении интервью, к примеру, в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста, в медицине – медика и т. д.
Процесс
практического обучения интервью –
это по всей видимости процесс
фиксации и осознания ошибок. Конечно,
число допускаемых
- ошибки, нарушающие психологический контакт интевьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;
- ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации (когда респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.п.;
- ошибки влекущие к предоставлению нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений; (правда этот аспект наиболее характерен для нестандартизованных видов интервью)
Но следует оговорить, что в некоторых случаях перечисленные выше действия интервьюеров бывают сознательными, т.е. внедренными с той или иной методической целью. Например, иногда используют так называемый тип «жесткого» интервью, в котором интервьюер, желая получить необходимую информацию, сознательно идет на риск ухудшения психологического климата интервью. В некоторых случаях советуется допускать развитие «нерелевантных» тем, с тем, чтобы респондент «разговорился».
Практическое обучение навыкам ведения интервью может быть индивидуальным или групповым.
При индивидуальном обучении источником сведений об ошибках могут быть либо опытный интервьюер, либо респондент. Пробные интервью желательно записывать на пленку, дабы иметь возможность прослушивать их после и выявлять с преподавателем ошибки. Но важным источником сведений об ошибках может являться и сам респондент, т.к. даже опытный интервьюер не всегда может догадываться о его подлинных чувствах. В этом случае роль респондента может играть специалист-социолог.
Существует
мнение о том, что групповые методы
обучения более эффективны, нежели индивидуальные.
Но на мой взгляд, обучение в большей степени
зависит от самого обучающегося. Если
у человека есть желание, а тем более и
способности к овладению данной квалификацией,
то не суть важно, как ты будешь проходить
обучение. Тем более, что оба метода мне
кажутся вполне эффективными. При групповом
методе обучение осуществляется в группах,
численностью 15 – 20 человек, состоящих
из обучаемых и руководителя, который
должен быть высококвалифицированным
специалистом. После краткого курса лекций
обучение производится путем проведения
пробных интервью между членами группы,
критических разборов и дискуссий, наблюдений
и практики. Применяется здесь и метод
разыгрывания по ролям, когда один из членов
группы играет роль респондента, а другой
– интервьюера.
Надежность и качество получаемых данных существенно зависит не только от действий интервьюера, содержания планируемой информации, но и, конечно, от конструкции самих вопросов. Перечислить и хотя бы вкратце пояснить все возможные виды и конструкции вопросов в данной работе не представляется возможным, поэтому я остановлюсь лишь на основных моментах.
Надо заметить, что вопросник
свободного интервью
Опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме (надо заметить, что неформализованные интервью по большей части состоят из открытых вопросов, тогда как анкетные опросы реже используют этот тип). В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены: респонденту остается лишь выбрать близкий ему ответ. Есть и такие анкеты, которые комбинируют в себе открытые и закрытые вопросы – полузакрытые анкеты.
Открытые
вопросы хорошо использовать на стадии
проб, определения области исследования,
а так же в неструктурированных
интервью. Считается, что ответ в
свободной форме позволяет
Закрытые же вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.
Помимо вышеперечисленного вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Но снова надо оговорить, что вопросы, «всплывающие» по ходу интервью, применяются лишь при свободных или полуформализованных интервью.
При
составлении вопросника важен и
такой момент как язык интервью.
Основным критерием для выбора языка
и синтаксиса вопросника является необходимость
обеспечения максимально
Наряду
с этим существует проблема уровня
сложности вопросов. Степень сложности
вопроса должна приблизительно соответствовать
уровню понимания респондента. С
методической точки зрения нежелательно
задавать как слишком сложные, так
и слишком упрощенные вопросы. Слишком
большое упрощение формулировки
вопроса подчеркивает социальную дистанцию,
что может обидеть респондента.
Обратная ошибка (постановка вопросов,
которые выше уровня понимания респондента)
вызывает два негативных эффекта: сложность
в общении (респондент не понимает,
чего от него хотят) и мотивационную
проблему (респондент в этом случае
может ощутить большой разрыв
между собой и интервьюером, в
следствие чего ему будет казаться,
что этот человек никогда его
правильно не поймет). Во всех случаях
можно потерять доверие респондента
и его желание продолжать интервью.
Вообще, надо сказать, что проведение интервью (или хотя бы даже формализованного опроса) – очень сложная задача. Приходится общаться с разными людьми, в разных местах, на совершенно разные темы. Никогда не бывает такого, чтобы все респонденты с радостью соглашались на беседу с интервьюером, поэтому важным моментом является установление первого контакта. Важно постараться заинтересовать респондента и убедить в значимости данного опроса и лично его (респондента) мнения, оценки. Надо обязательно помнить, что во многом эффективность беседы зависит от обстановки, в которой проводится интервью. Желательно, чтобы место проведения интервью было уединенным, чтобы не было влияния и искажающего эффекта так называемого «третьего лица». Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие установлению контакта с интервьюируемым. В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая постоянно напоминает ему об обязанностях, работе. Например, американский автор В.Донохью считает, что интервьюируемые чувствуют себя более комфортно и раскованно, когда сидят в удобных креслах и ничто не напоминает им о делах. Конечно, не всегда удается предоставить такие условия интервьюируемому, часто приходится узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам на улицах, по телефону, что создает определенные трудности при общении.
Заключение
Интервьюирование
- форма очного проведения опроса, при
котором исследователь
-вопросов без ответов при нем практически не бывает;
-неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
-имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
-получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.