Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, реферат
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового
регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как
правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных
субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного
возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за
выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной
защиты населения.
ВВЕДЕНИЕ
На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а
так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное
законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние
годы. Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из
наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте
среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система
законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии
выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в
нашей стране.Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах
общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ,
создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям
и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового
регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как
правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных
субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного
возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за
выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной
защиты населения.
Пенсионное обеспечение - форма материального обеспечения граждан
со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.
Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству
являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление
инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для
пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение
определенной профессиональной деятельности.
Надо сказать, что в отличие от законодательства РСФСР, законодательство РФ
различает кроме государственной пенсии также альтернативные
пенсии, так называемые негосударственные пенсии.
Итак, государственная пенсия – пенсия, выплачиваемая гражданину
из государственных фондов социального обеспечения. В соответствии с Законом
РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. № 340-1
устанавливаются два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в
общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: По старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим
по каким - либо причинам права на трудовую пенсию устанавливается социальная
пенсия. Такая пенсия
может назначаться в
трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Негосударственная пенсия – пенсия выплачиваемая гражданину из
негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов, Как правило, носит
дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в
последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в
отдельную категорию социальных выплат, независящую от государственных пенсий.
В России институт негосударственной пенсии получил распространение
сравнительно недавно, с 1993г.
Как было сказано выше, государственные пенсии можно разделить на две категории -
это пенсии трудовые и пенсии социальные.
Социальная пенсия – государственная пенсия, устанавливаемая
гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на пенсию в связи с
трудовой и иной общественной деятельностью.
Трудовая пенсия – по Российскому праву социального обеспечения это
государственная пенсия, назначаемая гражданам в связи с трудовой и иной
общественной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж.
В свою очередь трудовые пенсии делятся еще на несколько видов пенсий это:
пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности,
пенсия по старости, пенсия по утрате кормильца.
Пенсия за выслугу лет – устанавливается в связи с длительной
подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также
некоторой иной профессиональной деятельностью. Назначается при наличии
определенного специального
стажа – выслуги лет –
фактического состояния трудоспособности.
Пенсия по инвалидности – назначается в связи с инвалидностью.
Условия назначения зависят от причин наступления инвалидности.
Пенсия по инвалидности, полученной вследствие производственной травмы
назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Пенсия по
инвалидности вследствие общего заболевания гражданам ставшим инвалидами в
возрасте до 20 лет, назначается также независимо от продолжительности общего
трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии вследствие
общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления
инвалидности: гражданам до 23 лет – не менее одного года, а с 23 лет и
старше – один год с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год
возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.
Пенсия по старости. Право на данную пенсию на общих основаниях
имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25
лет, женщины – по достижении 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее
20 лет. Для льготных
категорий могут
трудовой стажи возраст выхода на пенсию.
Пенсия по случаю потери кормильца. Право на данную пенсию имеют
нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Родителям и
вдовам граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей
или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми,
братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не
работает, пенсия назначается независимо от того состояли ли они на иждивении
умершего.
Таким образом, мы пришли к
выводу, что пенсионное обеспечение в РФ являет собой довольно сложную и
разветвленную систему, схематически изобразить можно следующим образом:
Схема
Предлагается смешанная система пенсионного
обеспечения, которая включает в себя:
1)государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по
которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового)
стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного
страхования и финансируется как за счет средств, полученных от направления
части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного
дохода от их накопления;
2)государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а
так же для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному
пенсионному страхованию – за счет средств федерального бюджета (базовая
пенсия);
3)дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет
добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным
законодательством Российской Федерации – обязательных страховых взносов;
Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать
негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в
пенсионной системе
рассматривается как
государственному и может осуществляться:
1)в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем
отдельных организаций, отраслей экономики, либо территорий;
2)в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление
средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или
негосударственных пенсионных фондах.
Одна из ключевых позиций в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит
новым для нашей страны организациям – негосударственным пенсионным
фондам (НПФ). Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют
двойственный характер.
Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт,
призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных
членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность
людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их
способно будет обеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит занять эту нишу,
что бы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды
дополнительные деньги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить
такие коллективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал
работодатель.
Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового
посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для
осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных
взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать
сбережения лиц с невысокими доходами, а так же денежные средства работодателей.
Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем
позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели
долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с
низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации.
Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных
преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как