Информационное общество основные критерии, этапы становления, перспективны развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой системы - социальной (человеческого общества). В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая - внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная - внутри и между машинами; социальная - в человеческих сообществах.

Оглавление

Введение
1. Информационное общество: сущность, и критерии
1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества
1.2 Понятие информационного общества
2 Особенности становления и перспективы развития информационного общества
2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества
2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества
2.3 Перспективы развития информационного общества
3 Принципы и проблемы формирования основ информационного общества в Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kr1.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества — изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства. Для этого необходимо наличие четырех элементов. Информация должна занимать центральное место как стратегический ресурс, от которого зависит организация мировой экономики. Компьютерные и коммуникационные технологии предоставляют инфраструктуру, которая позволяет обрабатывать и распространять информацию. Имеется стремительный рост информационного сектора экономики. Растущая информатизация экономики способствует интеграции национальных и региональных экономик.

Хотя термин «информационное общество» и имеет некоторую эвристическую ценность для исследования черт современного мира, пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями [6, c. 34].

 

2 Особенности становления и перспективы развития информационного общества

2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества

С середины 90-х годов XX века — с той са­мой поры, когда Интернет из специали­зированной военной сети на деле превра­тился в сеть глобальную, Сеть с большой буквы — представление об информацион­ном обществе, то есть обществе, которое основывается на умении всех и каждого об­рабатывать (в широком смысле этого сло­ва) информацию, — представление об ин­формационном обществе «обрело плоть и кровь», а само информационное общество из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в нача­ле 50-х годов прошлого столетия — в связи с появлением кибернетики и математичес­кой теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиход­ным значительно позднее — ближе к кон­цу XX столетия, в период «всеобщей ин­форматизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и про­роками информационного общества следу­ет считать основоположников кибернетики и математической теории связи — амери­канских ученых Клода Шеннона, Норберта

Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школы А.Н. Колмого­рова, прежде всего — самого Андрея Николаевича Колмогорова. Именно их работы и изыскания сдела­ли возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня.

Если говорить о «философской подоплеке» ин­формационного общества, необходимо упомянуть имена Жана Бодрийара, Карла Поппера и других идеологов «открытого общества», равно как и имена Збигнева Бжезинского, Фрэнсиса Фукуямы и Дэниэ-ла Белла, выдвинувших в своих работах тезис о воз­никновении грядущего на смену обществу индуст­риальному «постиндустриального», иначе «инфор­мационного» или «когнитивного» общества. Не лишним, пожалуй, будет вспомнить и Билла Гейт­СА — главу компьютерной корпорации «Microsoft», ведущего современного теоретика и практика элек­тронного бизнеса [3, c. 5-8].

              Во многих странах мира в настоящее время идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, глобальному информационному обществу, которое будет представлять собой совокупность национальных информационных инфраструктур. Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению этапов данного процесса, концепций и программ этих стран, направленных на ускорение развития их информационных инфраструктур и интеграции в мировое информационное пространство, следует обозначить основные модели информатизации, на фоне которых более заметными будут и страновые отличия. Как правило, критериями для этого служат макроэкономическая политика и концепция государства в контексте формирования информационного общества, специфика его законодательной системы, особенности национальной культуры и менталитета. Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

              Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. Этот подход к роли государства в развитии информационного общества был выражен в резолюции ЕС 1993 года, где отмечалась необходимость достижения баланса между рыночной и социальной ориентациями. Свое отражение он нашел в отчете датского правительства “Информационное общество 2000”, где подчеркивается, что “рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей, однако, эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил” [1, c. 53].

В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, дискуссии в настоящий момент идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая до сих пор остается одним из острых вопросов, обсуждаемых на международном уровне. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды. Так, Великобритания начала свою национальную политику либерализации еще в середине 1980-х годов, либерализация  телекоммуникационного сектора в скандинавских странах берет свое начало на рубеже 1980-1990-х гг. Значительный импульс этому процессу придало подписание в феврале 1997 года 69 странами, представляющими 90 % мирового рынка телекоммуникационных услуг, договора о его либерализации.   

              Другой, не менее актуальной проблемой, является вопрос, что следует развивать сначала: сети или услуги. В целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. К числу стран, имеющих противоположный взгляд на эту проблему, относятся Великобритания и Франция. В их планах развития информационного общества указывается, что именно строительство сетей является движущим фактором развития сферы услуг. Вместе с тем следует отметить, что практически всеми программами ставится целью развитие “универсального обслуживания”. Причиной этому служит серьезная озабоченность стран Евросоюза, связанная с обострением проблемы неравенства в информационном обществе, когда большая часть населения может просто оказаться за его бортом.

              Далеко не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. Зачастую именно они во многом определяют спрос в стране на те или иные информационные технологии. В результате каждая страна характеризуется своими особенностями использования Интернета и электронной почты, своими аудиториями для различных видов информационно-телекоммуникационных технологий. К примеру, на сегодняшний день очевидно, что отправка e-mail с телефона в Европе не прижилась. В отличие, скажем, от Японии, где у предоставляемого компанией NTT DoCoMo сервиса I-mode уже насчитывается почти 22,7 млн. пользователей, из которых большинство использует его именно для мобильной электронной почты [9]. В целом следует отметить тот факт, что европейские теле/радиопрограммы, а также видеорынок находятся сегодня под большим американским влиянием.

              Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание при этом уделяется развитию информационных супермагистралей, их социальной ориентации, а также проблеме универсального обслуживания. Именно ему отводится роль противовеса в том случае, когда политика либерализации направлена главным образом на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых кругов, а не для населения в целом. США солидарны с Великобританией в том, что в первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг.  А вот в области культурного влияния на процесс информатизации подходы этих стран расходятся. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на  подобную продукцию не является определяющим.

              Представители восточной модели развития информационного общества стремятся разработать альтернативный западному подход, который базируется прежде всего на утверждении собственных ценностных ориентаций в отношении индустриализации, информатизации и социального развития. В его основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству, и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха. В рамках восточной модели выделяются Япония, “азиатские тигры”, определенные сдвиги наметились в Китае, Индии.

              Понятие «японское экономическое чудо» стало хрестоматийным. Успехи страны в развитии информационного общества в целом сопоставимы сегодня с успехами в этой области США. Одним из важнейших факторов их достижения остаются значительные расходы на научные исследования и разработки, высокий приоритет информационно-коммуникационных технологий в решении проблем социально-экономического развития страны. А начиналось все с хаоса, в который японская экономика оказалась повержена после Второй мировой войны: выпуск промышленной продукции на начало 1946 года не достигал 15% от довоенного уровня, высокий уровень безработицы  (10 млн. человек), резкое падение реальной заработной платы (она составляла на конец 1945 г. лишь 13% от довоенной), развитие «черного» рынка, гиперинфляция.

              После капитуляции Японии американские оккупационные власти во главе с генералом Д. Макартуром провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии. Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство; введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях; поощрялись создание профсоюзов, охвативших до 60% рабочей силы Японии (сравнительно с 30% в среднем по западным странам) и система пожизненного найма. Последняя накладывалась на японскую традицию патернализма и лояльности фирме и легла в основу своеобразной системы отношений между трудом и капиталом на японских предприятиях, включившую также практику кружков контроля качества, идею которых предложил американский специалист по управлению персоналом Э. Деминг. В стране была также проведена аграрная реформа: государство в условиях гиперинфляции выкупало у крупных землевладельцев их имения с последующей продажей в собственность арендаторам, в результате чего к 1955 году около 70% обрабатываемой земли перешло в собственность тех, кто ее обрабатывает - фермеров. Финансовая стабилизация, осуществленная американским эмиссаром Дж. Доджем в 1949-1950 годы, выровняла цены с мировыми и позволила отменить нормирование продуктов. К 1955 году Япония вступила в МВФ и ГАТТ.  В 1949 году было создано Министерство внутренней торговли и промышленности (МВТП), которое стало проводить целенаправленную политику структурной перестройки в целях экономического роста, и уже начиная с этого времени, одним из приоритетных направлений в программах Министерства становится развитие электротехнической и электронной отрасли, создается Комитет по компьютерным исследованиям. Начиная с 1964 года, МВТП начало энергично стимулировать производство компьютеров в стране, создав Управление развития информационной технологии, предоставлявшее займы для образования компаний, разрабатывавших программное обеспечение. В итоге к 1970 году, последовательно обойдя Италию, Англию, Францию и ФРГ, Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему ВНП. Страна становится мировым лидером в производстве телевизоров, радиоприемников и т.п. Знаком признания японского "экономического чуда" стало избрание Осаки местом Всемирной выставки 1970 года.

              Стратегическими целями страны в сфере информатизации стали: построение наибольшего числа взаимосвязанных и совместимых телекоммуникационных сетей, разработка информационных устройств и технологий, развитие программного обеспечения и информационных услуг, подготовка квалифицированных кадров для работы в информационной сфере. Провозглашение и последующая реализация этих целей послужили огромным стимулом для бурного развития информационно-ориентированной деятельности в Японии. Следуя примеру развитых стран Западной Европы и США, страна смогла добиться блестящих результатов в адаптации импортных технологий, и сегодня ее главным приоритетом становится собственное производство нового знания, технологий и новых продуктов. Активно развивается Интернет (на апрель 2002 г. число пользователей, по данным  NetRatings Japan, составило 51,34 млн.), сетевой рынок «бизнес-бизнесу» (B2B), виртуальные магазины, появляются новые формы банковских и финансовых услуг, страна вплотную подошла к освоению средств мобильной связи третьего поколения (3G). По прогнозам Агентства планирования экономики Японии, внедрение информационных технологий повысит реальный ВВП страны примерно на 6 % в ближайшие три года. Для Японии из-за низкой рождаемости характерно старение населения. За счет новейших информационных технологий планируется компенсировать отрицательное влияние на экономику уменьшения численности трудоспособного населения.

              В основе информационного развития “азиатских тигров” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) лежит так называемая модель экономического сотрудничества государства и рынка. Успех этих стран базируется, в частности, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала, на активном участии государства в создании национальной информационной инфраструктуры. К проблемам информационного развития, по которым правительства высказывают особую озабоченность, относятся  постоянно растущая конкуренция в области производства и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий и связанная с этим потенциальная возможность потери какого-то сегмента рынка или рабочих мест, а также проблема обеспечения равного доступа к информационным ресурсам. Особого внимания среди “тигров” заслуживает Сингапур, разработавший стратегический план “Интеллектуальный остров”. Его намерения состоят в том, чтобы стать одной из первых стран в мире с развитой национальной информационной инфраструктурой, обеспечивающей связь компьютеров практически в каждом доме, школе или рабочем месте.

              Весомые инвестиции китайского правительства в сферу научно-технических разработок, привлечение иностранного капитала уже приносят свои плоды, обещая в будущем превратить эту некогда технически отсталую страну в один из мировых центров новых технологий. В первую очередь речь идет о секторе телекоммуникаций. Совокупный объем инвестиций в эту сферу, согласно статистическому отчету китайского правительства, составил в 2001 году 30,1 млрд. долл. Сейчас Китай занимает второе место в мире по размеру своих коммуникационных сетей. В частности, к концу апреля 2002 года число владельцев мобильных телефонов достигло 166,64 млн. человек, что на 9,55% больше, чем в апреле 2001 года. [9]. Обусловлено это и заинтересованностью самого мирового топ-менеджмента в громадном и быстро растущем рынке Китая, лакомом куске из неизбалованных потребителей, жаждущих новых технологий. По предварительным оценкам, совокупный объем инвестиций в научно-исследовательскую сферу Китая со стороны транснациональных корпораций достиг 5 млн. долл. С привлечением иностранного капитала в стране открыто более 120 научных центров, причем более 10 из них появились уже в 2002 году. Китайские дипломированные специалисты, возвращающиеся после учебы на родину, также являются мощным двигателем в развитии китайского сектора новых информационно-коммуникационных технологий. К примеру, лишь в провинции Чжунгуаньцунь, расположенной на северо-западе Пекина и известной как "китайская силиконовая долина", более 500 компаний возглавляют получившие образование за границей китайцы.

Информация о работе Информационное общество основные критерии, этапы становления, перспективны развития