Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:45, реферат
Традиционно русская философская мысль была сосредоточена на проблеме решения национального пути России. В двадцатые годы нашего столетия в эмиграции возникает философско-политическое движение – “Евразийство”. Представителями этого движения явились такие блестящие ученые, как: языковед и культуролог Н. Трубецкой, историки П. Бицилли и Г. Вернадский, философы Г. Флоренский и П. Карсавин, географ и экономист П. Савицкий, правоведы А. Алексеев и В. Ильин, искусствовед П. Сувчинский. Кроме них в евразийском движении активное участие принимали филологи и литературоведы Р. Якобсон, Д. Святополк-Мирский, А. Кожевников, писатель В. Иванов и многие другие
Введение
Традиционно русская философская мысль была сосредоточена на проблеме решения национального пути России. В двадцатые годы нашего столетия в эмиграции возникает философско-политическое движение – “Евразийство”. Представителями этого движения явились такие блестящие ученые, как: языковед и культуролог Н. Трубецкой, историки П. Бицилли и Г. Вернадский, философы Г. Флоренский и П. Карсавин, географ и экономист П. Савицкий, правоведы А. Алексеев и В. Ильин, искусствовед П. Сувчинский. Кроме них в евразийском движении активное участие принимали филологи и литературоведы Р. Якобсон, Д. Святополк-Мирский, А. Кожевников, писатель В. Иванов и многие другие. Евразийцы стремились способствовать преодолению острого духовного кризиса соотечественников, они объясняли причины событий 1917 г., пытались указать выход из создавшейся ситуации. Разносторонность интересов участников евразийства предопределила широту поисков и многообразие форм проявления течения. Они продолжили исследования самобытности русской культуры. Следует обратить внимание на то, что взгляды евразийцев не были идентичными. Здесь присутствовали и правые тенденции, которые позволяли обвинять их в близости к фашистским организациям, но их же называли и “православными большевиками”. История движения насчитывает немногим более двадцати лет. Перед второй мировой войной течение распалось. В это время шовинистические настроения в Европе росли и достигли небывалой интенсивности, евразийцы же пропагандировали идеи содружества народов. В среде эмиграции представители других народов России видели в их политико-философских построениях новую форму русского великодержавия, так как многие евразийцы подразумевали, что роль гегемона в Евразии возьмет на себя русский народ. В Советском Союзе господствовали оптимистические взгляды на будущее, беспредельная вера в научно-технический прогресс, и поиски утраченных корней мало кого волновали. Но идеи евразийства развивались и в послевоенное время. В 1952 г. в Германии вышла книга Г. Пегова “Что такое Всероссия?”. В семидесятые годы самой яркой фигурой, внесшей свой вклад в развитие теории, стал Л.Н. Гумилев.
В начале 90-х годов изучение данной проблематики стало крайне актуальным. Россия вновь вернулась к проблеме, владевшей обществом в начале века. В решающей степени облик следующего столетия зависит от сегодняшнего выбора пути. Как никогда остро стоит проблема сохранения этнической и культурной целостности России. Поэтому неудивителен рост научного интереса к русским социально-философским концепциям начала ХХ в. Возрос интерес и к евразийскому течению, в рамках которого была предпринята еще одна попытка ответить на вопрос о месте и роли России в истории и культуре человечества.
Евразийство — философско-политическая концепция, получившая свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей России-Евразии — уникального “континента”, возникшего на территории “центрального” домена Евразийского континента. Евразийское движение расцветало в среде белой эмиграции в 1920—1930-е гг. и после распада СССР переживает свое второе рождение.
Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как: Константин Леонтьев, Николай Страхов, Николай Данилевский, Иван Ильин, Николай Бердяев. Славянофильство появилось в 40—х годах 19—го века, представители которого отрицали линейную интерпретацию мирового развития и верили в самобытность русской культуры, возникшую на духовной почве православия. Данное течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Н. Данилевский, противопоставляя Россию и Европу, ввел понятие “культурно-исторического типа” – как объяснения различия между русским и европейцем, выделяя романо-германский и греко-византийский типы как противостоящие друг другу и обусловленные всем ходом исторического развития.
Однако, славянофильство в некоторых своих тезисах значительно отличается от убеждений евразийцев:
Во-первых, славянофилы не приняли во внимание климатические и географические факторы, формирующие народный менталитет и определяющие геостратегические особенности евразийского домена.
Во-вторых, в отличие от славянофилов, нововведением евразийцев, является то, что они ставили акцент на тесные связи России с азиатско-тюркском миром, и придавали особое значение исторически-культурному влиянию Востока на русско-евразийскую цивилизацию в целом.
Евразийство возникло в 20—30-е гг. 20-го века, внутри интеллигенции белой эмиграции, разочаровавшейся итогами Октябрьской революции. В политическом отношении евразийцы признавали закономерность ее, и Советской власти в целом, как органичного проявления евразийской цивилизации. В то же время, они решительно отвергали материалистическую и воинственно-атеистскую философию марксизма, административно-плановое ведение хозяйства, ленино-сталинский тоталитаризм, как крайне деструктивные последствия насильственного насаждения западных ценностей на самобытную евразийскую культуру.
Начало евразийской философии положил сборник Н. Трубецкого, П. Савицкого, Г. Флоровского, и П. Сувчинского – “Исход к Востоку” (1921). Развивая и дополняя мысли поздних славянофилов, и жившие в атмосфере русской революции, авторы провозглашали существование русско-евразийской культуры – как симфонической личности – представляющей собой синтез начал Востока и Запада.
С самых начал, школе евразийства присущи два характерных свойства:
Во-первых, евразийцы
придавали исключительное
Во-вторых, геополитический аспект
учения основывался на
Наизначимый вклад в развитие евразийства, как политического движения, внес историк и востоковед Георгий Вернадский, который стоял за написанием “Декларации Евразийства” (1932).
Основные идеи евразийства :
Центральной идеей течения являлась идея России-Евразии как самобытного мира, идея исторического и культурного единства “континента-океана”.
“Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир”. (Петр Савицкий)
Россия–Евразия, в понимании евразийцев – это отдельный континент, географические, этнокультурные, политико-экономические границы которого обусловлены рядом факторов. Для разграничения понятий, П. Савицкий вел термины “Eursia maior” и “Eurasia minor”.
“Eursia maior”, или “Евразия Большая” – это чисто географическое определение и представляет собой остров-материк Евразия, частью которого составляют “полуострова” Европа, Ближний Восток, Индия, Восточная Азия, Африка. “Eurasia minor”, или “Евразия Великая” – это отдельный континент-цивилизация внутри континента географического. Так как его основу составляют русский этнос, культура, история и язык, он получил название “Россия-Евразия”.
В географическом понятии, Россия-Евразия – это территория постсоветского пространства, т.е. историческая сфера влиянии России.
Необходимость создания этого термина обусловливается тремя доводами евразийцев:
Во-первых, благодаря ряду обстоятельств, народы, населяющие евразийское пространство, более тесно взаимосвязаны, по менталитету, по культуре, по поведению, по обычаям и традициям, между собой, чем с народами, находившимися вне этой территории. Например – русский казаху ближе, чем германцу, и наоборот, казах русскому ближе, чем арабу или китайцу. Л. Гумилёв определил это явление как “этническую комплиментарность”. Нации и национальности России-Евразии, хоть и имеют между собой кое-какие различия, в совокупности образуют единый обособленный евразийский “сверх-этнос”, состоящий их восточнославянских, угро-финнских, тюркских, монгольских, и прочих этносов.
Во-вторых, по мнению евразийцев, евразийскому пространству свойственен исторический, естественный и неизбежный процесс интеграции. Процесс этот идет циклически и подлежит большим колебаниям. В своей истории территория России-Евразии была объединена уже четырехкратно разными этносами: 1. Скифами, 2. Тюрками, 3. Монголами, и, 4. Русскими. [14] В-третьих, основываясь на сверхэтнической целостности своих народов и их внутренней тяге к объединению, русско-евразийская цивилизация различается от соседних ей цивилизаций: от европейско-католической, от арабско-мусульманской, от азиатской (китайско-конфуцианской и японско-синтоийской). В то же время, Россия-Евразия, являясь “третим миром Старого Света, не составная часть ни Европы, ни Азии, но отличная от них и в то же время им соразмерная”, органически соединяет в себе элементы Запада и Востока. Более того, по убеждению евразийцев, в ней преобладает не европейское, а азиатское (туранское), более органическое для нее начало.
В 1927 г. в Париже выходит сборник статей князя Н.С. Трубецкого под общим названием “К проблеме русского самопознания”. Около половины книги занимает очерк под названием “Общеславянский элемент в русской культуре”, впервые здесь напечатанный. Статья имеет дело с вопросами русского языка, в которых автор видит звено, соединяющее Россию со славянством. Трубецкой говорит о том, что волею судеб Россия унаследовала традицию византийской культуры, традицию монгольской цивилизации, церковнославянскую литературно-языковую, но все эти “унаследованные Россией традиции только тогда становились русскими, когда сопрягались с православием. Византийская культура с самого начала была для русских неотделима от православия, монгольская государственность, только оправославившись, превратилась в московскую, а церковнославянская литературно-языковая традиция только потому и могла принести плод в виде русского литературного языка, что была церковной, православной” (Трубецкой, 1999б).
В своем учении они опирались на отечественную духовную традицию, утверждавшую идею особого исторического пути России. Историк русской философии В.В. Зеньковский призывал видеть собственно философское содержание евразийских концепций и при этом подчеркивал глубокую внутреннюю связь евразийства с основными направлениями русской историко-философской мысли. Он считал, что евразийство унаследовало то, что было в русской мысли до него по вопросу о “путях России”. Одной из первых идеологий, наиболее четко обозначивших особенность исторической судьбы России, была теория Филофея “Москва – третий Рим”. Как известно, эта теория связывала перспективы политического развития России со спецификой православной конфессии. Автор концепции утверждал, что римская церковь перестала быть истинной, так как проникнута ересью, а церковь “второго Рима” (Константинополя) сокрушена турками. С этого момента центр православия переместился в Москву. По промыслу Божьему круг исторических судеб закончится торжеством и гибелью трех мировых царств. С гибелью третьего царства наступит конец мира. С падением двух царств, изменивших православию, осталось последнее, третье царство – Россия. Эта идея оказалась близка многим евразийцам, поскольку специфическим культурным признаком Евразии они рассматривали православие как господствующую идеологию.
По мнению евразийца Н.Н. Алексеева, россиянам необходимо преодолеть в себе и через себя западного человека, а это возможно только в “исходе к Востоку” (Алексеев, 1935). Евразийцы утверждали, что западная культура претендует на универсальность, на нравственное превосходство перед другими народами, поскольку европейцы поставили себя во главу культурного прогресса. Плох, по мнению Н. Трубецкого, не сам романо-германский мир со своей специфической культурой, а неприемлемо в нем агрессивное отношение к другим культурам, склонность к цивилизационному геноциду, с желанием мерить всех “на свой аршин”. Самобытность же культуры нельзя основывать на превосходстве над другими.
Евразийцы считали необходимым строго различать усвоение чужого, в котором личность преобразует усвоенное в специфически свое, и усвоение подражательное, в котором личность утрачивает свою специфичность. Органичное развитие человека и общества возможно только в том случае, если соотношение и взаимодействие культур рассматривать как обмен культурными ценностями и взаимное обогащение, как диалог в условиях полицентричного культурного мира. Н. Трубецкой утверждал не принцип градации народов и культур, а равноценность, уникальность и неповторимость всех культур земного шара. О важности самостоятельного неподражательного развития каждой национальной культуры он писал следующее: “Ни один нормальный народ в мире, особенно народ сорганизованный в государство, не может добровольно допустить уничтожения своей национальной физиономии” (Трубецкой, 1999а).
Информация о работе Этапы становления и развития Евразийства