Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:45, реферат
Традиционно русская философская мысль была сосредоточена на проблеме решения национального пути России. В двадцатые годы нашего столетия в эмиграции возникает философско-политическое движение – “Евразийство”. Представителями этого движения явились такие блестящие ученые, как: языковед и культуролог Н. Трубецкой, историки П. Бицилли и Г. Вернадский, философы Г. Флоренский и П. Карсавин, географ и экономист П. Савицкий, правоведы А. Алексеев и В. Ильин, искусствовед П. Сувчинский. Кроме них в евразийском движении активное участие принимали филологи и литературоведы Р. Якобсон, Д. Святополк-Мирский, А. Кожевников, писатель В. Иванов и многие другие
В теории Савицкого важнейшую роль играет концепция "месторазвития". Этот термин представляет собой точный аналог понятию Raum, как оно трактуется "политической географией" Ратцеля и немецкой геополити кой (+ Челлен) в целом. В этом понятии отражается "органицизм" евразийцев, точно соответствующий немецкой "органицистской" школе и резко контрастирующий с прагматизмом англосаксонских геополитиков. Если бы Спикмен был знаком с трудами Савицкого, то его негодование относительно "метафизического нонсенса" было еще более сильным, чем в случае с Хаусхофером. Так, Савицкий в тексте "Географический обзор России-Евразии" пишет:
"Социально-политическая среда и ее территория "должны слиться для нас в единое целое, в географический индивидуум или ландшафт" .
Это и есть сущность "месторазвития", в котором объективное и субъективное сливаются в неразрывное единство, в нечто целое.
Это концептуальный синтез. В том же тексте Савицкий продолжает:
"Необходим синтез. Необходимо
умение сразу смотреть на
В этом Савицкий близок к Видалю де ля Блашу. Подобно французскому геополитику, обосновывавшему неделимость Франции единством культурного типа независимо от этнической принадлежности жителей Эльзас-Лор рэн, Савицкий считает, что
"Россия-Евразия есть "месторазвитие", "единое целое", "географический индивидуум", одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический и т.д. и т.п, "ландшафт» .
Россия-Евразия есть такое "месторазвитие", которое является интегральной формой существования многих более мелких "месторазвитий".
Через введение понятия "месторазвитие" евразийцы уходили от позитивистской необходимости аналитически расщеплять исторические феномены, раскладывая их на механические системы применительно не только к природным, но и к культурным явлениям.
Апелляция к "месторазвитию", к "географическому индивидууму" позволяло евразийцам избежать слишком конкретных рецептов относительно национальных, расовых, религиозных, культурных, языковых, идеологических проблем. Интуитивно ощущаемое всеми жителями "географической оси истории" геополитическое единство обретало тем
самым новый язык, "синтетический", не сводимый к неадекватным, фрагментарным, аналитическим концепциям западного рационализма.
В этом также проявилась преемственность Савицкого русской интеллектуальной традиции, всегда тяготевшей к осмыслению "цельности", "соборности", "всеединства" и т.д.
В виде тезисов основы Евразийства можно изложить следующим образом:
1) Россия является
особым географическими миром, отличным
как от Европы, так и от Азии.
Об этом неоспоримо
2) Все народы мира
живут во взаимодействии с
географической средой; воздействуют
на нее, но и сами испытывают
ее воздействие. Поэтому понимание
истории народа немыслимо без
уяснения понятия месторазвития
- совокупности естественных
3) Существует особый
туранский этнопсихологический
тип, присущий кочевым народам
Азии. Для него, в частности, характерны:
приоритет духовного над
4) Помимо генетического
родства языков существует еще
родство иного порядка, обусловленное
не общим происхождением, а длительным
соседством и взаимодействием
языков. В результате такого
5) Киевская Русь являлась
нежизнеспособным
6) Для России монгольское
иго было не злом, а благом.
Русские книжники осознавали
нашествие монголов не как
беспричинное бедствие, а как
Божью кару за грехи
Русские переняли у монголов те необходимые элементы единого государства, которых у нас не было - систему сообщений (почтовые станции) и финансовую систему. Об этом свидетельствуют слова тюркские по происхождению: ям (почтовая станция; отсюда - ямская гоньба, ямщик и т.п.), деньги, алтын и т.п. Если бы в России существовали денотаты этих понятий - системы связи и финансов - то не было бы смысла их переименовывать. Ясно, что эти слова вошли в русский язык вместе с обозначаемыми ими реалиями, заимствованными у монголов. Не было на Руси системы государственного управления вообще, не существовало развитого класса чиновников, способного управлять масштабным государственным образованием. У монголов все это было. А без этих систем Русь вечно оставалась бы в состоянии феодальной раздробленности.
Таким образом, основы государственности Московской Руси, помимо византийских истоков, имеют еще монгольские. Одним словом, из Византии на Русь вместе с верой пришла только государственная идеология, но практика государственного строительства, основы российского государственного аппарата имели образцом монгольские реалии.
7) После распада Монгольской
империи на ряд улусов, с последующим
еще более мелким дроблением
некогда единой
8) Эти процессы укладываются
в периодическую схему Г.В. Вернадского,
согласно которой единая
9) Петр I превратил Московское
царство в Российскую империю.
Евразийцы не отрицали и не
могли отрицать положительных
сторон государственности
10) Евразийцы безусловно
отрицали наивный взгляд на
революцию, согласно которому ее
ни с того ни с сего просто
"сделали" люди, приехавшие в
пломбированных вагонах. Нет, причины
революции были глубоки, многообразны.
Силы, приведшие к взрыву, зрели
не одно столетие. Крах Империи
был предрешен, и во многом
подготовлялся поведением
11) В развернувшейся
после революции гражданской
борьбе белые армии были
12) Они признавали как
неоспоримый факт, что революция
коренным образом изменила и
Россию и мир, и что возврат
в прошлое, к России императорского
(петербургского) периода невозможен,
да и не нужен, ибо в нем
коренились причины революции. В
тоже время революцией создано
много нового. Эмигранты вообще
склонны были отрицать все
созданное революцией. Евразийцы
же признавали, что в результате
ее, не столько благодаря, сколько
вопреки коммунистам, создано много
жизнеспособного, хорошего и пригодного
для строительства
Этими положительными следствиями революции было следующее: коммунисты, пытавшиеся навязать России новейшую европейскую идеологию, ее наиболее радикальные европеизаторы, на деле добились обратного; Россия была противопоставлена Европе, выключена из сферы ее влияния. Коммунисты повели кампанию против Православия с целью его уничтожения, этим добились отступничества колеблющихся, но и небывалого духовного взлета в тысячах русских людей, небывалого напряжения остроты религиозного чувства. Таким образом, вместе с внешним уничижением Церкви произошло ее внутреннее, духовное утверждение и возвышение.
Под руководством коммунистов была создана жизнеспособная система плановой экономики, сильная промышленность (при этом евразийцы указывали на варварские способы коллективизации, осуждали их, и говорили, что добром это не кончится). Кроме того, система советов представляет собой подлинно демократическое учреждение.
Однако все эти положительное стороны уравновешиваются, если не перевешиваются отрицательными: коммунизм является, безусловно, ложной идеологией, коммунистическая диктатура подавляет номинально существующие возможности народовластия, преступна борьба с верой, чудовищны масштабы разгрома и распродажи культурных ценностей России, непрофессионализм советских руководителей экономической политики грозят свести к нулю ее достижения и т.п. Все это отлично видели евразийцы. Таким образом, отношение евразийцев к советской власти было объективным.
Информация о работе Этапы становления и развития Евразийства