Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа
Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой системы - социальной (человеческого общества). В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая - внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная - внутри и между машинами; социальная - в человеческих сообществах.
Введение
1. Информационное общество: сущность, и критерии
1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества
1.2 Понятие информационного общества
2 Особенности становления и перспективы развития информационного общества
2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества
2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества
2.3 Перспективы развития информационного общества
3 Принципы и проблемы формирования основ информационного общества в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Еще одна проблема, требующая государственного вмешательства - это присутствие органов государственной власти в Интернете. Существующие документы, регламентирующие эту деятельность, имеют чисто технический характер, решают вопросы организации, финансирования, безопасности. Однако нет документов, которые обязывали бы министерства и ведомства, представительную власть выставлять некоторый набор информации в открытый доступ в Интернете, организовывать обсуждение проблем, использовать Интернет для учета мнений и пожеланий населения.
С помощью Интернета государство может осуществлять информирование граждан, существенно продвинув формирование информационного общества в Беларуси. Однако полному раскрытию информационных ресурсов государства для всеобщего пользования (в том числе и на условиях оплаты) мешает несколько факторов. К психологическим можно отнести нежелание и непонимание руководителями старой школы важности информационных технологий, затратный метод финансирования и создания информационных систем в органах государственной власти, когда нет никакой зависимости между объемами затрат на информационные и коммуникационные технологии и эффективностью работы государственных органов, сокращением численности, более высокой открытостью, прозрачностью государства для граждан и т.п. Не разработана также система критериев по оценке деятельности информационных систем с точки зрения основной деятельности государственного органа.
Анализ процесса становления информационных обществ в развитых странах, изложенный в предыдущих разделах, позволяет выделить следующие принципы формирования аналогичной стратегии в Беларуси:
Необходимо определить роль и место ИТТ в программах по совершенствованию государственного строительства. Общее повышение эффективности и действенности органов государственной власти следует строить на основе широкого использования новейших ИТТ.
Государство, как держатель больших массивов информации, собранной на средства налогоплательщиков, нуждается в четко сформулированной политике в отношении условий их предоставления, как деловым кругам, так и населению. В законе о государственной тайне указаны сведения которые не подлежат разглашению, но в ведомствах зачастую информация закрывается произвольно, решениями руководства, что объективно мешает как информационной прозрачности государства, так и повышению уровня контроля за государственными органами со стороны общественности.
Необходим контроль за созданием информационных систем в государственных органах, создание механизма проведения финансовой, социально-экономической и технологической экспертизы предлагаемых проектов. Правильная политика государства в этом вопросе позволит выступить ему в качестве катализатора общего информационного развития, примером для подражания региональным администрациям.
Политика в отношении образования и библиотек должна быть пересмотрена с учетом требований информационного века. Дистанционное обучение и "виртуальные" библиотек и музеи - наиболее оптимальное использование ИТТ в социальных целях. В этой связи необходима разработка специальной программы по цифровизации культурного достояния, созданию электронных энциклопедий. Реализация данных проектов также должна проходить на коммерческой основе, но, поскольку музеи - государственная собственность, важна и координация со стороны государства.
Регулирование электронной торговли не должно противоречить мировой практике, поскольку несовместимость правовых режимов функционирования электронного бизнеса приведет к изоляции белорусских предприятий, лишит их доступа к мировым рынкам через глобальные телекоммуникации.
В рамках общей стратегии перехода к информационному обществу представляется необходимым уделить внимание выработке государственной политики в отношении развития белорусской части Интернета.
Проблемы формирования информационного общества в Беларуси по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-технологических рынков. Различия связаны с географическим положением страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в развитии телекоммуникаций, информатизации государственных и коммерческих организаций, информационном законодательстве. Этот прогресс позволяет говорить о своевременности перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информационной индустрии связи, компьютерного и информационного, аудиовизуального рынков, к формированию общей стратегии вхождения к информационное общество, в которой на первый план выходят социальные потребности, личность [10, c. 60].
Таким образом, в результате настоящего исследования можно сделать следующие выводы.
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
Информационное общество – это общество, в котором:
1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.
2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом ( военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.
4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).
5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:
мировую «информационную экономику»;
единое мировое информационное пространство;
глобальную информационную инфраструктуру;
формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.
В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой
1. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. – 66 с.
2. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 1999 - 123 с.
3. Информационное общество: Сб. — М.: 000 «Издательство И74 ACT, 2004. — 507, [5] с. — (Philosophy).
4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2001. - 324 с.
5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 17.07.2001. №390. – Минск, 2001. – 55с.
6. Комов С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. N 3. - 73.
7. Кругман П.Р., Обстфельд М.Г. Международная экономика. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. - 543 с.
8. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 688 с.
9. Китай становится мировым центром хай-тека – Режим доступа: http://www.nsda.ru/home.asp?
10. Курс лекции по дисциплине информационные технологии в международных отношениях Доцент Ганчарик Леонид Павлович, Минск 2004. – 225 с.
11. Макс Гончаров., WID?ы на будущее: [Электронный ресурс]: http://www.homepc.ru/offline/
12. Чернов А. А. – М.: Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 232 с.