Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- Раскрыть суть понятия "информационное общество";
- Факторы развития информационного общества;
- Понятие и функции СМИ в обществе;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования информационного общества………………….…………………………………..5
1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность………………...5-17
1.2 Факторы развития информационного общества………………….……17-21
Заключение к разделу 1……………………………………………………........22
2. Роль СМИ в становлении информационного общества…………………...23
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе……………………………….….23-27
2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30
Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………..34-35
План
Введение…………………………………………………………
Раздел 1.Теоретико-методологические
основы исследования информационного
общества………………….………………………………….
1.1 Понятие "информационное
1.2 Факторы развития
Заключение к разделу 1……………………………………………………........
2. Роль СМИ в становлении информационного общества…………………...23
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе……………………………….….23-27
2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30
Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования проблем общества нового типа. Именно развитие современных информационных и коммуникационных технологий, рост количества информации все больше определяют сущность нашей эпохи. Новейшие информационно-коммуникационные технологии имеют огромный преобразовательное влияние на все сферы современного общества как в пределах национальных границ, так и в мире в целом. Глобальность происходящих, неизбежно повышает интерес к теоретическому осмыслению особенностей информационного общества и эмпирического изучения влияния информационно-коммуникационных технологий на трансформацию социально-экономических, политических и культурных структур.
Бурно развиваются процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио, телевидение, а в последнее время интернет и реклама.
В современных
условиях доступ к СМИ - это необходимое
условие формирования воздействия.
СМИ - это своего рода корни, с помощью
которых получает жизненные силы
любая организация. Активная роль СМИ
связана с их влиянием на различные
этапы и стороны
Объектом исследования является влияние средств массовой информации в информационном обществе.
Предметом исследования можно считать изучение средств массовой информации как фактора развития информационного общества.
Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- Раскрыть суть понятия "информационное общество";
- Факторы развития информационного общества;
- Понятие и функции СМИ в обществе;
-Раскрыть влияние СМИ на развитие информационного общества.
Структура работы: Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы. Библиографический список включает 17 источников.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования информационного общества.
1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность.
Эволюция
современного общества, сопровождается
коренными социальными
Сначала исследователи
информационного общества обращали
внимание преимущественно на совершенствование
средств распространения и
Социогуманитарные аспекты становления нового информационного общества стали активно исследоваться в результате осознания того, что очередной качественный скачок в развитии технологий породил новую глобальную социальную революцию, не уступала революциям прошлого по своим масштабам и влиянию на человеческое сообщество. Сегодня на первый план выдвигаются уже не проблемы дальнейшей технизации общества, как это считалось еще несколько лет назад, а проблемы его интеллектуализации, создания и внедрения новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества - знаний.
Существует
несколько подходов к определению
понятия "информационное общество".
Например, А. Даф выделяет три способа
понимания информационного
Данные подходы
не обязательно взаимно исключают
друг друга, хотя исследователи информационного
общества согласно своим представлениям
выводят на первый план преимущественно
то или иное определение. При этом
основой большинства подходов становится
убеждение, что количественные изменения
в сфере информации приводят к
возникновению качественно
Рассмотрим
подходы к определению "информационного
общества", наиболее часто встречающиеся.
Новые технологии - одна из самых
заметных признаков наступления
новых времен, и их часто принимают
за признак рождения информационного
общества. Идея состоит в том, что
большой объем технологических
новаций должен привести к социальному
переустройству, ибо его действие
на общество весьма значительна. Сторонник
данного подхода ведущий
Таким образом, соглашаясь с огромной важностью такой составляющей информационного общества, как информационные технологии, видим очень упрощенным и неверным признавать за ними отдельную ведущую роль в социальных изменениях.
Другой подход
к определению понятия "информационное
общество", не менее часто встречается,
связанный с экономическими преобразованиями.
Этот подход предполагает учет роста
экономической ценности информационной
деятельности. Если наблюдается увеличение
доли информационного бизнеса в
валовом национальном продукте, то
вполне логично сделать вывод, что
экономика стала
Третий, профессиональный подход к определению понятия "информационное общество", связан со сферой занятости населения. Данный подход тесно связано с работами Д. Белла, выдающегося теоретика "постиндустриального общества". [8 c160-180] Этот термин практически синонимический термина "информационное общество" и именно в этом смысле он используется в работах данного автора. Рассматривая структуру занятости населения и модели наблюдаемых изменений, Д. Белл предположил, что человечество вступает в информационное общество, где большинство занятых работают в информационной сфере. [15.134-169] Снижение занятости в сфере производства и увеличение занятости в сфере услуг рассматривается им как замещение физической труда трудом "беловоротничковой". Поскольку "сырьем" для нефизического труда является информация (она противопоставляется физической силе, навыкам ручного труда и ее "машинным" характеристикам), существенное увеличение доли труда в информационной сфере может рассматриваться как возникновение информационного общества .
Следует отметить,
что данный подход к определению
информационного общества принципиально
отличается от технологического и экономического.
Акцент на изменениях в сфере занятости
подчеркивает скорее трансформационные
возможности информации как таковой,
чем действие информационных технологий,
здесь информация продвигается и
создается в сфере занятости
и реализуется в людях через
обучение и опыт. Целый ряд авторитетных
авторов, от Р. Райха к М. Кастельса,
считают, что движущей силой современной
экономики являются люди, чья главная
способность состоит в
Действительно,
в развитых странах более 70% рабочей
силы заняты в сфере услуг, "беловоротничковая"
работа сейчас превалирует, что дает
основания для определения
Следующий, четвертый подход к определению информационного общества, хотя и опирается на экономику и социологию, основывается на географическом или пространственном принципе. Главный акцент здесь делается на глобальные информационные сети, которые связывают разные места планеты, а потому влияют на организацию времени и пространства. Особую популярность эта концепция приобрела в последние годы в связи с увеличением роли информационных сетей в социальной организации общества и развитием Интернета. Один из ведущих сторонников данного подхода, М. Кастельс, доказывает, что главной чертой информационной эпохи становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. [7.c 24-31] Начиная с 70-х гг ., новая форма капитализма, появившаяся в результате развития информационных технологий (по выражению автора - "информационный капитализм"), использует информационные сети как на производстве, так и для маркетинга по всему миру. Таким образом, информационное общество в данном подходе рассматривается как глобальное сетевое общество, в котором сети пронизывают всю социальную и экономическую структуру.
Информация о работе СМИ как фактор развития информационного общества