СМИ как фактор развития информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- Раскрыть суть понятия "информационное общество";
- Факторы развития информационного общества;
- Понятие и функции СМИ в обществе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования информационного общества………………….…………………………………..5
1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность………………...5-17
1.2 Факторы развития информационного общества………………….……17-21
Заключение к разделу 1……………………………………………………........22
2. Роль СМИ в становлении информационного общества…………………...23
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе……………………………….….23-27
2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30
Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………..34-35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………………………3-4

Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования информационного  общества………………….…………………………………..5

1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность………………...5-17

1.2 Факторы развития информационного  общества………………….……17-21

Заключение к разделу 1……………………………………………………........22

2. Роль СМИ  в становлении  информационного общества…………………...23

2.1 Понятие и функции СМИ в  обществе……………………………….….23-27

2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30

Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31

Заключение…………………………………………………………………...32-33

Список литературы…………………………………………………………..34-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Актуальность темы обусловлена ​​необходимостью исследования проблем общества нового типа. Именно развитие современных информационных и коммуникационных технологий, рост количества информации все больше определяют сущность нашей эпохи. Новейшие информационно-коммуникационные технологии имеют огромный преобразовательное влияние на все сферы современного общества как в пределах национальных границ, так и в мире в целом. Глобальность происходящих, неизбежно повышает интерес к теоретическому осмыслению особенностей информационного общества и эмпирического изучения влияния информационно-коммуникационных технологий на трансформацию социально-экономических, политических и культурных структур.

Бурно развиваются  процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного  сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны  деятельности. 

СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как  в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио, телевидение, а в последнее время интернет и реклама.

В современных  условиях доступ к СМИ - это необходимое  условие формирования воздействия. СМИ - это своего рода корни, с помощью  которых получает жизненные силы любая организация. Активная роль СМИ  связана с их влиянием на различные  этапы и стороны информационного  процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько  разнообразен и противоречив, что  самостоятельно разобраться в нем  не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.        

Объектом исследования является влияние средств массовой информации в информационном обществе.

Предметом исследования можно считать изучение средств массовой информации как фактора развития информационного общества.

Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- Раскрыть  суть понятия "информационное общество";

- Факторы развития информационного общества;

- Понятие и функции СМИ в обществе;

-Раскрыть влияние СМИ на развитие информационного общества.

Структура работы: Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы. Библиографический список включает 17 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования информационного общества.

 

 

1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность.

Эволюция  современного общества, сопровождается коренными социальными преобразованиями в мире и в нашей стране, движется в направлении того типа социума, который достаточно точно характеризуется  понятием "информационное общество". Речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, повышение  роли знаний и информации в экономическом  развитии, появление новых форм демократии, структурные сдвиги в занятости  и в других сферах жизнедеятельности  общества. В наши дни формируются  совершенно новые отношения в  экономической, социальной и духовной жизни людей, которые описываются  понятием "информационное общество".        

Сначала исследователи  информационного общества обращали внимание преимущественно на совершенствование  средств распространения и обеспечения  доступа к информации, и в обсуждении доминировали технологические, инфраструктурные и экономические аспекты. Это  было естественным образом обусловлено  взрывным развитием и конвергенцией  информационных и коммуникационных технологий, привели к существенным изменениям на мировом рынке. Так, в 60-70-х годах ХХ ст. в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Называлась и ряд других признаков: глобальный характер информации, свободное от государственных границ распространения информационных потоков; значительный рост возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней, увеличение воздействия  информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, переход  к новым формам занятости и  др..       

Социогуманитарные аспекты становления нового информационного  общества стали активно исследоваться  в результате осознания того, что  очередной качественный скачок в  развитии технологий породил новую  глобальную социальную революцию, не уступала революциям прошлого по своим масштабам  и влиянию на человеческое сообщество. Сегодня на первый план выдвигаются  уже не проблемы дальнейшей технизации общества, как это считалось еще  несколько лет назад, а проблемы его интеллектуализации, создания и  внедрения новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании  главного стратегического ресурса  общества - знаний.       

Существует  несколько подходов к определению  понятия "информационное общество". Например, А. Даф выделяет три способа  понимания информационного общества с точки зрения информационно-экономического подхода, подхода, информационных потоков  и информационно-технологического подхода. Известный теоретик Ф. Уэбстер  выделяет пять основных подходов, каждый из которых базируется на том или  ином критерии информационного общества, находящегося в его основе. [15.c134-180] Прежде всего, это технологический и экономический критерии (исходя из наиболее явных преобразований в данных сферах человеческой жизнедеятельности, большинство исследователей строят свои определения информационного общества именно на них), критерий, связанный с изменениями в сфере занятости населения (профессиональный), а также пространственный и культурный критерии [4.c 64-78]. Анализируя различные подходы к определению информационного общества, Ф. Уэбстер отмечает существование еще одного определения, кардинально отличного от предыдущих, оно исходит не из того, что в наше время стало больше информации, а из того, что характер этой информации изменил образ нашей жизни. Это предполагает, что в основе нашего поведения сегодня лежит теоретическое знание и информация, а следовательно, опирается не на количественные критерии, трудно поддаются учету, как предыдущие определения, а на качественные, является убедительным аргументом в его пользу.       

Данные подходы  не обязательно взаимно исключают  друг друга, хотя исследователи информационного  общества согласно своим представлениям выводят на первый план преимущественно  то или иное определение. При этом основой большинства подходов становится убеждение, что количественные изменения  в сфере информации приводят к  возникновению качественно нового типа социального устройства. Во многом теоретики исходят из похожих  соображений: в наше время практически  во всех сферах жизни общества стало  больше информации, значит общество, в  котором мы живем, информационное.       

Рассмотрим  подходы к определению "информационного  общества", наиболее часто встречающиеся. Новые технологии - одна из самых  заметных признаков наступления  новых времен, и их часто принимают  за признак рождения информационного  общества. Идея состоит в том, что  большой объем технологических  новаций должен привести к социальному  переустройству, ибо его действие на общество весьма значительна. Сторонник  данного подхода ведущий футуролог  Э. Тоффлер, свое мнение высказал в метафоре, запоминающееся: мир постепенно формируется  тремя волнами технологических  инноваций, которые, как высокий  прилив, нельзя остановить. Первой была сельскохозяйственная революция, второй - промышленная. Теперь на нас надвигается  третья волна - информационная революция, которая предвещает новый образ  жизни. Информационное общество, или  по другому выражению Тоффлера "супериндустриальной  общество", это "сложное, такое, быстро развивается, общество, основанное на наиболее передовой технологии и  постматериалистичний системе ценностей". [4.c 567-781]      

Таким образом, соглашаясь с огромной важностью  такой составляющей информационного  общества, как информационные технологии, видим очень упрощенным и неверным признавать за ними отдельную ведущую  роль в социальных изменениях.      

Другой подход к определению понятия "информационное общество", не менее часто встречается, связанный с экономическими преобразованиями. Этот подход предполагает учет роста  экономической ценности информационной деятельности. Если наблюдается увеличение доли информационного бизнеса в  валовом национальном продукте, то вполне логично сделать вывод, что  экономика стала информационной. Если в экономической сфере информационная активность превалирует над деятельностью  в области сельского хозяйства  и промышленности, то, следовательно, можно говорить об информационном обществе. Соответственно, информационное общество понимается здесь как общество, в  котором главное место занимает деятельность по производству информационного  продукта и информационных услуг. Но, признавая объективность увеличение информационного сектора в экономике  в целом и рост экономической  значимости информации, нельзя не отметить сложности данного подхода в  попытке выделить размеры и составляющие информационного сектора экономики. Кроме того, современную экономику  нельзя считать полностью информационной, развитие информационного сектора  в ней логично сочетается с  существованием традиционных индустриальных отраслей, что также вызывает определенные сомнения в попытке сделать информационно-экономический  критерий доминирующим в анализе  информационного общества.         

Третий, профессиональный подход к определению понятия "информационное общество", связан со сферой занятости  населения. Данный подход тесно связано  с работами Д. Белла, выдающегося  теоретика "постиндустриального общества". [8 c160-180] Этот термин практически синонимический термина "информационное общество" и именно в этом смысле он используется в работах данного автора. Рассматривая структуру занятости населения и модели наблюдаемых изменений, Д. Белл предположил, что человечество вступает в информационное общество, где большинство занятых работают в информационной сфере. [15.134-169] Снижение занятости в сфере производства и увеличение занятости в сфере услуг рассматривается им как замещение физической труда трудом "беловоротничковой". Поскольку "сырьем" для нефизического труда является информация (она противопоставляется физической силе, навыкам ручного труда и ее "машинным" характеристикам), существенное увеличение доли труда в информационной сфере может рассматриваться как возникновение информационного общества .        

Следует отметить, что данный подход к определению  информационного общества принципиально  отличается от технологического и экономического. Акцент на изменениях в сфере занятости  подчеркивает скорее трансформационные  возможности информации как таковой, чем действие информационных технологий, здесь информация продвигается и  создается в сфере занятости  и реализуется в людях через  обучение и опыт. Целый ряд авторитетных авторов, от Р. Райха к М. Кастельса, считают, что движущей силой современной  экономики являются люди, чья главная  способность состоит в использовании  информации: сегодня главными двигателями  экономики стали те, чья работа требует создания и использования информации .      

Действительно, в развитых странах более 70% рабочей  силы заняты в сфере услуг, "беловоротничковая" работа сейчас превалирует, что дает основания для определения информационного  общества с помощью предложенного  Беллом подхода. Недостатки подхода  связано, прежде всего, с проблематичностью  распределения занятий по категориям "информационное" - "неинформационных". "Такая методология, - подчеркивает Ф. Уэбстер, - подает нам огромные объемы информационной занятости, но не дает инструмента для дифференциации наиболее существенных объемов информационной работы". [8.24-31] 

Следующий, четвертый подход к определению  информационного общества, хотя и  опирается на экономику и социологию, основывается на географическом или пространственном принципе. Главный акцент здесь делается на глобальные информационные сети, которые связывают разные места планеты, а потому влияют на организацию времени и пространства. Особую популярность эта концепция приобрела в последние годы в связи с увеличением роли информационных сетей в социальной организации общества и развитием Интернета. Один из ведущих сторонников данного подхода, М. Кастельс, доказывает, что главной чертой информационной эпохи становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. [7.c 24-31] Начиная с 70-х гг ., новая форма капитализма, появившаяся в результате развития информационных технологий (по выражению автора - "информационный капитализм"), использует информационные сети как на производстве, так и для маркетинга по всему миру. Таким образом, информационное общество в данном подходе рассматривается как глобальное сетевое общество, в котором сети пронизывают всю социальную и экономическую структуру.        

Информация о работе СМИ как фактор развития информационного общества