СМИ как фактор развития информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- Раскрыть суть понятия "информационное общество";
- Факторы развития информационного общества;
- Понятие и функции СМИ в обществе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования информационного общества………………….…………………………………..5
1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность………………...5-17
1.2 Факторы развития информационного общества………………….……17-21
Заключение к разделу 1……………………………………………………........22
2. Роль СМИ в становлении информационного общества…………………...23
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе……………………………….….23-27
2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30
Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………..34-35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими  институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими  не только информационными, но и другими  ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.[12 C.212-231]

В современном  мире доступ к СМИ - необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ - это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные  выше функции СМИ прямо или  косвенно служат осуществлению ими  мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному  бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями  влияния на разум и чувства  людей, на их образ мыслей, способы  и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг  политических функций СМИ не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с  других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся  в инициировании политических изменений  путем широкой и настойчивой  постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним  внимания властей и общественности; оперативная - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господства правящих слоев и классов.

 

2.2 Влияние СМИ на формирование  информационного общества. 
 
 Говоря об успешности (не успешности) влияния информации мы имеем в виду определенные цели воздействия. Результаты влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Измерить эффект информированности аудитории в принципе легче, чем мотивационные эффекты. Информированность рассматривается как результат, суммарного влияния всех средств информации, доступных населению города. В результате оказались группы, что существенно различаются по уровню информированности. Наиболее информированными есть люди, которые активно используют различные каналы информации.

       Влияние СМИ на личность, как правило, опосредуется воздействиями тех контактных малых сообществ, в которые постоянно включена человек. Они проявляются уже на стадии выбора источников массовой информации. Результаты влияния массовой информации так или иначе реализуются в общении и сотрудничества человека с другими людьми. Влияние информации в современном обществе рассчитан на обслуживание и укрепление различных общественных подсистем - малых групп, социально-территориальных, производственных, отраслевых сообществ. Нуждается в изучении проблема связи характеристик ситуации восприятия массовой информации с характеристиками информации. Так, можно предположить, что если телевизионная информация, как правило, попадает к личности в ситуации семейного общения, то наиболее эффективной формой контакта такого средства информации с людьми будет обращение ко всем членам. (например, циклы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Моя семья» в которых органично соотносится информация и о жизни в целом, и о производственные дела отдельных членов семьи). Следовательно весь влияние СМИ на личность, группу, более широкие сообщества обобщается в образе жизни людей. Понятие «образ жизни» является надежной основой для целостного изучения объективных и субъективных влияний СМИ. [11C.231]

В проблеме «СМИ и образ жизни» можно выделить три этапа: 1) отражение образа жизни  общества и его подсистем в  материалах прессы, радио, телевидения; 2) СМИ как средство влияния на совершенствование образа жизни; 3) потребление массовой информации в  структуре образа жизни.[23.38-57] Наиболее изученным является третий - к нему относятся все материалы конкретно-социологических  исследований, характеризующие включенність населения в систему СМИ в  разных измерениях. Эти данные, как  и отмечалось, свидетельствуют о общую распространенность такого вида занятий, как потребление массовой информации. Естественно, что наиболее изученными аспектами влияния массовой информации на социальную активность масс оказываются те, что непосредственно проявляются в деятельности самих средств информации - мы имеем в виду такую форму активного,как выражение мнения, участие в создании материалов и передач, контакты с работниками редакции. Конечно, объектом общественного мнения есть конкретные темы, с помощью которых высказывается точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, происходящие в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров.

Процесс формирования общественного мнения является сложным и во многом определяется следующими условиями: - общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, то есть проблема (вопрос), что затрагивает социальные интересы людей (экономического, социального, политического, духовного жизни); - общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью  или искусством; Предметом отображения общественной жизни чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристикам, т.е. содержат в себе спорный момент; - общественное мнение формируется на уровне компетентности. Если человек незнакомый с каким-нибудь вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для споры, обсуждения вопроса. Необходимо отметить, что общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений.[12.C 456-501] Выделяют следующие этапы механизма формирования общественного мнения: 1. Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей. 2. Выводы и оценки индивидуума на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности. 3. Обмен информацией, выводами, дискуссии с другими людьми 4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей. 5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя. 6. Возникновение общенародной мысли. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, которые навязывают свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, отношение различных социальных общностей, до проблем и событий действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к разделу 2 
 

   В наше время огромное социологическое влияние на сознание и подсознание человека делают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредованное чьим то мнением, она упрощена и не предлагает размышлений, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает ее готовой. Поэтому нам часто легче погрузиться в поток информации,чем критически ее воспринимать.

СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на психическое  состояние людей. За последнее десятилетие  были поведены множество исследований по данному вопросу в совершенно разных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность  и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый  рост исследований.

Окружающая  реальность неустанно систематизируется  мозгом: новые знания и навыки, новая  информация и новые события включаются или в уже созданные ранее  структуры опыта, или создают  новые. С самого момента рождения мы начинаем собирать и обрабатывать информацию. С начала ее разделение очень примитивный - на приятное и не приятное, но в меру "рост" информация может принимать разные значения (например: положительная и отрицательная).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального  общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные  черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (6) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Изобретение самого термина  приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. 

Основными проблемами становления  информационного общества являются: цифровое неравенство стран и  регионов, проблема правового регулирования  сети Интернет, электронной коммерции  и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность  психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание с целью  навязывания своего видения характеристик  противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Существенной проблемой  в рамках мирового информационного  пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета  и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1.  Гэлбрейт,  Д.  Новое  индустриальное  общество.  Избранное  /  Джон 

Кеннет Гэлбрейт ; пер. с англ.: П. А. Алябьев. -: Эксмо, 2008. – 1197 с.

2.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна  / Жан-Франсуа Лиотар ; Пер. с

фр. Н. А. Шматко. – Москва : Ин-т эксперим. социологии ; Санкт-Петербург . : Алетейя, 2000. – 159 с.

3.  Бжезинский,  3.  Между   двумя  веками.  Роль  Америки   в  эру 

технотроники  / З. Бжезинский. :  Прогресс, 1972. – 307 с.

4.  Тоффлер,  Э.  Третья  волна  /  Э.  Тоффлер  ;  пер.  с англ.  К.  Ю.

Бурмистрова и др. – Москва : АСТ : АСТ Москва, cop. 2009 (Архангельск :

ИПП Правда Севера). – 795 с.– ISBN 978-5-17-062498-0.

5.  Дракер  П.  Посткапиталистическое   общество  //  Новая

постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – Москва : Academia, 2001.  71с.

6.  Кларк, Д. Б. Распределение  богатства / Дж. Б. Кларк ; пер. с англ.

Д. Страшунского и А. Бесчинского  под ред. Л. П. Куракова. : Гелиос АРВ, 2000. – 367 с. 

7.  Кастельс,  М.  Информационная  эпоха  :  Экономика,  общество  и

культура / Мануэль Кастельс; пер. с  англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана ; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва, 2000. – 606 с. 

8.  Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального

прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – 2002 –783 с.

9.Засурский Я.Н. Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт// Информационное общество. -2000 №4-346 с .

10.Мелюхин И.С. Регулирование Интернета // Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 2001- 251 с .

11.Соловянёнко Н.И. Правовые условия для электронной коммерции // Информационное общество, 2000, № 4. -231 с.

12. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: 2005. – 231с .

13. Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре

социологического знания // Социологические  исследования. № 10. 2003. – 289 с.

14. Прохоров Е.П. Свобода СМИ в журналистской деятельности. – М.: 2001.- 239 с .

15. Гелд Дейвид, Мак-Грю Энтони. Глобализация / антиглобалізація: Пер. с англ. И. Андрущенко. - К.: К.І.С., 2004. - 180 с.

16. Колодюк А. В. Національні стратегії інформаційного суспільства: необхідність, переваги та світова практика запровадження // Інформаційне суспільство. Шлях України // Бібліотека інформаційного суспільства. – К.: “Відродження” та ПРООН, 2004. – С. 24-31.

17. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество: Сб. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С.507.

 

 

                           


Информация о работе СМИ как фактор развития информационного общества