Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать влияние средств массовой информации на развитие информационного общества.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- Раскрыть суть понятия "информационное общество";
- Факторы развития информационного общества;
- Понятие и функции СМИ в обществе;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования информационного общества………………….…………………………………..5
1.1 Понятие "информационное общество" и его сущность………………...5-17
1.2 Факторы развития информационного общества………………….……17-21
Заключение к разделу 1……………………………………………………........22
2. Роль СМИ в становлении информационного общества…………………...23
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе……………………………….….23-27
2.2 Влияние СМИ на развитие информационного общества……….27-30
Заключение к разделу 2……………………………………………...………….31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………..34-35
Информационные и телекоммуникационные технологии определили
переход экономики на информационный этап своего развития. На данном этапе информационные технологии и информация выделяются в основную отрасль экономики, где вся экономическая деятельность направлена на производство и потребление информации.
Влияние информационных технологий на социальное развитие доказывает М. Кастельс. Информационное общество основано на информационных технологиях, которые оказывают всепроникающее воздействие на все сферы жизни общества – культуру, способы социальной организации пространства и времени, организационные формы экономики, взаимоотношения государства и гражданского общества [7.С 606].
В своем исследовании М. Кастельс выделяет четыре основные черты социальной структуры общества основанного на использовании
информационных технологий. Первая характеризуется широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации
пользователей/зрителей,
читателей/слушателей. Сообщения
не только сегментированы по
рынкам, следуя стратегиям отправителей,
но также все больше диверсифицируются
пользователями, захватывающими сообразно
своим интересам преимущества интерактивных
возможностей. Вторая черта
характеризуется ростом социальной
стратификации среди
различными популяциями: взаимодействующей и включенной во
взаимодействие, с теми, кто способен выбирать свои мультинаправленные цепикоммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее "упакованных" вариантов выбора. Третья черта, по М. Кастельсу, заключается в том что коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе, даже если система интерактивна и селективна (в сущности, именно благодаря этому), индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре. Прием аудиовизуальных новостей, образовательных передач и шоу на одном и том же средстве - это еще один шаг к смешению содержания, которое уже имеет место в массовом телевидении. И четвертая черта такого общества, считает М. Кастельс, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудио-визуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой [7.С 452-606]. Таким образом, появление качественно новых информационных технологий оказало влияние на формирование нового уклада общественной жизни.
Другим важным фактором развития информационного общества стало развитие информационных сетей, которые позволили создать каналы передачи данных, основанные на телекоммуникационных технологиях. Именно с использованием информационных сетей началось массовое распространение информации в пределах небольших организаций, регионов, страны и целых континентов, что стало важным направлением в процессе формирования информационного общества.
Значимость развития данных технологий и их влияние на развитие
общества доказывается в работах М. Маклюэн, Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс. Э. Тоффлер, видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса. В ходе своего исследования опыта внедрения компьютерных систем в различных организациях, он говорит о компьютерных сетях: «Рассредоточение компьютеров по домам стало следующим шагом в создании пространства интеллектуальной среды» [8.].
В условиях информационного общества информация распространяется столь же эффективно, как товар или сырье в индустриальном обществе. Следовательно, в обществе возникает потребность в развитии каналов передачи данных, так как старые каналы не способны справиться с ежегодно возрастающим объемом информации.
Д. Белл предсказывал внедрение информатизации в развитие всех сторон
жизни общества на основе компьютерных технологий и даже утверждал, что в будущем рынок будет заменен организованным обменом на основе
компьютерных сетей. Такие сети, по его мнению, строятся на основе
телекоммуникаций. Основой появления нового общества должна стать
телекоммуникационная революция, которая позволит перейти от
индустриального к сервисному (информационному) обществу [8 С.356-721].
Информационная сеть в узком значении понимается как технологическая среда, которая состоит из каналов связи (проводная- , радио- , спутниковая связь), узлов (маршрутизаторов, коммутаторов) и клиентских устройств (компьютеры). В более широком смысле информационные сети являются свободной средой коммуникации между людьми, что сделало их не просто техническим средством передачи информации, а одним из каналов связи в рамках социальной коммуникации. Следовательно, информационная сеть социальна, она позволяет устанавливать новые социальные отношения, социальные возможности. Данное утверждение приводится в концепциях различных социологов тем, что новые технологии обладают интерактивностью, при которой возможна обратная связь между участниками коммуникации,что делает общение в информационных сетях полноценным актом социальнойкоммуникации. И наоборот отсутствие обратной связи разрушает процесс коммуникации.
Как доказывает Э. Тоффлер, во всех обществах существует
коммуникационная среда, или инфосфера, которая сложилась на стыке техно- и социосферы, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей. Каждая из этих сфер выполняет свою ключевую функцию в более крупной системе, а все вместе они образовали структуру информационного общества [4.С 709].
Об изменениях в социальной сфере исследователь говорит о наступлении
новой эпохи
субкультур, в которой меняется социальная
структура общества. В таком обществе
вместо классического деления
на экономические классы, состоящие
из собственников и наемных
Социально-экономическая структура общества сохранит черты
социального неравенства присущего другим обществам. Сохранится
собственность, классовое разделение и деление на страты. Разделение
основывается на доступности к информации и технологиям их обработки.
Таким образом, развитие информационных и телекоммуникационных
технологий, информационных сетей, и их включение в социальную среду способствовало развитию современного информационного общества.
Вывод к разделу
1
Подытоживая
изложенное выше можно сделать следующее
определение: информационное общество
- это качественно новый этап социотехничейкой
эволюции общества, которое формируется
в результате долгосрочных тенденций
предыдущего социально-экономического
развития, который предусматривает увеличение
роли информации и знаний, а также формирования
и потребления информационных ресурсов
во всех системах жизнедеятельности общества
посредством развития информационно-коммуникационных
технологий, что действуют в глобальных
масштабах.
Определение понятия " информационное
общество" является достаточно дискуссионным
в научных кругах. Как правило ученые пытаются
очертить основные, фундаментальные признаки
такого общества.
Раздел 2. Роль СМИ в становлении информационного общества.
2.1 Понятие и функции СМИ в обществе.
Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты -- публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).[1C. 43-97]
СМИ обладают
различными возможностями и силой
воздействия, которые зависят, прежде
всего, от способа их восприятия реципиентами.
Наиболее массовое и сильное политическое
влияние оказывают
Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.
Информационная
деятельность СМИ позволяет людям
адекватно судить о политических
событиях и процессах лишь в том
случае, если она выполняет и
Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений - школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдо-рациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.[14 C. 127- 213]
Информационная,
образовательная и
Их контрольная
функция основывается на авторитете
общественного мнения. Хотя СМИ, в
отличие от государственных и
хозяйственных органов
В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.
СМИ не только
критикуют недостатки в политике
и обществе, но и выполняют конструктивную
функцию артикуляции различных
общественных интересов, конституирования
и интеграции политических субъектов.
Они обеспечивают представителям различных
общественных групп возможность
публично выражать свое мнение, находить
и объединять единомышленников, сплачивать
их общностью целей и убеждений,
четко формулировать и
Информация о работе СМИ как фактор развития информационного общества