Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования.
Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.
Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.
2. Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.
1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны
2.1 Культурная политика в годы ВОВ.
2.2 Жанры художественной самодеятельности:
• танцевальная самодеятельность
• музыкальная
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• деятельность агитбригады
•
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Классические вальсы и . адажио оставались и в годы войны одной из обязательных частей праздничных концертов, связанных с датами «красного календаря».
Весной 1942 г. началось, поначалу робкое, возобновление хореографических занятий в ДПШ. Несколько месяцев спустя количество клубных кружков в голодающем Ленинградебыло заметно увеличено: начальственная верхушка города изо всех сил тянулась за Москвой. Вскоре после декады художественой самодеятельности, проведенной в столице, ленинградский горком ВКП(б) призвал (или что то же — приказал) «организовать самодеятельные кружки при Домах культуры, клубах, красных уголках», систематически проводить в фронтовом городе смотры художественной самодеятельности. Обращение было принято в марте 1943 году, а с апреля по июнь ленинградские руководители уже могли присутствовать на многочисленных концертах общегородского смотра, в котором приняли участие десятки спешно образованных кружков, в том числе и балетных. Дома культуры, получившие возможность продавать участникам занятий то полстакана соевого молока, то лишнюю тарелку супа, сумели с помощью этой приманки набрать бригады самодеятельных танцоров. Некоторые их них оказались сравнительно стабильными, но большинство распадалось почти сразу после выступления на смотре.
Постановления о всесоюзных и региональных смотрах следовали в эти годы одно за другим. Не успевали отгреметь бои, как в обезлюдевших, полусожженных городках-райцентрах начинались смотры художественной самодеятельности. Публиковавшиеся в прессе цифры танцоров, представавших перед взорами жюри смотров, чудовищны и вряд ли соответствуют действительности, хотя потом их повторяли в культросветовских изданиях на протяжении десятилетий. Тем не менее, даже если иметь в виду возможные приписки, размах, с которыми действовали комиссии, остается непреложным фактом.
В смотрах сельской художественной самодеятельности участвовали плясуны разных возрастов — от пионерок до старушек. Последних было даже больше; их считали «носительницами фольклора» и потому с особой настойчивостью выводили на эстраду. Список танцев (очень небольшой) почти повсюду был одним и тем же. На первых смотрах 1943-1944 гг. в него входили русский, кабардинка, цыганочка, гопак, кадриль, лезгинка, яблочко, несколько шуточных танцев-лубков, молдавеняска, усредненные ковбойский и венгерский танцы, сербиянка, «один Ванька и пять Машек», «лапотки», «матрешки», барыня — наскоро подновленный плясовой репертуар сельской художественной самодеятельности предвоенных лет.
В последний год войны, когда на базе восстановленных ОДНТ начали повсеместно открываться курсы руководителей хореографических кружков (вначале краткосрочные, двух- или трехнедельные), на первый план вновь выдвинулись танцевальные «народно-сценические композиции» на современном материале (разумеется, без «неоправданного пессимизма» по поводу военных утрат, а «с огоньком», победоносные и радостные). Там, где все приходилось начинать с азов, разучивали наиболее простые «типовые» движения венгерских, украинских, молдавских и других национальных танцев; это должно было символизировать дружбу народов.
В 1944 г., во время подготовки ко второму Всероссийскому смотру художественной самодеятельности Наркомпрос РСФСР предписал МГУ, МГПИ и ряду других учреждений отправить ряд фольклорных экспедиций в сельские районы. В составе таких экспедиций были и методисты-хореографы из областных ДНТ. Привезенные записи народных танцев и зарисовки костюмов в большинстве случаев использовались затем для практических нужд танцевальной самодеятельности: методички, которыми ОДНТ снабжали создававшиеся сельские коллективы, обычно содержали образцы национальных «колхозных» танцев, приспособленных для эстрады; документальным украшением, орнаментом таких массовых композиций должны были служить отдельные подлинные детали фольклорного танца и костюма.
Таким образом, за годы Отечественной войны, благодаря эвакуации московских, ленинградских, киевских музыкальных театров, хореографических училищ и отдельных деятелей культуры, география классического танца заметно расширилась. Самара (Куйбышев), Новосибирск, Алма-Ата, Пермь, Иркутск, Сараев, Горький, Ташкент, Душанбе создали с помощью эвакуированных хореографов и музыкантов свои балетные школы и студии. В дальнейшем это способствовало быстрому распространению классического танца в художественной самодеятельности республик и переводу всей методики обучения народным танцам на классическую основу.
Таким образом, танцевальная самодеятельность первого послевоенного десятилетия росла и ширилась в границах той же схемы, которая возникала, действовала, укреплялась в довоенные и военные годы. После войны, благодаря таким мероприятиям системы культпросвета, как двухгодичные и краткосрочные курсы по подготовке руководителей танцевальных коллективов и постоянно действующие семинары для молодых преподавателей танца, проводившиеся методистами ОДНТ на территории всего Советского Союза, схема приобрела масштабность и внушительную статуарность пирамиды.
Музыкальная самодеятельность
Война принесла с собой новое деление жизни: фронт, плен, тыл, гетто, партизанский отряд... Во многих местах музыкально-творческая среда создавались заново. При этом роль самодеятельности — как в узком, так и широком смысле слова — была исключительно велика.
Активизация традиционных устных форм бытования и распространения песен, оперативных «самодельных» методов песенного творчества была связана с резкими нарушениями в функционировании опорных механизмов государственной музыкальной культуры, прежде всего средств массовой коммуникации.
«...Резко уменьшилась в сравнении с довоенным периодом музыкально-пропагандистская роль кино, грампластинки, а в условиях фронта и радио (лишь в тыловых городах радио продолжало играть роль законодателя песенных вкусов)», — пишет И.В. Нестьев . Но главной причиной выступала сама жизнь: в экстремальных условиях резко возрастала витальная ценность всякого искусства, потребность в его эмоционально-мобилизующей поддержке. Являясь наиболее массовым, доступным и в то же время синтезирующим слово, пение, музыку жанром, песня становилась главной точкой приложения само-защитно-творческих сил человека».
В то же время огромный массив массовых песен 30-х годов, в значительной мере определявших официальный музыкальный быт страны, оказался недееспособным в новых условиях. Зато те, что сохранили свою привлекательность, послужили материалом для бесчисленных переделок (переинтонирования, вариаций, перетекстовок). Без преувеличения можно сказать, что громадное большинство фронтовых, партизанских и бытовых песен военных лет было создано именно этим способом. В литературе давно выявлены наиболее распространенные «песни-источники»: «Синий платочек», «Катюша», «В землянке», «Каховка», «Огонек» «Шар голубой», «Тучи над городом встали», «Раскинулось море широко», «Спят курганы темные», «Шумел сурово Брянский лес», «Ты, моряк, красивый сам собою», старая шахтерская песня о коногоне («Вот мчится партия шахтеров»), множество песен времен гражданской войны. Некоторые из них становились основой для своеобразных циклов ответов-продолжений. Собравший несколько сот версий «Катюши» профессор И.Розанов писал: «Создан был длинный ряд не вариантов и не подражаний, а продолжений песни Исаковского, которая по отношению к ним явилась вступлением или началом цикла» (8, 76).
Вполне закономерной была «стилистическая пестрота» песен военных лет (И.В.Нестьев), далеко не всегда органичное взаимодействие элементов и традиций разновременного и разнонационального происхождения. Не всегда удовлетворяло взыскательный вкус и претворение типового лирического «ядра» (вальсовая трехдольность, минорный лад, интонационные формулы бытового и «жестокого» романсов).
Особенной развитостью и самобытностью отличалась самодеятельная музыкальная культура партизанских отрядов. В каждом из них, особенно в крупных полках, бригадах и соединениях, годами действовавших на территории Белоруссии, Украины, Брянщины, сложился свой песенный уклад. На привалах, у костров, в землянках рядом с песней и гармонью мог звучать патефон, «шумовой оркестр» (баян ведро, таз, коса) ... Затевались импровизированные концерты, устраивались детские елки, парады. Песня звучала и в бою. Естественно, отбирались лучшие песенники, виртуозы-инструменталисты, гармонисты, танцоры, поэты, создавались самодеятельные ансамбли, агитбригады. Уже на втором году войны возникла «надбытовая», концертно-театральная художественная самодеятельность.
В работах Л. Мухаринской, Л.Носова, А.Глебова, в мемуарах и музеях собраны удивительные факты, складывающиеся в далекую от обычных представлений о партизанской жизни картину. Достаточно сказать, что во всех крупных отрядах были созданы художественные ансамбли: агитбригады, джазы, оркестры, ансамбли песни и пляски, хоры, квартеты и квинтеты (разумеется, не везде существовал «полный комплект» этих жанров). Зимой 1943 года возник Лидский партизанский театр, в феврале 1944 г. — Вилейский партизанский художественный ансамбль (агитотряд им. Горького).
Крупные ансамбли вели интенсивную концертную работу, ступали на выступали на «вечерах художественной самодеятельности». На одном из концертов 1942 в лесу Холмского р-на Черниговской обл. с большой программой выступил хор под управлением И.Лубенца. «Потом была сыграна комическая сценка «Куда идешь, Явтуня», где роль Явтуха играл И. Лубенц, а роль девушки — партизанка Т. Ремеслова. Командир взвода В. Коновалов читал стихи партизанского поэта С. Щуплика...» (8, 78).
Руководителями ансамблей были профессиональные музыканты. Но чаще ими становились «самодеятельные люди», имевшие большой опыт работы в довоенной художественной самодеятельности. Среди них было немало «универсалов», игравших на многих инструментах, певших, сочинявших и даже импровизировавших песни, марши и т.д. Одним из таких самородков был руководивший с 1943 г. художественной бригадой при Главном штабе партизанских соединений Минской области ленинградец Александр Вешев. С детства он играл на гитаре, балалайке, баяне «в семейном ансамбле», с десяти лет начал осваивать скрипку. Поступив на завод, занимался на вечерних музыкальных курсах, а в армии играл в Ансамбле пограничников БВО.
Полюсами партизанской музыкальной культуры можно считать безымянное и авторское песенное творчество.
Г. Пожидаев одним из первых обратил внимание на многочисленные факты «затейнической изобретательности», восполнявшей дефицит музыкальных инструментов на фронте. Самодеятельные инструменты — явление, не только - дополняющее массовое песнетворчество, но и демонстрирующее фольклорные корни давней линии в советской художественной самодеятельности
В книге «Музыка на фронтах Великой Отечественной войны» упомянуты самодельный металлофон из колпачков от снарядов, на котором его автор исполнял мелодии Дунаевского, вальсы Штрауса; сделанная бойцом-казахом самодельная домбра «из консервной банки, планки с веревочными ладами и двух тонких металлических струн». Самодеятельная балалайка — тоже из консервной банки и струнами из телефонного кабеля, сделанная заключенным концлагеря Витцендорф И.Б.Волковым, хранится в Центральном музее Вооруженных сил СССР. А солдат Иван Матюшин превратил в струнный инструмент... автомат Калашникова: «...Возникла у меня идея обучить его музыкальной грамоте, т.е. заставить мой автомат издавать полезные звуки, звуки добра, звуки жизни. К ложу автомата привязал свой котелок (а он был звонкий) и натянул через него кусочек струны кабеля. Вырезал колышек, вставил его в канал ствола и с его помощью натянул струну. Ударил по струне палочкой — получил довольно устойчивый звук, потом металлической ложкой стал придавливать струну в разных местах и получил отчетливыве звуки (типа гавайскай гитары). Передвигая ложкой по струне и ударяя по ней палочкой, я быстро освоил несколько мелодий. Первой была легендарная «Катюша», затем «Сулико»,«Синий платочек» и десятки любимых фронтовых песен. «Поющий автомат» был сделан в городе Казани перед отправкой на фронт. Тогда я очень боялся выдать свой секрет. В течение двух-трех секунд я разбирал музыкальное устройство, помня, что такое изобретение строго наказуемо. Поэтому я всегда прятался, и мой поющий автомат лечил мое сердце в одиночестве. Песня — это здоровье, песня — боеготовность, песня — это зарядка и перезарядка души на подвиг» (14, 45-47).
Изобретение новых инструментов, необычных приемов игры, постоянные эксперементы с составами инструментальных ансамблей, богатые довоенные традиции «затейничества» и самодеятельных «джазов» — вот предпосылки такого удивительного явления, как партизанские и фронтовые джазы. К сказанному о них добавим следущее. Фронтовая «джаз-среда» отнюдь не была однородной: высший уровень составляли профессиональные джаз-оркестры, гастролировавшие в воинских частях или постоянно работавшие на флотах и фронтах. Средний слой был представлен тысячами полупрофессиональных полковых, дивизионных, ротных джазов. «Многие так называемые музыкальные взводы, — рассказывал Н.Минх, состояли из джазовых музыкантов и выполняли соответствующую функцию. Такой джаз-ансамбль благодаря своей подвижности, мобильности был способен пробраться в любое место. Он мог быть и самостоятельным номером, и сопровождением песне, злободневному куплету или сценке. В военных джаз-оркестрах зачастую работали высококвалифицированные, по-настоящему одаренные люди. В числе таких был, например, Вадим Людвиковский, который руководил джаз-оркестром в одной из частей на Белорусском фронте и там, в суровых условиях войны, стал хорошим аранжировщиком, приобрел мастерство и опыт» (14, 50).
Однако в середине войны появился специальный приказ заместителя Наркома обороны, подкрепленный развернутой директивой ГлавПУ РККА. «Приказ установил, что основная задача оркестров Красной Армии — быть средством воинского воспитания. Находились люди, которые, недооценив важности этой задачи, пытались придать военному оркестру чисто-развлекательное значение, превратить его в подобие джаза или концертно-эстрадного коллектива. Этот приказ категорически воспрещал эксперименты подобного рода и требовал сохранения исторически сложившихся форм военно-музыкального искусства в их чистом виде».
Грозная директива в значительной степени повлияла и на судьбу наиболее многочисленных — самодеятельных — фронтовых эстрадно-музыкальных ансамблей. И если в первые годы войны их выступления были «гвоздем» местных смотров, то в материалах смотров 1944-1945 гг. упоминания о джазах встречается все реже, уступая место описаниям программ хоров, духовых оркестров, солистов, ансамблей песни и пляски. Не встречаются и факты использования «самодельных» и трюковых инструментов.
В заключение хочется сказать несколько слов о музыке в блокадном Ленинграде. История ленинградской самодеятельности тех лет — такое же свидетельство нравственного подвига, как и знаменитое исполнение 7-й симфонии Д.Шостаковича, спектакли Театра музыкальной комедии, концерты пианиста А.Д.Каменского, творчество ленинградских композиторов, не прекращавших работы в годы блокады.