Художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как аспект социального и культурного становления личн

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования.
Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.
Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.
2. Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.
1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны
2.1 Культурная политика в годы ВОВ.
2.2 Жанры художественной самодеятельности:
• танцевальная самодеятельность
• музыкальная
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• деятельность агитбригады

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ нАТАШЕ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Немаловажное значение для рассмотрения сущности само­деятельного творчества является исследование его функций.

 

1.2 Функции художественной самодеятельности.

Слово «функция» в переводе означает роль, круг деятель­ности или основное назначение чего-либо. Существуют раз­ные подходы к определению функций самодеятельного твор­чества. JI.H. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной дея­тельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов искусства. Так, например, познава­тельно-оценочная функция объединяет отражательный, оценоч­ный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отража­тельный аспекты; социально-коммуникативная функция соеди­нила социальный, знаковый и творческий аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.

У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информаци­онно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреа­ционной, компенсаторной функциях, но важно го, что в послед­нее время наряду с несистематизированными видами функций, подобных приведенным, намечается стремление более четкого методологического подхода к определению функций того или иного социального явления (процесса, института).

Е.И. Смирнова говорит о трех больших труппах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованное, то есть эффекта «наложе­ния» одних функций на другие, когда они выступают в их взаим­ной детерминированности» (9, 9). Первую группу функций она условно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отме­чает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбросить» явление в сферу не развивающего, а то и соци­ально-негативного досуга. При недооценке функций досуга явление «выносится» в сферу труда или приближается к ней, порождая противоречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой соответствующих потребностей человека и невозмож­ностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художественно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или социально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «настоящего искусства» или «профессионализма».

Несмотря на различные подходы к рассмотрению функций самодеятельного творчества, большинство авторов приходит к мнению, что нет коллективов, в которых бы существовал опре­деленный идеальный набор функций, так как разнообразные самодеятельные объединения ставят перед собой различные задачи. Поэтому мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представ­ляет собой общественно-историческое явление, имеющее опре­деленную природу, объективные закономерности и изменяющи­еся функции.

 

1.3 Классификация самодеятельного творчества

Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формирование внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художест­венной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной прак­тике ставит задачу создания условий для существенного преоб­разования во всех сферах общественной жизни.

Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему клас­сификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосред­ственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполни­тельская, где участник выражает себя через специально подо­бранный репертуар профессиональных и самодеятельных авто­ров. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмеща­ются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:

1)  самодеятельность в области потребления художест­венной культуры;

2) самодеятельность в области производства художест­венных ценностей

К традиционным видам и жанрам самодеятельного твор­чества Е.И. Смирнова относит:

1.   Музыкальное      искусство      (хоры:      академический, народной   песни;    ансамбли:   вокальные,   песни    и   танца; вокально-инструментальные  и  духовые  оркестры;  музыкан­тов-исполнителей и певцов).

2.   Театральное    искусство    (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюру агитбригады, коллективы художественного слова).

3.  Хореографическое   искусство   (народного,   классичес­кого, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4.   Изобразительное   и   декоративно-прикладное   искус­ство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5.  Цирковое искусство (коллективы циркового и ориги­нального жанра).

6.  Киноискусство   (фотокружки,   детские   любительские киностудии).

7.   Техническое    творчество    (моделирование,    радиоэ­лектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) (9, 102-108)

А.С. Каргин отмечает современные аспекты художествен­ной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структу­рой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию но шести призна­кам. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов худо­жественного исполнительства, а также видов и жанров искус­ства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразо­ванию. Следовательно, современное художественное творчест­во имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры.

Таким образом, художественная   самодеятельность  —  это огромный   вклад   в   развитие   творчества   разных   уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества:  научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эсте­тическом, прикладном творчестве, главной функцией которого является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему инди­видуален, самобытен и неповторим.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

2.1 Культурная политика в годы Великой Отечественной Войны

 

Великая Отечественная война необратимо изменила естест­венный ход жизни. «Война стала бытом миллионов. Люди столько пережили, передумали, перечувствовали, столько по­видали на войне, как будто прожили вторую жизнь. Война дала каждому выстраданный личный опыт, новые мысли о жизни и людях» (7, 34). Эти слова писались в 1942 году. Прошло лишь не­сколько месяцев войны. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил — они жили в условиях войны: фронта, тыла, оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, дере­венской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эше­лоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.

Вновь была опровергнута классическая формула: «Когда гремят пушки — музы молчат». Эренбург писал: «Я не думаю, что музы на поле боя молчат. Но музы, как и люди, меняются на поле боя. Они не только многое приобретают, они от многого отказываются» (7, 43).

Война сводила, объединяла в одном месте, пространстве и времени носителей разнообразных культурных традиций, лю­дей разных национальностей, уровня образования и т.п. По су­ществу армейская часть, партизанский отряд, лагерь — это ма­лые социально-культурные «среды» военной поры. Вот почему самодеятельное начало стало определять творческую жизнь.

В армейских частях возникали самые различные художест­венные коллективы смешанного состава и жанра. Вот, напри­мер, история походного эстрадного театра, одним из создателей и участников которого был Ю.Южанин, пионер «Синей блузы» 20-х годов.

«В нашей части нашлись свои поэты, артисты, художники, музыканты — профессионалы и любители. Как-то само собой вышло, что организовалась группа культармейцев, писавших пьесы, создававших песни, изощрявшихся в сочинении злобо­дневных частушек». На «вооружении» у культармейцев «обыч­ное имущество походного театра: гитары, бубны, мандолина и неизменная двухрядка». В репертуаре — одноактная пьеса «Партизаны пришли», сценка «Мизинец», героем которой яв­ляется «бдительный советский патриот, разоблачающий дивер­санта», частушки, оригинальный конферанс «кашевара» и «горниста». И конечно — боевые песни. «На сцене появлялась двухрядка — друг бойца, а иногда и целый инструментальный ансамбль. Из публики выходили певцы, они затягивали волж­скую или украинскую лирическую песню, которую тут же сме­няла развеселая краснофлотская пляска» (7, 47).

В каждой конкретной ситуации в ход шли все имевшиеся под рукой мобилизованные творческие ресурсы — независимо от их происхождения и культурного статуса. К тому же отла­женные механизмы организации и управления культурой в на­чале войны оказались парализованными. Обратимся к фронтовой литературе.

Тысячи профессиональных литераторов — журналистов писателей, поэтов — оказались в действующей армии и парти­занских отрядах. Появилось несчетное множество фронтовых, армейских и дивизионных газет, боевых листков, рукописных журналов, листовок, песенно-стихотворных плакатов и т.д. Снизу шел встречный поток — солдатский и партизанский агитационный фольклор.

«На фронте рождаются и передаются из уст в уста раешники, частушки, поговорки, веселые и добродушные — о боевых това­рищах, злые и едкие — о врагах, — писала в январе 1942 года га­зета «Литература и искусство». — Еще несколько месяцев назад были сомнения в том, нужны ли во фронтовой печати «веселые уголки». Теперь мы стали свидетелями бурного притока в эти уголки красноармейских материалов. А на Западном фронте поя­вилась даже насущная потребность в издании журнала «Фронто­вой фольклор». Уже вышло пять номеров, причем в каждом из них растет удельный вес красноармейского творчества» (7, 54).

Привычные деления на виды и жанры искусства здесь были несущественны. Фольклорно-самодеятельная природа этого яв­ления обнаруживается в самих механизмах его существования и, может быть, прежде всего — в появлении целого слоя народ­ных типов, героев солдатского творчества.

Это был результат в полном смысле коллективного самоде­ятельного творчества. Герои-персонажи рождались в народной среде, в их дальнейшей жизни наравне с бойцами принимали участие профессиональные литераторы и художники. Сородители Гриши Танкина — А.Сурков и Ц. Солодарь. На Ленинг­радском фронте действовал Вася Теркин, известный еще с фин­ской войны. Отмечая важную роль рисунка в массовой популярности и богатой жизни образа Теркина, Ц. Солодарь писал: «Тексты к этим рисункам делают поэты Б.Лихарев, А.Решетов, Н.Тихонов и др. по темам, выдвигаемым бойцами. А некоторая часть текстов написана самими бойцами» (7, 68).

Продолжали развиваться и традиционные любительские формы художественного творчества, ориентированные на про­фессиональное искусство, «книжную» поэзию и литературу. Как обычно, они ориентировались на всевозможный, какой только был под руками, готовый репертуар. Когда же его не хватало или он не вполне удовлетворял конкретным местным потребностям, чувствам, настроениям — те же любители сочи­няли стихи, рассказы, песни, интермедии и т.д.

Среди таких любительских сочинений были вполне ориги­нальные произведения. Другие представляли собой передел­ку литературно-музыкального первоисточника, возникали на основе стихотворных моделей популярных песен, прозаических произведений, фильмов и т.д.

Все это были живые, отвечавшие условиям жизни и быта военных Лет формы художественного творчества. В них без труда обнаруживаются фольклорные самодеятельные черты и свойства. Заметно и расширение поля полупрофессиональ­ных, гибридных, составных и синтетических форм. Отмечен­ные черты, очевидно, можно считать устойчивыми признака­ми культуры подобных периодов истории общества; не случайно обилие как внешних, так и существенных аналогий и ассоциаций с художественной жизнью начальных послеок­тябрьских лет. Стоило лишь чуть-чуть ослабнуть приводным ремням машины управления культурой, как тут же активизировались естественные, самодеятельные виды творчества, способные выразить новые мысли, страсти, цели.

Таким образом, в этот краткий период резко обозначился разрыв между многообразием жизни народной культуры и офи­циальными догмами. Идеологические уста­новки и формы проведения их в жизнь, которые составляли сущность модели культуры 30-х годов, в период Великой Оте­чественной войны продолжали действовать. Об этом ясно сви­детельствуют как практически не изменившаяся концепция организационно-методического руководства художественной самодеятельностью и культурно-просветительной работой, так и непрерывная линия идеологических кампаний в сфере искус­ства. Однако если в военные годы им успешно противостояла стихия самодеятельного творчества самых различных слоев об­щества, то сразу после окончания Великой Отечественной вой­ны соотношение сил решительно изменилось...

Информация о работе Художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как аспект социального и культурного становления личн