Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования.
Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.
Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.
2. Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.
1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны
2.1 Культурная политика в годы ВОВ.
2.2 Жанры художественной самодеятельности:
• танцевальная самодеятельность
• музыкальная
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• деятельность агитбригады
•
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Немаловажное значение для рассмотрения сущности самодеятельного творчества является исследование его функций.
1.2 Функции художественной самодеятельности.
Слово «функция» в переводе означает роль, круг деятельности или основное назначение чего-либо. Существуют разные подходы к определению функций самодеятельного творчества. JI.H. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной деятельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов искусства. Так, например, познавательно-оценочная функция объединяет отражательный, оценочный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отражательный аспекты; социально-коммуникативная функция соединила социальный, знаковый и творческий аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.
У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информационно-
Е.И. Смирнова говорит о трех больших труппах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованное, то есть эффекта «наложения» одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности» (9, 9). Первую группу функций она условно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отмечает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбросить» явление в сферу не развивающего, а то и социально-негативного досуга. При недооценке функций досуга явление «выносится» в сферу труда или приближается к ней, порождая противоречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой соответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художественно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или социально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «настоящего искусства» или «профессионализма».
Несмотря на различные подходы к рассмотрению функций самодеятельного творчества, большинство авторов приходит к мнению, что нет коллективов, в которых бы существовал определенный идеальный набор функций, так как разнообразные самодеятельные объединения ставят перед собой различные задачи. Поэтому мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции.
1.3 Классификация самодеятельного творчества
Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формирование внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни.
Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:
1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;
2) самодеятельность в области производства художественных ценностей
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:
1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюру агитбригады, коллективы художественного слова).
3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) (9, 102-108)
А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию но шести признакам. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры.
Таким образом, художественная самодеятельность — это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, главной функцией которого является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
2.1 Культурная политика в годы Великой Отечественной Войны
Великая Отечественная война необратимо изменила естественный ход жизни. «Война стала бытом миллионов. Люди столько пережили, передумали, перечувствовали, столько повидали на войне, как будто прожили вторую жизнь. Война дала каждому выстраданный личный опыт, новые мысли о жизни и людях» (7, 34). Эти слова писались в 1942 году. Прошло лишь несколько месяцев войны. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил — они жили в условиях войны: фронта, тыла, оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.
Вновь была опровергнута классическая формула: «Когда гремят пушки — музы молчат». Эренбург писал: «Я не думаю, что музы на поле боя молчат. Но музы, как и люди, меняются на поле боя. Они не только многое приобретают, они от многого отказываются» (7, 43).
Война сводила, объединяла в одном месте, пространстве и времени носителей разнообразных культурных традиций, людей разных национальностей, уровня образования и т.п. По существу армейская часть, партизанский отряд, лагерь — это малые социально-культурные «среды» военной поры. Вот почему самодеятельное начало стало определять творческую жизнь.
В армейских частях возникали самые различные художественные коллективы смешанного состава и жанра. Вот, например, история походного эстрадного театра, одним из создателей и участников которого был Ю.Южанин, пионер «Синей блузы» 20-х годов.
«В нашей части нашлись свои поэты, артисты, художники, музыканты — профессионалы и любители. Как-то само собой вышло, что организовалась группа культармейцев, писавших пьесы, создававших песни, изощрявшихся в сочинении злободневных частушек». На «вооружении» у культармейцев «обычное имущество походного театра: гитары, бубны, мандолина и неизменная двухрядка». В репертуаре — одноактная пьеса «Партизаны пришли», сценка «Мизинец», героем которой является «бдительный советский патриот, разоблачающий диверсанта», частушки, оригинальный конферанс «кашевара» и «горниста». И конечно — боевые песни. «На сцене появлялась двухрядка — друг бойца, а иногда и целый инструментальный ансамбль. Из публики выходили певцы, они затягивали волжскую или украинскую лирическую песню, которую тут же сменяла развеселая краснофлотская пляска» (7, 47).
В каждой конкретной ситуации в ход шли все имевшиеся под рукой мобилизованные творческие ресурсы — независимо от их происхождения и культурного статуса. К тому же отлаженные механизмы организации и управления культурой в начале войны оказались парализованными. Обратимся к фронтовой литературе.
Тысячи профессиональных литераторов — журналистов писателей, поэтов — оказались в действующей армии и партизанских отрядах. Появилось несчетное множество фронтовых, армейских и дивизионных газет, боевых листков, рукописных журналов, листовок, песенно-стихотворных плакатов и т.д. Снизу шел встречный поток — солдатский и партизанский агитационный фольклор.
«На фронте рождаются и передаются из уст в уста раешники, частушки, поговорки, веселые и добродушные — о боевых товарищах, злые и едкие — о врагах, — писала в январе 1942 года газета «Литература и искусство». — Еще несколько месяцев назад были сомнения в том, нужны ли во фронтовой печати «веселые уголки». Теперь мы стали свидетелями бурного притока в эти уголки красноармейских материалов. А на Западном фронте появилась даже насущная потребность в издании журнала «Фронтовой фольклор». Уже вышло пять номеров, причем в каждом из них растет удельный вес красноармейского творчества» (7, 54).
Привычные деления на виды и жанры искусства здесь были несущественны. Фольклорно-самодеятельная природа этого явления обнаруживается в самих механизмах его существования и, может быть, прежде всего — в появлении целого слоя народных типов, героев солдатского творчества.
Это был результат в полном смысле коллективного самодеятельного творчества. Герои-персонажи рождались в народной среде, в их дальнейшей жизни наравне с бойцами принимали участие профессиональные литераторы и художники. Сородители Гриши Танкина — А.Сурков и Ц. Солодарь. На Ленинградском фронте действовал Вася Теркин, известный еще с финской войны. Отмечая важную роль рисунка в массовой популярности и богатой жизни образа Теркина, Ц. Солодарь писал: «Тексты к этим рисункам делают поэты Б.Лихарев, А.Решетов, Н.Тихонов и др. по темам, выдвигаемым бойцами. А некоторая часть текстов написана самими бойцами» (7, 68).
Продолжали развиваться и традиционные любительские формы художественного творчества, ориентированные на профессиональное искусство, «книжную» поэзию и литературу. Как обычно, они ориентировались на всевозможный, какой только был под руками, готовый репертуар. Когда же его не хватало или он не вполне удовлетворял конкретным местным потребностям, чувствам, настроениям — те же любители сочиняли стихи, рассказы, песни, интермедии и т.д.
Среди таких любительских сочинений были вполне оригинальные произведения. Другие представляли собой переделку литературно-музыкального первоисточника, возникали на основе стихотворных моделей популярных песен, прозаических произведений, фильмов и т.д.
Все это были живые, отвечавшие условиям жизни и быта военных Лет формы художественного творчества. В них без труда обнаруживаются фольклорные самодеятельные черты и свойства. Заметно и расширение поля полупрофессиональных, гибридных, составных и синтетических форм. Отмеченные черты, очевидно, можно считать устойчивыми признаками культуры подобных периодов истории общества; не случайно обилие как внешних, так и существенных аналогий и ассоциаций с художественной жизнью начальных послеоктябрьских лет. Стоило лишь чуть-чуть ослабнуть приводным ремням машины управления культурой, как тут же активизировались естественные, самодеятельные виды творчества, способные выразить новые мысли, страсти, цели.
Таким образом, в этот краткий период резко обозначился разрыв между многообразием жизни народной культуры и официальными догмами. Идеологические установки и формы проведения их в жизнь, которые составляли сущность модели культуры 30-х годов, в период Великой Отечественной войны продолжали действовать. Об этом ясно свидетельствуют как практически не изменившаяся концепция организационно-методического руководства художественной самодеятельностью и культурно-просветительной работой, так и непрерывная линия идеологических кампаний в сфере искусства. Однако если в военные годы им успешно противостояла стихия самодеятельного творчества самых различных слоев общества, то сразу после окончания Великой Отечественной войны соотношение сил решительно изменилось...