Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования.
Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.
Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.
2. Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.
1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны
2.1 Культурная политика в годы ВОВ.
2.2 Жанры художественной самодеятельности:
• танцевальная самодеятельность
• музыкальная
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• деятельность агитбригады
•
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 Смотры художественной самодеятельности в годы войны
Особого разговора заслуживают смотры и олимпиады художественной самодеятельности военных лет. В литературе закрепилась устойчивая, в принципе однозначная их оценка. Во-первых, смотры и олимпиады рассматриваются как основное, наиболее показательное проявление активности самодеятельного художественного творчества. Во-вторых, они служат наглядным выражением необыкновенной духовной силы советских людей, их необоримой веры в неизбежную победу над врагом. Наконец, смотр — наиболее эффективный инструмент управления самодеятельным художественным движением. На первый взгляд, такая трактовка смотров вполне закономерна.
По существу уже к 1943 году была восстановлена система крупномасштабных конкурсно-смотровых форм художественной культуры. Как и в 30-е годы, наиболее «смотровой» формой оставались ансамбли песни и пляски. Широко были представлены и джазы. «Почти каждая часть, имеющая свой духовой оркестр, создает и собственный джаз, — писал в обзоре одного из смотров И. Нестьев, — есть в составе этих коллективов настоящие мастера джазового искусства. В работе джазов видна живая творческая мысль. Так, в одной воинской части сами джазисты выдумали «радиста Васю Махорочкина», который ловит по эфиру последние зарубежные новости и склеивает воедино своими смешными репликами всю джазовую программу. В других джазах интермедии строятся на живых явлениях армейской действительности» (7, 59).
Вообще было заметно тяготение к синтетическим музыкально-зрелищным формам: инсценированным песням, эстрадным инсценировкам, литературно-музыкальным монтажам, хореографическим картинам-идилиям.
А рядом с этими требующими режиссуры и репетиций формами на смотрах уживались элементарные виды бытовой самодеятельности. Здесь и «так называемые ритмические танцы, покачивающиеся чечеточники в глаженых белых брючках — этакая безмятежная идиллия выходного дня», декламация стихов Маяковского и Пушкина, самодельная частушка и куплеты под гармонь или баян, басни и сказки «в лицах», сольная русская пляска и пение классических романсов, арий, старинных русских и украинских песен, пирамиды, акробатика, пантомима.
Отличительной особенностью армейских смотров было широкое представительство собственного, «самодельного» репертуара — авторских песен, рассказов, стихов, скетчей, созданных самими красноармейцами и командирами. Среди них были и любители, и профессионалы. Но все они были солдатами.
По мере стабилизации обстановки на фронтах и победного продвижения Красной Армии на Запад система смотров разрасталась, становилась регулярной и повсеместной. И довольно четко просматривается одна тенденция. Сфера «низовой», фольклорной самодеятельности сужалась, все большее место занимали крупные хоры, оркестры, ансамбли песни и пляски, в составе которых возрастал процент профессионалов. Все более жестким и тенденциозным становился конкурсный отбор номеров. Итоговые же программы все больше приближались к стандартам торжественно-помпезных театрализованных представлений в духе заключительных концертов довоенных олимпиад и программ ТНТ.
Система смотров в армии в общем отражала характер красноармейского художественного творчества. Не противоречила она и условиям военных действий. Армейский быт был разнообразен, не ограничивался передовой и окопами. Поэтому для смотра всегда находилось и место и время. Фронтовые смотры выполняли несколько функций. Они выступали своеобразным эквивалентом праздника, вырывая людей из тяжко-привычной солдатской жизни, хоть на короткое время, возвращая им ощущение иной, довоенной жизни. Обычные для сценической самодеятельности вещи — костюмы, реквизит, грим, даже сама возможность снять или частично изменить форму — приобретали в условиях фронта особое значение, усиливали момент преображения, свойственного празднику. Безусловно, был здесь и момент самоутверждения, к концу войны приобретавший все более явно черты демонстрации мощи, единства, уверенности в победе. Наконец, с самого начала смотровая организация должна была усилить политико-воспитательную роль художественной самодеятельности.
Быть может, особенно явно и ярко проявились эти функции фронтовых смотров в уникальных условиях блокадного Ленинграда.
В 1943 году смотровая организация художественной самодеятельности стала возрождаться и в тылу — в городах, в сельской местности, в системе профтехобразования. 11 сентября 1943 года СНК РСФСР утвердил «Положение о проведении смотра художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах РСФСР». Основными задачами смотра были названы «дальнейшее развитие художественной самодеятельности, вовлечение колхозников, колхозниц, сельской интеллигенции», «выявление наиболее способных участников и коллективов художественной самодеятельности для показа их достижений широкой общественности», «повышение идейно-художественного уровня самодеятельных коллективов и пополнение их репертуара». Особое внимание уделялось развитию хоров русской народной песни, ансамблей народной песни и танца, оркестров народных инструментов, драматических кружков.
В 1944-1945 годах прошел уже Второй всероссийский смотр. Вся сумма материалов, связанных с этими смотрами (положения, итоговые документы, отчеты просмотровых комиссий, очерки об отдельных коллективах) свидетельствуют о том, в каком кричащем противоречии с условиями жизни и реальными нуждами людей находилась государственная культурная политика, какой нравственной глухотой, тупостью, а нередко и цинизмом отличались действия руководящих органов культуры того времени. Нужно прямо сказать, что само проведение смотра сельских районов во время войны во многих отношениях было актом антигуманным, безнравственным, абсолютно игнорировавшим душевное, да и просто физическое состояние сельских жителей.
Смотры военных лет вызвали к сценической жизни целый массив традиционного фольклорного и бытового художественного творчества, несмотря ни на что еще жившего в обломках прежнего уклада и оставшихся носителях крестьянской культуры. И как бы сильно ни желали авторы положений и организаторы смотров увидеть нечто иное, «более культурное», художественно и идеологически совершенное, — ничего подобного просто не было. Но, вынужденно выпустив на смотровые площадки стихийный поток народной самодеятельности, — этот поток тут же пытались зарегулировать, пропустить сквозь систему фильтров многоступенчатых отборов и обсуждений. И по мере продвижения этого массива самодеятельного творчества по ступеням пирамиды смотра (от низовых к районным и до заключительных показов) его «химический состав» все более менялся. Практически исчезали непритязательные обиходные формы, аутентичный фольклор, всякого рода «самоделки»; стандартизировался репертуар. Основное место занимали те формы, которые давно уже утвердились в качестве нормативно-эталонных: сценические хоры народной песни, ансамбли песни и пляски, созданные в ходе смотра музыкально-хореографические объединения лучших исполнителей (независимо от их возраста, места жительства, особенностей местных и национальных традиций). Именно такие сводные многолюдные коллективы должны были зримо демонстрировать расцвет народного творчества периода Великой Отечественной войны, монолитность и единство народа.
Одна из парадоксальных черт смотров состояла в том, что суждения о состоянии и проблемах народного творчества базировались именно на этих видоизмененных, «очищенных», деформированных явлениях. На этом основании и делались рекомендации, адресованные низовой самодеятельности и нацеленные в будущее. Понятно, что ничего нового в этих рекомендациях не было: все те же требования повысить уровень мастерства, усилить шефскую помощь профессионалов, решительно изменить положение с кадрами руководителей, большинство из которых «неопытны, не имеют соответствующих знаний», обеспечить быстрое создание высокохудожественного репертуара, изготовление и продажу музыкальных инструментов, реквизита, париков, грима и пр. и пр. Поразительное лицемерие, полное игнорирование реальной ситуации!
Годы войны не отменили, а, напротив, закрепили все основные элементы созданной к концу второй сталинской пятилетки централизованной системы культпросвета и ее составных частей — в том числе художественной самодеятельности.
2.3 Жанры художественной самодеятельности
Танцевальная самодеятельность
В сентябре-ноябре 1941 г., в тяжелые месяцы наступления немцев на Москву, красноармейские ансамбли песни и пляски были организованы политотделами всех армий; в дивизиях в тот же период созданы агитбригады. Позже число ансамблей увеличилось: они формировались в каждой воинской части из мобилизованных актеров и участников музыкально-танцевальной самодеятельности. Танцоры обязательно входили и в солдатские агитбригады. Среди них было много чечеточников из ремесленных училищ, где с самого начала войны стали создавать свои ансамбли песни и пляски, после окончании училища большинство уходило в армию на Фронт. Часть из них попадала в фронтовую самодеятельность, некоторые становились солистами больших армейских ансамблей.
В 1941-1942 гг. репертуар ансамблей песни и пляски состоял в основном из небольших концертных номеров, среди которых были частушки с пляской, неизменное «яблочко», национальные воинские танцы, солдатские кадрили и новые танцевальные пантомимы-агитки. По мере изменения военной ситуации армейская художественная самодеятельность разрасталась. Ансамбли армий и фронтов включали уже не десятки, а сотни исполнителей. Концертные программы таких коллективов стали подстраиваться к образцам масштабных композиций Центрального Краснознаменного ансамбля песни и пляски и Всесоюзного ансамбля народного танца. В 1943-1944 году ансамбль песни и пляски пограничных войск, начинавший свою деятельность со злободневных антигитлеровских агиток, показал монументальную массовую «Пляску всех родов войск» (постановщик И.Курилов). Не отставала по размаху и «хореографическая поэма о казаках», поставленная балетмейстером П. Вирским в ансамбле Донского фронта в период битвы за Кавказ.
В марте 1942 г. в одной из армий Ленинградского фронта решили организовать свой танцевальный коллектив. Политотдел поручил лейтенанту Обранту, в недавнем прошлом молодому педагогу Института им. Лесгафта и студенту балетмейстерского отделения Ленинградского хореографического училища, отправиться в блокадный Ленинград и «сколотить» там танцевальный агитвзвод. Поручение оказалось не из легких. В голодающем городе Обранту удалось найти лишь нескольких подростков, бывших его учеников из хореографической студии Дворца пионеров. Младшему — Игорю Фаульбауму — шел четырнадцатый год, старшим, пришедшим позже по армейскому набору, было не больше восемнадцати.
Группа, позднее получившая название «Молодежно-танцевальный красноармейский ансамбль под руководством А.Е. Обранта», оказалась мобильной и деятельной. Хотя численно она оставалась небольшой (15 танцоров-красноармейцев — 7 девушек и 8 юношей, пианист Александр Розанов, аккордеонист
Генрих Линкевич и баянист, младший сержант Виктор Налетаев), репертуар постепенно расширялся. Танцоры исполняли «Молодежную сюиту», в которой были танец с обручем, танец бегуна и другие изобретательно поставленные номера «спортивных состязаний»; в концертные программы входили молодежные лирические танцы, номера, отражавшие солдатский быт. В годы войны ансамбль дал около трех тысяч концертов на Ленинградском фронте и в самом городе. Весной 1945 г., незадолго до победы, он выступал в Москве.
Более крупные, центральные ансамбли в 1944-1945 гг. двигались вслед за армией на Запад. Их тематические и широкомасштабные программы с красноармейскими и краснофлотскими плясками, «сюитами народных танцев», хореографическими композициями на тему дружбы народов демонстрировались в Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше, Чехословакии. Самодеятельные коллективы песни и пляски, возникавшие в странах Восточной Европы, быстро осваивали и вводили в свой репертуар некоторые номера из военных программ этих ансамблей.
Конечно, и бытовые танцы и стихийно возникавшие песни и пляски под солдатскую гармошку не исчезали в суровых обстоятельствах войны. Описание танцевально-песенных импровизаций, военного солдатского и партизанского фольклора, в котором пляска на привале, у солдатского костра, в партизанском лесном урочище, на фронтовой дороге занимала свое место, есть во многих мемуарах, прозе, поэзии военного времени. Военный быт с его необходимыми эмоциональными разрядками отчасти сохранила кинохроника, по-своему воссоздал в разные периоды театр, игровой кинематограф, телевизионные спектакли, фильмы, передачи о Великой Отечественной войне. Надо заметить вместе с тем, что художественный, и в особенности танцевально-музыкальный, быт военных лет испытывал огромное давление организованной, подконтрольной самодеятельности. Создание и неуклонное расширение сети армейских, фронтовых художественных коллективов недаром находилось в ведении политотделов. Организация шефских концертов для фронтовиков, отлаженной системы смотров и олимпиад внутри самой действующей армии считалась важным участком политработы. Формирование репертуара для солдатских масс (как и вообще для населения Советского Союза), контроль за ним, его ограничение и четкое выделение стилевых направлений, признанных высоко идейными и столь же высоко художественными, реализовались в танцевальной самодеятельности теми же методами и путями, что и в других видах искусства. Основным механизмом здесь служили однотипные решения жюри бесчисленных смотров, олимпиад, проводившихся на фронте и в тылу в годы войны. Однотипность решений, их мотивировок и формулировок обеспечивалась в свою очередь главенством политических работников в любом жюри и безусловной обязательностью для всех и вся политико-культурных установок, рассылавшихся из центра.