Художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как аспект социального и культурного становления личн

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования.
Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.
Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.
2. Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.
1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны
2.1 Культурная политика в годы ВОВ.
2.2 Жанры художественной самодеятельности:
• танцевальная самодеятельность
• музыкальная
• изобразительное и декоративно-прикладное искусство
• деятельность агитбригады

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ нАТАШЕ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)


ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

1.1 Сущность понятия художественное самодеятельное творчество.

1.2 Основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ Великой Отечественной Войны

 

2.1 Культурная политика в годы ВОВ.

2.2 Жанры художественной самодеятельности:

      танцевальная самодеятельность

      музыкальная

      изобразительное и декоративно-прикладное искусство

      деятельность агитбригады

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования

 

Художественное самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. Гусев писал: «Художественная самодеятельность не ограничивается узким понятием, она представляет собой разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоёв и групп» (3, 57).

В период Великой Отечественной Войны Родина не забывала своих сыновей и вселяла веру в скорейшее освобождение. Газета "Правда" писала 2 сентября 1942 года: "Враг не знает, что Россия всегда был страной сильных и смелых народов, что здесь в борьбе за независимость, рождали бессмертных борцов, что трусость слыла здесь всегда позорным преступлением. Здесь, воспитывались поколения советских людей с львиным сердцем, с орлиными очами. Никогда не станут рабами гордый русский народ ". И не знал враг покоя ни днём, ни ночью. Несмотря на то в ряды Красной Армии ушли мужчины призывного возраста, а на рабочих местах их заменили женщины, дети, которые трудились по 10- 12 часов в день – художественная самодеятельность не затаилась а наоборот в полную огу набирала свои обороты, в новых изменившихся жизненных условиях искусство доказало своё целебное воздействие. Оно вдохновляло на героический труд работников тыла, вселяло веру воинам Красной Армии в неизбежности победы над врагом, учила ненависть коварных фашистских захватчиков.

Задачей художественной самодеятельности в годы войны стало обслуживание фронта, госпиталей, напряжённо трудившихся работников тыла. Вместо крупных хоров, оркестров, танцевальных коллективов в этот период получили широкое распространение небольшие, мобильные концертные бригады. В репертуаре этих групп преобладали песни военной тематики, танцы, стихи, музыкальные сочинения патриотического содержания, отвечавшие призыву: "Всё для фронта, всё для победы!". Ушедших на фронт участников самодеятельности, руководителей коллективов заменили старые опытные кружковцы. Большую роль в эти годы играла детская художественная самодеятельность. Очень оперативно перестроил свою работу Микоян-шахарский Дом культуры. Вся его деятельность была подчинена задачам укрепления оборонной мощи нашей Родины. В помещении ДК ежедневно проводились лекции и доклады на военную тематику. Концерты, всевозможные постановки, кинофильмы несли в себе патриотическое, оборонное содержание. Национальный ансамбль, драмкружок и другие коллективы выступали на сборных пунктах перед красноармейцами, отъезжающим на фронт, в аулах, на пастбищах и в цехах предприятий. В первые же дни и недели ДК провёл свыше 50 концертов, 48 лекций, 8 концертов для обслуживания партийно-хозяйственного актива города (33, 1942г., 18/I). За этот же период времени работники ДК собрали и сдали в фонд обороны около 7000 рублей).

Перестройка на военные рельсы проявилась и в том, что значительная часть работы, выполняемая прежде платными работниками, теперь делалась активистами безвозмездно. Сокращение штатов принесло экономию государству за 1941 год 12700 рублей. Несмотря на трудности военного времени, государство считало необходимым поддерживать культурно-просветительскую работу. Исторические судьбы нашей многонациональной страны нередко складывались таким образом, что продемонстрировать взаимопонимание, дружбу, взаимопомощь большие и малые народы могли не только в мирное время, но и лихие годы войны.

Атуальность работы состоит в том, что несмотря на многие трудности, которые придерживали развитие художественной самодеятельности в годы Великой Отечественной Войны успехи были очень значительны во всех  её жанрах, которые стали хорошим фундаментом для развития в послевоенное время профессионального искусства.

Проблема исследования.

Художественная самодеятельность в годы ВОВ доказала жизненную силу народных масс, она выдержав испытания войной, стала дополнительным оружием в борьбе за победу. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность главные аспекты их творчества. В этом смысле опыт, накопленный в годы войны, имеет непреходящее значение. Но ввиду того что в годы войны многие источники записей были уничтожены. Многие данные бесследно исчезли, поэтому проблема состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся данные по работе художественной самодеятельности в годы войны.

Предмет исследования: война как экстремальная ситуация развития самодеятельного творчества.

Объект исследования: художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как  аспект социального и культурного становления личности.

Цель исследования.

Выявить неисчерпаемый потенциал художественной самодеятельности, как мобилизатора народных масс.

Для раскрытия главной темы и цели были поставлены следующие задачи:

1.      Раскрыть содержание понятия художественная самодеятельность.

2.      Определить основные функции и специфические особенности художественной самодеятельности.

3.      Охарактеризовать состояние культурной политики в годы ВОВ.

4.      Выявить основные направления развития художественной самодеятельности в годы ВОВ.

5.      Определить «новые» достижения  в развитии художественной самодеятельности.

 

                            Для достижения целей и задач используются следующие методы: анализ, обобщение, изучение художественного и научного материала.

Структура курсовой работы состоит из введения, где мы указываю научный аппарат исследования; двух глав: в первой главе «Художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества», мы рассматриваем сущность понятия, художественное самодеятельное творчество, выявляем основные функции и жанры художественного самодеятельного творчества.

Во второй главе «Особенности организации художественной самодеятельности в годы ВОВ». Характеризуем общееположение культурной политики в годы войны, а так же рассматриваем развитие и деятельность отдельных жанров художественной самодеятельности: танцевальной, музыкальной, деятельность агитбригад; заключения и списка использованной литературы.

 

 


ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

1.1 Сущность, основные понятия художественного самодеятельного творчества

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством вос­питания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходя­щие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.

              Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возро­дить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.

Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом пута­ницы и несогласованности. Изучение публикаций, посвящен­ных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художественное творчество», «народное искусство» и др. Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования куль­туры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий раз­мах наметился в семидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попытки разных авторов дать новое определе­ние этому феномену. В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, кото­рые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и мировоззрении.

Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятельностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культурологическим анализом данного феномена. Л.И. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «пред­ставляют собой исследование разных способов функционирова­ния культуры в обществе. Все они отражают последователь­ность культуротворческой деятельности, включающей в себя творческую переработку информации, ее накопление, воплоще­ние новых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материаль­ные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей» (13, 9).

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не огра­ничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канони­ческого искусства. Понятием народная художественная куль­тура интегрируются разнообразные формы творческой дея­тельности парода, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей сте­пени включает различные виды массовой художественной само­деятельности». К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс: б) непос­редственную связь с природной средой и социальной практи­ки, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм материальной и духовной деятель­ности людей; г) единство массового и личного в коллективном творческом процессе; д) передающуюся от поколения к поколе­нию традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов жанров народного ис­кусства, отличающихся от профессиогального;  и) наряду сохранением  и  пропагандой  народного искусства  развитие новых форм народной художественней культуры (10, 8-10).

А.С.    Каргин,    базируясь    на теоретических    выводах В.Е. Гусева, рассматривает народную художественную куль­туру «как самостоятельный историей обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стра­тификацию и так далее» (10, 13).

Главным формооб­разующим видом художественной народной культуры он счи­тает художественную деятельность, которая связана с трудо­вой   деятельностью,  народной   календарной    обрядностью, общинно-семейными   отношениями и обрядностью. Ядром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формьиудожественного твор­чества. В художественную деятельность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчества:  народное декора­тивно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музыкальный песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятель­ность, а также индивидуальное художественное любительство. В справочных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с  «народным    художественным  творчес­твом». Достаточно сравнить объяснение этих терминов в раз­личных энциклопедических справочниках, чтобы в этом убе­диться. «Народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность трудо­вого народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; созда­ваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (преда­ния, песни), музыка, театр (драмы, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство», — такое объяснение дает «Советский энциклопедичес­кий словарь» (8, 285).

То есть народное художественное творчество, народное искусство, художественная творческая деятельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности, создаваемые и бытую­щие в народных массах архитектура, изобразительное и декора­тивно-прикладное   искусство:   художественно   обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и понятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ» как творец народного искусства. Генезис, историю и  функции народного искусства или народного художественного творчества определяет трудовая деятельность человека. В большинстве произведений народного искусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью.

В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная самодеятельность», вытесняя его, а это не совсем верно. Наибо­лее полно сущность самодеятельного художественного творчес­тва рассмотрена в работе Е.И. Смирновой, которая отмечает, что как социокультурное явление художественная самодея­тельность представляет исторически новую форму функцио­нирования культуры. Специфика ее функций, в частности, свя­зана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, об­условленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посре­дством художественной деятельности, дополняющей его дея­тельность как субъекта других, нехудожественных социаль­ных   ролей.    При    этом    любым    образом    протекающая художественно-творческая  деятельность  развивает  познава­тельные, коммуникативные, творческие и другие потенциалы как отдельно взятой личности, так и групп - участников худо­жественной самодеятельности. Однако в зависимости от на­правленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной    самодеятельности    может    быть различным.

Таким образом, самодеятельное художественное твор­чество представляет собой своеобразный саморазвивающий­ся механизм, процесс движения от традиции к новизне, кото­рый взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной. Однако самодеятельное творчество можно рассматри­вать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкретичностью, то есть единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей, их обменом и распределе­нием, передачей информации, которая из поколения в поколение осваивается и как бы заново перерабатывается. При этом следует отметить, что самодеятельное художест­венное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционизирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. В результате индиви­дуального развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятель­ности - народной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей. В связи с этим отметим, что «самодеятельное художественное творчество необходимо понимать как социальное движение культуры, которое представляет собой многоплановое явление, включаю­щее ценностные ориентации. Результатом этого движения является обогащение и видоизменение в народной художест­венной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то новое, оригинальное, нестандартное» (6, 48).      

Информация о работе Художественная самодеятельность как часть народного художественного творчества и как аспект социального и культурного становления личн