Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:36, контрольная работа
Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 4
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
2.1 Поведение членов социальных групп 5
2.2 Цели групп 6
2.3 Особенности групповой деятельности 7
3 ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 10
3.1 Причины разделения групп 10
3.2 Формальные группы 10
3.3 Неформальные группы 11
4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ 14
4.1 Причины формирования групп 14
4.2 Процесс развития социальных групп в организации 15
4.3 Стадии развития группы в организации 16
5 ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 19
5.1 Основные характеристики группы 19
5.2 Ситуационные характеристики группы 22
5.2.1 Групповая сплоченность и выполнение заданий 23
5.2.2 Дух кооперации как характеристика деятельности групп в организации 25
5.2.3 Культурные основы группового поведения 26
5.4 Социальные роли в группах 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Сильная
и сплоченная группа может формировать
негативные установки у членов группы,
устанавливать отношения
Важной
характеристикой эффективной
Эффективное
управление в организации достигается,
если руководство организацией учитывает
влияние психологических и
1. Гомогенизированная групповая культура характеризуется одинаковыми групповыми статусами. Это означает, что в группе отсутствует признанный групповой лидер и единый групповой центр. Для нее характерна разобщенность членов группы, т.е. все члены группы действуют разрозненно, автономно. Автономное поведение выражается в эгоизме, когда члены коллектива не считаются с мнением других, не реагируют на групповое давление. Следствиями функционирования норм и ценностей гомогенизированной культуры следует считать слабое влияние руководства группы на поведение ее членов, а также незначительную заинтересованность и слабое участие членов коллектива в решении групповых задач.
2. Институционализированная групповая культура характеризуется тем, что каждый член группы имеет четко обозначенные роль и статус, знает направления изменения своего статуса и ролевых требований. Лидерство в такой группе полностью определяется структурой организации и официальным статусом, а ее деятельность максимально регламентирована, т.е. практически исключается самоуправление в группе и деятельность членов группы контролируется посредством официальных норм. При этом участие членов группы в принятии управленческих решений минимально, а все групповые действия являются организованными, плановыми и официальными.
3. Автократичная групповая культура характеризуется обязательным наличием жесткого формального или неформального лидера. Автократичный лидер выглядит всемогущим: только он контролирует поведение членов группы; вознаграждает или наказывает инициативу работника в соответствии со своими целями и интересами. Члены группы согласуют с лидером практически каждое свое ответственное действие. Участие рядовых членов группы в принятии управленческих решений не приветствуется, все замыкается на лидере.
4. Целенаправленная групповая культура характеризуется тем, что все члены группы принимают и усваивают свои ролевые требования, основанные на потребностях группы и лидера. В рамках этой культуры лидер представляется как наиболее авторитетный член группы, эксперт или референтная личность. Основа подчинения лидеру — признание его личностных качеств, наличия особых знаний, навыков и способностей. При этом большое значение имеет ориентация на общие цели, и инициатива членов группы поощряется в тех случаях, когда служит общей пользе. В ходе исполнения ролей члены группы проявляют высокую степень самостоятельности и принимают активное участие в принятии групповых решений. [2]
Организация
может реализовать поставленные
цели только при условии взаимосвязанных
согласованных действий отдельных
ее членов. Это достигается, в частности,
через систему групповых ролей.
Концепция ролевого поведения очень
важна для понимания процессов
функционирования групп, культурных и
социальных изменений, поведения членов
социальных групп в организации.
Именно ролевая дифференциация является
основой взаимосвязи между
Под социальной ролью будем понимать совокупность ожиданий, предъявляемых к члену группы в соответствии с занимаемой им позицией или групповым статусом. В ходе совместной деятельности каждый член группы должен выполнять определенные действия, которые ожидают от него (на данной позиции) остальные члены группы, и в то же время вправе ожидать от остальных выполнения ролевых требований. При этом групповые роли должны быть функциональны — выполняя групповую роль, каждый член группы должен вносить определенный социальной позицией или статусом вклад в общую деятельность.
Формальные
взаимодействия в организации (линейные
и функциональные, горизонтальные и
вертикальные и т.д.) могут рассматриваться
как формы ролевых
Роль, выполняемая индивидом в одной группе, может быть совершенно отличной от роли, выполняемой им в другой группе, и в каждой группе по отношению к роли предъявляются свои требования.
Личностная ролевая система. Кроме ролевых взаимосвязей с членами собственной группы — коллегами, руководителями, подчиненными — работник вне собственной группы связан большим количеством ролевых взаимодействий с другими группами в организации, заказчиками, поставщиками и многими иными представителями внешнего окружения. Эти взаимосвязи составляют личностную ролевую систему. Ее составляющими являются не только прямые взаимосвязи, но и косвенные, предполагаемые связи, которые оказывают весьма сильное воздействие на выполнение ролевых требований. На рис. 7 представлены факторы, которые могут оказывать воздействие на выполнение индивидом своих групповых ролей.
Рисунок 7 - Факторы, оказывающие влияние на выполнение индивидом групповой роли в организации
Эти факторы разделяются на следующие группы по степени своей значимости для ролевого выполнения:
Объективная потребность личности в причастности к группе, общении может быть реализована лишь при групповом взаимодействии. Группа состоит из работников, поведение и результативность которых зависят от действий других. При правильной организации работы в группе проявляется эффект синергии, т. е. возможности группы многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных участников. Существует несколько теорий формирования групп. Выделяют различные подходы к классификации групп. Характеристики группы включают ряд элементов: структуру, иерархический статус, роли, нормы, лидерство, сплоченность, конфликтность, размер, задачи и др. В своем развитии группы проходят несколько стадий: формирование, бурление, нормирование, выполнение работ, расформирование. Зная, на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на групповое поведение. Менеджер способен влиять на изменение установок и мотивации участников группового процесса для повышения результативности деятельности группы. Особое внимание следует уделить факторам, влияющим на функционирование формальных и неформальных групп, на особенности формирования различных видов групп, их влияние на поведение индивидов, статус члена группы и др.
Критериями
эффективности групповой