Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:36, контрольная работа
Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 4
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
2.1 Поведение членов социальных групп 5
2.2 Цели групп 6
2.3 Особенности групповой деятельности 7
3 ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 10
3.1 Причины разделения групп 10
3.2 Формальные группы 10
3.3 Неформальные группы 11
4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ 14
4.1 Причины формирования групп 14
4.2 Процесс развития социальных групп в организации 15
4.3 Стадии развития группы в организации 16
5 ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 19
5.1 Основные характеристики группы 19
5.2 Ситуационные характеристики группы 22
5.2.1 Групповая сплоченность и выполнение заданий 23
5.2.2 Дух кооперации как характеристика деятельности групп в организации 25
5.2.3 Культурные основы группового поведения 26
5.4 Социальные роли в группах 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
3. Группа принимает более рискованные решения, чем отдельные, члены группы. Вероятно, развивается определенный тип «группового мышления», при котором группа ощущает себя неуязвимой.
Ингруппы и аутгруппы. Процессы образования групп в организации, эффективность их деятельности, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, возможности достижения целей организации и ее подразделений во многом зависят от идентификации индивидов по отношению к группам. При этом каждый работник организации выделяет некоторые группы, к которым он, по его убеждению, принадлежит, и определяет их как «мои»: «мои товарищи», «моя компания», «мой отдел», «моя профессиональная группа» и, наконец, «моя организация». Такие группы называют ингруппами, т.е. группами, к которым работник чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Группы, к которым не принадлежит работник (другие отделы, лаборатории, компании, организации, профессиональные группы), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения — «не мы», «другие».
Виды
поведения членов организации в
группах. Чтобы успешно выполнить
необходимые для организации
рабочие задания, работники должны
кооперироваться и
Группы
в организации создают и
Примерами таких неформальных норм поведения могут быть, в частности, следующие:
Каждая
социальная группа в организации
разрабатывает собственную
Формирование и функционирование групп в организациях, а также поведение их членов имеет большое значение для управления организацией, так как они создают (или не создают) внутреннюю поддержку рабочих организационных норм. Американский социолог Р. Лайкерт, например, развивает концепцию организации, основанную на влиянии рабочих групп на ее деятельность. В его теоретических построениях прослеживается связь между процессами в группах и действием власти, технологией, культурой, официальной структурой и другими компонентами организации. По мнению Лайкерта, «групповые действия важны не только для изучения влияния поведения индивидов в повседневной деятельности, производительности труда в организации, трудовой дисциплины, но и для изучения поведения организации в целом». Согласно его концепции, члены организации и ее подразделений (отделов, цехов, лабораторий и др.) выполняют свои функции значительно более эффективно, если они участвуют в деятельности сразу нескольких групп, соединяя свои усилия. Одновременное членство работников в различных группах организации осуществляется с помощью «связующей иглы», или связующего звена, — члена организации, который может одновременно входить в разные группы. Чаще всего в этой роли выступает руководитель группы, являясь связующим звеном между своей группой и более высоким уровнем управления. На рис. 1 представлена схема вертикального одновременного членства руководителей различных уровней в организации.
Рисунок 1 - Одновременное членство и связующие звенья в структуре организации
Структуры
с вертикальным одновременным членством
позволяют развивать процессы коммуникации,
координации деятельности групп, подготовки
и принятия совместных решений. Особенно
часто структуры такого рода используются
при партисипативном стиле
Кроме
того, между группами, находящимися
на одном управленческом уровне, например
между линейными и
Структуры
с одновременным членством
Группы формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, процесс интеграции членов организации в группы может происходить в подразделениях в ходе совместной деятельности в соответствии с технологическими цепочками, т.е. появление групп может быть реакцией на внедренный технологический процесс, предполагающий постоянные пространственные контакты определенных членов организации, их взаимозависимость и совместное достижение общих целей.
Рисунок 2 - Схема формирования горизонтального связующего звена в двух группах
Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.
Группы
могут формироваться в
Формальные группы - это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. [3]
Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует создания определенной структурной единицы (в отдельных случаях нескольких структурных единиц), действующей достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации.
При
создании формальных групп члены
организации объединяются искусственно
в соответствии с порученными
им официальными ролевыми предписаниями
и заранее спланированной структурой
организации. Наиболее существенными
чертами формальной группы являются
наличие поставленной высшим руководством
организации перед группой
Формальные группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры — в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной структуры. [2]
Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существований такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует несколько неформальных организаций. [4]
Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей.
Членство в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем перевода работника в другую, пространственно удаленную часть организации или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых случаях неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора или даже организации в целом). Положение неформальной группы в организации показано на рис. 3.
Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который имеет неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции.
Рисунок 3 - Примеры формирования неформальных групп в формальных структурах
Неформальные
группы весьма значимы для успешной
деятельности организации, поэтому
даже предпринимаются попытки