Характеристики социальных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 4

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 5

2.1 Поведение членов социальных групп 5

2.2 Цели групп 6

2.3 Особенности групповой деятельности 7

3 ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 10

3.1 Причины разделения групп 10

3.2 Формальные группы 10

3.3 Неформальные группы 11

4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ 14

4.1 Причины формирования групп 14

4.2 Процесс развития социальных групп в организации 15

4.3 Стадии развития группы в организации 16

5 ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 19

5.1 Основные характеристики группы 19

5.2 Ситуационные характеристики группы 22

5.2.1 Групповая сплоченность и выполнение заданий 23

5.2.2 Дух кооперации как характеристика деятельности групп в организации 25

5.2.3 Культурные основы группового поведения 26

5.4 Социальные роли в группах 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

КР СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

     Статус  – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а  также положение в группе, которое  отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

     Роли. Каждый член группы выполняет в ней  различные роли. Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.

     Роли  могут быть:

  • предполагаемыми (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
  • воспринимаемыми – модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
  • предписанными – фактическая модель поведения члена группы.

     Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением  обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми  ее членами. Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей. Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

     Так, американский исследователь Мередит  Белбин выделяет следующие возможные  роли членов группы: координатор, организатор, генератор идей, искатель (разведчик  ресурсов), математик (оценщик идей, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.

     Эффективность работы группы зависит от ее состава  и от баланса ролей.

     М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания.

     Исследования  показали, что особенно высоких показателей  добились группы, в которых были:

  • способный руководитель;
  • сильный генератор идей;
  • интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
  • математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

     Анализ  подходов к пониманию ролевых  функций в группе позволяет сделать  ряд выводов.

     1. Для эффективной групповой деятельности  нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные  решения и четкое исполнение  принятых решений, но и эмоциональная  поддержка, добрые отношения,  юмор и хорошая морально-психологическая  атмосфера в коллективе.

     2. Чем более полная и разнообразная  ролевая структура группы, тем  динамичнее процесс формирования  и эффективнее деятельность этой  группы.

     3. Состав группы должен отражать  специфику задания. Полный набор  ролей особенно важен в условиях  быстрого изменения содержания  работы.

     Нормы – общепринятые стандарты, правила  индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

     Групповые нормы выполняют функцию регулирования  совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы  в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем  большинство групповых норм носит  неформальный характер.

     Групповые нормы оказывают сильное влияние  на поведение ее членов. Это обусловлено  тем, что, соблюдая нормы, человек может  рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они  также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

     Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут  быть положительными и поощрять поведение  людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные  нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации (табл. 1).

     Группы  могут иметь разнообразные нормы.

     1. Нормы деятельности: отношение к  работе в позднее время, ксверхурочной  работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам  в работе, нарушению исполнительской  дисциплины и т. п.

     2. Нормы, регламентирующие форму  одежды.

     3. Нормы, регламентирующие распределение  ресурсов внутри группы.

Таблица 1 - Примеры позитивных и негативных норм в организациях

     Лидерство – способность оказывать влияние  на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

     В формальной группе формальным лидером  выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку  лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический  климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам  работы.

     В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает  в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

     Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.

     Групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в  группе, обмен информацией, социальную поддержку.

     Конфликтность – различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым  спорам и даже к конфликту. [5]

 
5.2 Ситуационные характеристики  группы

     Размер  группы. Исследования показывают, что  наиболее эффективны группы, состоящие  из 5-7 человек. С увеличением размера  группы усложняется общение между  ее членами, труднее достигается  согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они  испытывают затруднения, робость в  высказывании собственного мнения перед  другими. В группах из 2-3 человек  возникает напряженность между  ее членами, они обеспокоены слишком  очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

     Пространственное  расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению  друг к другу: сидят лицом или  спиной друг к другу. Важны три  характеристики пространственного  расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между  человеком и группой:

  • наличие постоянного места или территории;
  • личное пространство, в котором находится только данный человек;
  • взаимное расположение рабочих мест.

     Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию  группового процесса. Особенно важно  определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения  задачи в зависимости от ее сложности.

     Система вознаграждений  должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное  и побуждать к выполнению общих  задач. [5]

5.2.1 Групповая сплоченность и выполнение заданий

     Социальное  взаимодействие — естественная черта  человеческого поведения, но создание существенных, значимых гармоничных  взаимосвязей как условие эффективной  групповой деятельности представляет собой нелегкую задачу. Многие руководители организаций справедливо полагают, что кооперация в группах зависит  от результатов, ожидаемых от их деятельности. Иными словами, деятельность групп  во многом зависит от того, принимаются (или нет) группой цели организации. Даже сплоченные и сильные группы не смогут достичь эффективной деятельности, если цели организации расходятся с  целями группы.

     Еще один важный фактор эффективной групповой  деятельности — степень взаимосвязанности  членов группы между собой. Сплоченность социальных групп является основным условием высокой интеграции между членами групп, формирования отношений взаимопомощи, следствием чего становится удовлетворение своим трудом, высокая дисциплина, осуществление внутригруппового контроля и повышение производительности, которая в наибольшей степени зависит от стандартов труда, принятых в качестве устойчивой социальной нормы.

     Очевидно, что кооперация между членами  группы, взаимопомощь при достижении целей тем значительнее, чем сплоченнее группа.

     У членов сплоченной группы весьма развиты  чувство ингруппы, ингрупповой фаворитизм (поддержка своей группы в любых, даже самых сложных ситуациях). Члены  сплоченной группы эффективно работают просто в силу самого членства в  данной группе (принадлежность к ней  расценивается как вознаграждение). Они рассматривают себя как неотъемлемую часть коллектива организации, что  положительно сказывается на работе организации.

     Факторы, влияющие на сплоченность группы в организации. Чтобы добиться повышения эффективности деятельности групп в организации, ее руководители должны учитывать многие факторы. Например, чтобы исключить чувство фрустрации у членов социальных групп, им следует учитывать потребности отдельных индивидов, обеспечивать поддержание высокого уровня идентификации в группе и групповую сплоченность. На уровень групповой сплоченности достаточно большое влияние оказывает большое количество факторов. Наиболее значимые из них показаны на рис. 6.

    

Рисунок 6 - Факторы, оказывающие влияние на сплоченность социальных групп в организации

     Среди так называемых внутренних факторов на сплоченность группы более всего  влияют те факторы, которые связаны  с членством в группе, т.е. с  условиями включения индивида в  группу: численность группы (как  правило, у малых групп больше возможностей для создания сплоченного  коллектива), постоянство состава  группы, психологическая совместимость, но самое главное — идентификация  каждого члена группы с группой, сильно развитое чувство ингруппы.

     Помимо  внутренних факторов выделяют внешние  факторы, влияющие на уровень сплоченности, из которых самым значимым следует  считать рабочее окружение группы, т.е. вид и сложность целей-заданий, которые представляются в форме  решаемых задач, физическое окружение  группы (условия труда, место работы, пространственная дифференциация членов группы и др.), систему коммуникаций в группе, технологии.

     Дезинтеграция сплоченных групп  в организации. Руководитель, добиваясь повышения эффективности деятельности группы, должен, используя внутренние и внешние факторы влияния, создавать и поддерживать функционирование групп с высокой степенью внутреннего контроля и сплоченности. В то же время сильные и сплоченные группы могут представлять опасность для организации, если их цели не совпадают с целями организации. Так, в организации может сложиться творческая, но крайне честолюбивая коалиция из руководителей среднего звена управления, которая будет стремиться к достижению своих групповых целей, что противоречит основным целям организации.

     Когда в организации появляется развитая и сплоченная группа, перед руководством встает ряд серьезных проблем, решение  которых связано с изменением установок и других видов группового поведения. При этом весьма важно, чтобы  руководитель в организации еще  в период формирования групповых  норм поведения, установления властных отношений, а также системы группового контроля мог участвовать в формировании основных характеристик группы.

     Межгрупповые  конфликты могут возникать на структурном уровне, если:

  • одна из групп пытается достичь более высокого статуса в организации;
  • одна из групп пытается достичь максимальной функциональной значимости или максимальной функциональной автономии в ущерб другим группам в организации;
  • одна из групп расценивает другие группы в организации как более низкие и менее значимые и на основе такого суждения требует большего вознаграждения для своих членов.

Информация о работе Характеристики социальных групп