Формирование и укрепление правового государства – важнейшее условие становления и развития социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследования влияния правового государства на становление и развитие социального партнёрства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение правовому государству и социальному партнёрству;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правового государства…………………………………4
2. Связь правового государства с социальным государством и гражданским обществом…………………………………………………………………………..7
3. Влияние правового государства на становление и развитие социального партнёрства…………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

Если основополагающая доминанта  гражданского общества — отдельно взятая личность, то его несущими конструкциями являются все те институты, организации, группы, которые призваны содействовать реализации потенций, интересов, целей и устремлений каждого конкретного человека.

Социальное государство — это  государство, стремящееся к обеспечению  каждому гражданину достойных условий  существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Формирование правового и социального  государства — длительный исторический процесс, успешное развитие которого возможно только при наличии характерных  и объективных предпосылок, традиционно  характерных для любого правового  государства:

- мощного экономического базиса;

- высоких стандартов жизни и  доминирования «среднего» класса  в социальной структуре общества;

стойких демократических, правовых, политических, культурных традиций;

- высокого уровня правовой культуры;

- наличия институтов гражданского  общества.

Помимо указанных общепринятых требований для современной России необходимо наличие дополнительных, специфических предпосылок:

- разрешения национального вопроса,  без чего государство может  оказаться погруженным в пучину  вооруженных межэтнических конфликтов;

- деидеологизации общества и  государства;

- преодоления правового нигилизма.

 

3 Влияние правового государства  на становление и развитие  социального партнёрства

 

Важнейшими целями социального  партнерства являются согласование и защита интересов различных  социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального  правового государства, открытого  демократического гражданского общества.

Политика социального партнерства  не ограничивается сферой экономических  или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных  социальных групп, слоев, органов государственного управления и местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, политических решений. В разработке и принятии их участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего как организаторы переговорного или согласительного процесса.

Конструктивные цивилизованные отношения  социального партнерства предполагают максимальный учет интересов различных  социальных групп, слоев, согласование их и возможно более полную реализацию. Иначе они не будут эффективно содействовать формированию устойчивого  социально-экономического развития и  политической стабильности, установлению согласия в обществе. Социальное партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, гражданского мира в обществе; на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами, слоями; на политическую консолидацию органов власти всех уровней и органов местного самоуправления5.

Политика социального партнерства  способствует развитию и углублению демократии, утверждению цивилизованных форм согласования многообразных интересов  различных социальных групп, слоев  и классов, формированию открытого  демократического гражданского общества.

Роль государства в функционировании механизма социального партнерства  определяется общим характером взаимоотношений  государства и гражданского общества в демократически организованном социуме. Государство как политическая организация  публичной власти выполняет по отношению  к гражданскому обществу две функции:

- осуществляет управление гражданским обществом, в том числе правовое регулирование общественных отношений;

- сотрудничает с институтами гражданского общества в рамках социального партнерства.

В процессе реализации первой функции  государство:

- определяет правовое положение  постоянно действующих трехсторонних  органов; 

- устанавливает принципы и правила  ведения коллективных переговоров; 

- определяет легитимных представителей  сторон и их правовой статус;

- закрепляет принципы и (в  определенной степени) пределы  коллективно - договорного регулирования; 

- регламентирует порядок разрешения  коллективных трудовых споров.

Правовое обеспечение коллективно - договорного регулирования создается  на основе требований Конвенции МОТ  № 154 о коллективных переговорах (1981)6, предусматривающей необходимость принятия мер для содействия коллективным переговорам, в частности, создание регулирующих коллективные переговоры правил, органов и процедур разрешения разногласий, возникших в процессе переговоров.

Государственное регулирование коллективно - договорного процесса (включая  разрешение коллективных трудовых споров) имеет целью:

а) упорядочить отношения социальных партнеров;

б) стимулировать развитие коллективно - договорного регулирования;

в) способствовать достижению фактического равенства партнеров путем установления специальных гарантий для представителей работников.

К государственным мерам, направленным на поддержку коллективных переговоров, относятся также законодательное  закрепление минимума трудовых прав работников и участие государственных  органов в разрешении коллективных трудовых споров. Государственный уровень  гарантий выступает базовым для проведения переговоров, служит своего рода точкой отсчета. Существование установленных государством гарантий для работников рассматривается как стимул для их повышения в коллективно - договорных актах

Выполнение второй функции государства - сотрудничество с институтами гражданского общества - происходит путем участия  соответствующих государственных  органов в работе трехсторонних  органов и заключении соглашений.

В общественных отношениях социальное партнёрство призвано оперативно разрешать возникающие противоречия между интересами разных социальных групп населения путём принятия необходимых законов, проведения реформ, развития демократических процедур и институтов, структур гражданского общества.

Опыт развитых стран свидетельствует, что именно социальное партнерство  представляет собой важнейший институт, обеспечивающий предотвращение или  мирное разрешение социальных конфликтов, служащий гарантией социального  согласия и прогресса. Социальное партнерство - единственно разумная альтернатива, с одной стороны, социальному  соглашательству, ведущему к ущемлению  насущных интересов и прав работников, а с другой стороны - социальным потрясениям, неминуемо приводящим к насилию  и кровопролитию.

Сегодня многие признают, что именно состояние социального партнерства  является одним из критериев реальности демократизма в обществе. Как деятельность социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного  сотрудничества реальное участие наемных  работников, работодателей и государства  в формировании и реализации социальной и экономической политики, основанной на оптимальном балансе интересов  сторон. Демократизм социально-партнерских  отношений находит проявление также  в развитии и совершенствовании  экономической демократии, участии  трудящихся в управлении производством, распределении его результатов7.

Направленность социального партнерства  на социальный мир и согласие, сбалансированность в реализации интересов наемных  работников и работодателей способствует социально-экономической и политической стабильности общества, устойчивости его политической системы.

Только правовое государство может создать у населения мотивацию к активной трудовой деятельности, способствовать росту производительности труда и экономики в целом, что позволяет гражданам свободно реализовывать свои способности.

Важнейшим инструментарием социального государства и социальной политики является социальное партнерство.

Во-первых, социальное партнерство  как особый тип общественных, в  частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических  интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному  государству, важнейший принцип  и ключевую задачу его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство  как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических  отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной  властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базу общественного механизма  регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство  выражает важнейшую, характерную черту  идеологии, соответствующей целям  и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.

В-четвертых, социальное партнерство - во всех формах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, участии работников в управлении организацией, представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др.) - выступает фактором совершенствования  социального государства, повышения  уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем  социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального  государства, общества в целом.

В то же время социальное государство  является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений8.

С теоретической и логической точек  зрения в социальном государстве, кроме  него самого, есть и две другие стороны  социального партнерства, то есть работодатели и бизнес, которые также должны быть социальными или, как принято  сейчас говорить, социально ответственными. Это означает в отношении бизнеса  его заинтересованность не только в  финансово-экономическом, но и в  социальном развитии своих предприятий - материальном благополучии персонала, защите и охране труда, повышении  образовательного уровня работников и  т.д. Это означает заинтересованность и ответственность бизнеса в  решении социальных проблем, росте  уровня и качества жизни наемных  работников.

 

Заключение

Информация о работе Формирование и укрепление правового государства – важнейшее условие становления и развития социального партнерства