Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение условий становления и развития правовой системы Византии.
Задачами данной курсовой работы являются:
Определение понятия правовой системы, а также ее структуры;
Изучение особенностей становления правовой системы Византии;
Становление и развитие правовой системы Византии
РЕФЕРАТ
Объектом в этой курсовой работе выступает общественное отношение сложившееся в ходе функционирования правовой системы Византии.
Предметом исследования в данной работе является византийское право, монографии, учебная литература, издания периодической печати, нормативные правовые акты.
Целью данной работы является изучение условий становления и развития правовой системы Византии.
При исследовании данного вопроса были использованы такие методы как сравнительно-правовой. Формально-логический, метод анализа, а также общенаучные методы анализа и синтеза и другие.
Актуальностью данной работы является то, что в Республике Беларусь как и в других государствах происходят развитие правовой системы в следствие этого следует ознакомиться с различными правовыми системами и их особенностями для более респектабельных целей, примером чего является византийская правовая система.
Практической значимостью данной курсовой работы является то, что материалы данной работы заключается в её научном применении. А также то, что материалы данной курсовой работы могут быть использованы в образовательных целях.
Социальная значимость является то, что основным способом организации общества является правовая система, так как в правовой системе содержатся нормы и принципы которые являются правовым ориентиром в жизнедеятельности общества, таким образом, из Византийской правовой системой можно вынести положительные стороны для улучшения организации нынешней правовой системы Республики Беларусь.
Новизна данной работы состоит в том, что автор определил особенности в составе правовой системы, а также системно проанализировал эволюцию становления правовой системы в Византии.
ВВЕДЕНИЕ
На ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права и которая включала в себя ряд субъективных причин таких как: влияние христианства, воздействие обычного права, но главным фактором повлиявшим к становлению византийской правовой системы является развитие феодалистических отношений в обществе, отличавшемся большим социальным и этническим составам. Следует подчеркнуть влияние местных условий и разнообразие правовых обычаев, римских правовых институтов постепенно подвергавшихся эволюции. Если говоря об основных принципах римского права, а также правовой культуре, то данное отношение не подверглись коренным изменениям. .
Объектом в этой курсовой работе выступает общественное отношение сложившееся в ходе функционирования правовой системы Византии.
Предметом исследования в данной работе является византийское право, монографии, учебная литература, издания периодической печати, нормативные правовые акты.
Целью данной работы является изучение условий становления и развития правовой системы Византии.
Задачами данной курсовой работы являются:
Поставленные задачи обуславливают структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, раскрывающих сущность изучаемого материала и заключения, в котором даются выводы, сделанные в ходе данной работы.
Новизна данной работы состоит в том, что автор определил особенности в составе правовой системы, а также системно проанализировал эволюцию становления правовой системы в Византии.
Актуальностью данной работы является, то что в Республике Беларусь как и в других государствах происходит развитие правовой системы вследствие этого следует ознакомиться с различными правовыми системами и их аспектами, одним из примеров чего является византийская правовая система.
В результате проведённых исследований были выявлены особенности функционирования и состава правовой системы Византии.
При исследовании данного вопроса были использованы такие методы как сравнительно-правовой, формально-логический, метод анализа, а также общенаучные методы анализа и синтеза и другие.
При написании курсовой работы были использованы
труды таких ученых как А. П. Каждан, Е.
Э. Липшиц, Г. Е. Лебедева и другие.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В ВИЗАНТИИ IV—VI ВВ
1.1 Понятие правовой системы ее структура
Правовая система — это совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства, а также включает в себя правовую культуру, правовую науку, правовую идеологию и др. Различают пять уровней правовой системы:
Субъектно-сущностный
уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть
значение субъектов права в качестве системообразующих
материальных факторов правовой системы.
Именно человек (гражданин, иностранный
гражданин, лицо без гражданства) и его
объединения (общественные организации
и движения, акционерные общества, другие
коммерческие и некоммерческие организации
и государство в целом), обладающие правами
и несущие юридические обязанности, выступают
реальными элементами правовой системы
[9, с. 45-50]. На интеллектуально-
Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.
Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы [6, с. 48-53]. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное, значение для формирования и функционирования политической системы и гражданского общества. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».
Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений [8, с. 40].
Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права.
Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.
1.2 Особенности становления правовой системы Византии IV— VI вв
Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности. Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали [1, с. 226]. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада. Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом.
В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др. Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям обществу, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) классические тексты римских юристов. Таким образом, подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана [4, с. 311]. Эта кодификация вплоть до ХТ в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.
На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т. д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса [2, с. 225]. Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения. Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как «божественная связь». Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права использует традиционное понятие «правосудие», но толкует последнее как «справедливость», причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права, но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права [12, с. 540].
В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное — она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI—VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз, индексов , схолий. Широкую известность получили Парафразы Институции Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т. п.
Информация о работе Становление и развитие правовой системы Византии