Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:59, реферат
После революции 1917 г. ситуация радикально изменилась и на протяжении длительного времени эта область знания в СССР развивалась в русле психологической традиции, что делает понятным тот акцент, который присутствует в изложении истории социальной психологии в нашей стране: тщательная проработка вопросов о ее границах с общей психологией, об адаптации общеметодологических принципов не столько социологического, сколько психологического знания.
Становление и развитие социальной психологии в России.
1. Зарождение социальной психологии как науки в России.
После
революции 1917 г. ситуация радикально изменилась
и на протяжении длительного времени
эта область знания в СССР развивалась
в русле психологической
Вместе
с тем проблематика, позже вошедшая
в предмет социальной психологии
как таковой, на ранних этапах разрабатывалась
преимущественно в
Термин "коллективная (социальная) психология" был предложен в "Социологии" М.М.Ковалевского (1910), представляющей собой курс лекций, прочитанных в Петербурге в Психоневрологическом институте. Выясняя взаимоотношения социологии с другими науками, автор уделяет специальное внимание ее отношению к психологии. Ковалевский называет и "методы" этой дисциплины: анализ народных сказок, былин, пословиц, поговорок, юридических формул, писаных и неписаных законов.
В рамках социологической традиции социальная психология и ее отдельные проблемы обсуждались в трудах правоведа Л.И.Петражицкого - основателя психологической школы права, с точки зрения которой "истинными мотивами, двигателями человеческого поведения" являются эмоции, а социально-исторические образования есть лишь их проекции - "эмоциональные фантазмы" (Петражицкий, 1908).
В работе А.Копельмана уже в 1908 г. была поставлена проблема границ коллективной психологии (Кузьмин, 1967). По мнению ученого, это психология народного духа, проявляющегося в деятельности и переживаниях групп людей и коллективов.
Нельзя
полностью отрицать наличие связи
нарождающейся социальной психологии
с общественно-политическими
В
целом же социально-психологические
идеи в дореволюционной России развивались
преимущественно не в недрах психологии
как таковой, а в рамках более
широкого спектра общественных дисциплин.
Здесь следует искать корни той
трансформации в истории
2. Первая дискуссия вокруг социальной психологии как начальный этап её развития.
В
ходе дискуссии 20-х гг. резко обозначилась
тенденция к разработке новой
материалистической науки, основанной
на марксистской философии. Эти поиски
не воспринимались однозначно представителями
общественности. Особое место в дискуссии
занял Г.И.Челпанов. Не возражая против
"соединения" марксизма с психологией,
он акцентировал необходимость разделения
психологии на две части: эмпирическую,
выступающую в качестве естественнонаучной
дисциплины, и социальную, базирующуюся
на социокультурной традиции (Дрошевский,
1985). Основания для такого разделения
действительно существовали, и Челпанов,
опираясь на труды Русского Географического
общества, видел их, в частности,
в том, что в России уже давно
сложились предпосылки для
Поскольку такая точка зрения формально выражала признание права социальной психологии на самостоятельное существование, но ценой отлучения от марксистской философии другой части психологии, она встретила сопротивление психологов, выступающих за полную перестройку всей системы психологического знания. Возражения Челпанову приняли различные формы. Наиболее существенными можно считать следующие позиции: В.А.Артемов (1927) - коль скоро вся психология будет опираться на философию марксизма, на идею социальной детерминации психики, она в целом становится "социальной"; К.Н.Корнилов (1929) - сохранение единства психологии мыслится в рамках реактологии путем распространения на поведение человека в коллективе принципа коллективных реакций, что отрицает необходимость "особой социальной психологии"; П.П.Блонский (1926) - социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики, что также не требует "отдельной" научной дисциплины.
Особое
место в дискуссии принадлежало
В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею "коллективной
рефлексологии", в предмет которой
включаются: поведение коллективов,
поведение личности в коллективе,
условия возникновения
Дискуссия
развивалась преимущественно в
недрах психологии, но участие в
ней приняли и представители
других общественных дисциплин. Из них,
прежде всего, следует назвать М.А.Рейснера,
занимавшегося вопросами
В
целом же итоги дискуссии оказались
для социальной психологии достаточно
драматичными. Несмотря на субъективное
желание ее участников построить
марксистскую социальную психологию,
эта задача в 20-е гг. выполнена
не была, что в значительной мере
обусловлено отсутствием
В
результате лишь первая трактовка предмета
социальной психологии получила права
гражданства. Поскольку в этом понимании
никакого самостоятельного статуса
для социальной психологии не предполагалось,
попытки построения ее как особой
дисциплины прекратились на довольно
длительный срок.
3. Соотношение уровня развития социальной психологии за рубежом и в России.
Говоря
о дискуссии 20-х гг., следует иметь
в виду и общий фон развития
социальной психологии в мире. После
первой мировой войны эта наука
на Западе (прежде всего в США) пережила
период бурного расцвета и приобрела
вид развитой экспериментальной
дисциплины. Общая изоляция советской
науки от мировой тоже становилась
фактом жизни, тем более в отраслях,
связанных с идеологией и политикой.
Поэтому развитие социальной психологии
в мире в этот период было практически
закрыто для отечественных
Тот
факт, что социальная психология на
Западе продолжала развиваться в
немарксистской традиции, привел некоторых
ученых к отождествлению ее с "буржуазной"
наукой, а само понятие "социальная
психология" стало интерпретироваться
как синоним реакционной
Особое
место здесь занимают работы Л.С.Выготского,
чья роль в подготовке самостоятельного
существования социальной психологии
хорошо известна. Начав с идеи об
историческом происхождении высших
психических функций, Выготский
развил далее мысль о культурно-
В
рамках психологии были и другие, довольно
неожиданные, "приближения" к социально-психологической
проблематике. Это, прежде всего, разработка
проблем психотехники (И.Н.Шпильрейн,
С.Г.Геллерштейн, И.Н.Розанов). Судьба самой
психотехники складывалась не просто,
в частности, из-за ее "связей"
с педологией, но в период относительно
благополучного существования психотехнические
исследования в определенном смысле
смыкались с социально-
Все
это позволяет говорить о том,
что абсолютного "перерыва" в
развитии социальной психологии в СССР,
даже и в годы ее запрета, не было.
Что касается сопутствующей всем
этим начинаниям идеологической критики,
то она, увы, была достаточно типичной
и для других отраслей знания. Предание
социальной психологии анафеме (как "буржуазной
науки"), к счастью, не разрушило научный
потенциал, понемногу накапливавшийся
в отдельных смежных областях.
4. Второй этап развития социальной психологии в России.
В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии и вообще о ее судьбе в советском обществе. Этому способствовало два обстоятельства.
1.
Все расширяющиеся запросы
2.
Произошли изменения и в общей
духовной атмосфере общества. Некоторое
смягчение идеологического
Немаловажно и то, что установились контакты с зарубежной наукой, и это обусловило знакомство ученых с ситуацией в области мировой социальной психологии.
В
1962 г. в Ленинградском университете
открылась первая в стране лаборатория
социальной психологии, а в 1968 г. - кафедра
с таким же названием (в МГУ
такая кафедра была создана в
1972 г.). Обе кафедры возникли на факультетах
психологии по той простой причине,
что социологических
В
то же время были организованы многочисленные
социально-психологические
Поскольку
социальная психология "проходила"
по рубрике психологических
Гораздо важнее опосредованное "проникновение" марксизма в социальную психологию через философские основания общей психологии. Психологическая теория деятельности, созданная на основе учения Л.С.Выготского о культурно-исторической детерминации психики и разработанная в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, была принята большинством представителей психологической науки в СССР, хотя и в ее различных вариантах.
Принятие
деятельности как важнейшего методологического
принципа в значительной степени
обусловило весь "образ" советской
социальной психологии. Во-первых, был
сделан акцент на исследование не лабораторных,
а реальных групп, поскольку лишь
в них присутствовали "живые"
социальные связи и отношениям; во-вторых,
определилась логика построения предмета
социальной психологии, охватывающего
практически все традиционные области
этой дисциплины. Ее специфика проявляется
лишь в такой трактовке и
Информация о работе Становление и развитие социальной психологии в России