Становление и развитие социальной психологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:59, реферат

Краткое описание

После революции 1917 г. ситуация радикально изменилась и на протяжении длительного времени эта область знания в СССР развивалась в русле психологической традиции, что делает понятным тот акцент, который присутствует в изложении истории социальной психологии в нашей стране: тщательная проработка вопросов о ее границах с общей психологией, об адаптации общеметодологических принципов не столько социологического, сколько психологического знания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.94 Кб (Скачать)

     Таким образом, итогом второго этапа дискуссии  о социальной психологии стало полное признание ее права на существование  как особой "маргинальной" дисциплины, что уравняло ее статус у нас с  тем, который характерен для всего  мирового сообщества.

     Завершение  дискуссий означает новый этап развития социальной психологии в нашей стране, новый этап ее истории. Исследование этого этапа представляется особенно необходимым, ибо он приходится на период радикальных преобразований в России, что не может не высветить новых  граней в развитии всех дисциплин, так  или иначе связанных с анализом положения человека в обществе. 

Становление  современной социальной психологии за рубежом

     В широком смысле западные спецы определяют немного социальную психологию как  науку, изучающую взаимозависимость  поведения людей, практически определяемую фактом их отношений и весьма взаимодействий   Поведенческая взаимозависимость  значит, что образцовое поведение  индивидума изучается сразу и  как коренная причина , и как итог поведения остальных людей. При  этом остальные люди могут быть в  настоящем контакте с данным индивидумом, существовать в его воображении  либо на удивление просто предполагаться определенной ситуацией.

     В достаточно историческом плане громкий  процесс развития хоть зачем научной  дисциплины, и достаточно социальной психологии в том числе, приблизительно один и этот же — совершенно зарождение социально  психических идей в  рамках философии и весьма постепенное  отпочкование их от системы порядком философского познания. В нашем случае через совершенно первоначальное отпочкование 2-ух остальных дисциплин — психологии и социологии, давших конкретно подлинная жизнь достаточно социальной психологии.

     Современная соц. психология появилась сначала XX века как сильная реакция на "асоциальную" природу обшей  психологии: как будто ей, достаточно социальной психологии, была вменена  задачка социализации психологии и  персонализации в исследовании общества.

     Годом ее рождения можно считать 1908г., когда  на самом деле были размещены 1-ые две  книжки по достаточно социальной психологии: «Введение в немного социальную психологию» британского психолога  У. Макдугалла и значительная работа южноамериканского социолога Э. Росса «Социальная психология». Но понятно, что достаточно исследовательский  энтузиазм к исследованию общественного  поведения людей появился и сформировался  во 2-ой половине XIX века и был ознаменован  возникновением работ по условно  именуемой «народной психологии», анализирующей методы отношения  личности и общества ( мировое признание  примата личности либо примата общества): 1) психология народов как одна из первых форм психической теории сложилась  посреди XIX века в Германии и связана  с именами М. Лацаруса, Г. Штейнталя  и В. Вундта; 2) психология масс, иная чудовищная форма первых социально  психических теории, родилась во Франции  во 2-ой половине XIX века и связана  с именами С. Сигеле и Г. Лебона.

     Начало  научной достаточно социальной психологии на Западе традиционно связывают  с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в двадцать  е преклонные годы XX века. Они определили высокие требования перевоплощения достаточно социальной психологии в  практически экспериментальную  дисциплину и перебежали к периодическому практически экспериментальному исследованию социально  психических явлений  в группах. В развитии психологии выделились три немного теоретические  школы — психоанализ, бихевиоризм  и гештальт  психология, на положения  и идеи которых стала опираться  соц. психология. В особенности симпатичными были идеи бихевиористического подхода, более весьма соответствовавшие  эталону построения строго весьма экспериментальной  дисциплины. Под влиянием весьма экспериментальной  методологии, которую соц. психология начала интенсивно применять в бурный период меж 2-мя глобальными воинами, начальная вполне интегративная  задачка «социализации» психологии в основном редуцировалась до исследования влияния достаточно управляемого общественного  окружения на личное образцовое поведение  в лабораторных критериях.

     Ценой, которую соц. психология заплатила  за свою практически экспериментальную  твердость, была утрата релевантности  собственных результатов. Освобождение от чар практически экспериментального подхода привело к кризису, когда на самом деле было предложено много других вариантов развития данной дисциплины. Основной большой эффект этого кажется кризиса — либерализация достаточно социальной психологии и полное освобождение ее от искусственности лабораторного опыта. В крайние преклонные годы много больше внимания уделяется исследованию общественного поведения в практически естественных критериях, также исследованию общественного и практически культурного контекста с внедрением способов наблюдения и вполне современных корреляционных методик.

     Как демонстрируют особенно современные  забугорные обзоры, соц. психология занимается исследованием широкого диапазона  заморочек. К числу более активно  весьма разрабатываемых в вполне современных исследованиях можно  отнести:

      * процессы  аттрибуции;

      * групповые  процессы;

      * оказание  помощи;

      * аттракция  и аффилиация;

      * злость;

      * преступления;

      * установки  и их исследование;

      * соц. глубокое  познание;

      * соц. большое  развитие личности (социализация);

      * кросскультурные  исследования.

     Традиционно соц. психология разделяется на три  либо четыре области исследования —  исследование личного общественного  поведения, исследование диадического общественного взаимодействия и  действий имения, исследование малых  групп и практически психологическое  исследование соц. заморочек.

     В исследовании личного общественного  поведения важны как когнитивные, так и мотивационные причины. Когнитивные причины изучались  в достаточно социальной психологии 2-мя разными способами: как исследование влияния разных социальных причин на процессы восприятия всех объектов и  как исследование конкретного восприятия человека весьма человеком (социальной перцепции), чему уделялось существенно  большее величайшее внимание.

     При восприятии и оценке остальных людей  мы традиционно склонны считать, что совсем наблюдаемое образцовое поведение является практически  результатом деяния наиболее либо наименее инвариантных практически латентных (скрытых) черт личности и / либо ситуации, которую мы считаем предпосылкой этого кажется поведения. Заключения о чувственных состояниях остальных  людей мы в целом делаем на базе достаточно трудноуловимых невербальных сигналов, проявляющихся в лицевых  мимических реакциях. Для того чтоб интерпретировать и разъяснять образцовое поведение как остальных людей, так и свое собственное, мы опираемся  основным образом на те модели поведения, которые смотрим либо заблаговременно  немного предполагаем.

     С исследованием достаточно социальной перцепции тесновато соединено  исследование установок. В целом  установки рассматриваются как  обретенные поведенческие диспозиции (готовности), имеющие оценочную  природу.

     Факторы, которые, как было показано, влияют на весьма первоначальную аттракцию  к другому человеку, включают редкое сходство , циклическое совершенно взаимное соц. совершенно присутствие  в ситуации, практически эмоциональное  громадное состояние , глубокая потребность  в привязанности, порядком физическую удивительная привлекательность другого  человека и схожесть установок. В  следующих исследованиях произошел  громадный сдвиг с исследования почти искусственных контактов  на исследование наиболее длительных отношений ( большая дружба, брачные  дела).

     Альтруизм и оказание помощи как иная чудовищная форма  социального поведения  является очередной из более практически  активных областей исследовании забугорной достаточно социальной психологии.

     Проблема  злости также несомненно явилась  той сферой исследований, в разработку которой значимый весомый вклад  внесли как био, так и социально  психические теории ранешние био  подходы, вполне предложенные Фрейдом  и Лоренцом, делающими упор на таком  парадоксе, как катарсис, проложили  путь к объяснениям парадокса  злости с позиций общественного  научения и подходов, базирующихся на гипотезе фрустрации — злости Долларда и Миллера. Современные представления  разглядывают злость в большей степени  как всякую другую форму общественного  поведения, которая детерминируется  мотивационными факторами и факторами, обретенными личностью в итоге  общественного научения (социализации).

     Много усилий было предпринято для разработки и формулирования общих теорий общественного  взаимодействия. Большая часть из этих теорий разглядывают соц. сильное  взаимодействие как форму общественного  обмена (Хоуменс и др .), в каком  участники стремятся максимизировать  свои порядком собственные «приобретения» («выгоды») и минимизировать «затраты». Это быть может правильным, подходящим норме в практически абсолютном смысле в ситуации переговоров, в практически относительном смысле в ситуации конкуренции и сотрудничества либо по отношению к обыкновенной справедливости, как это без сомнения дает теория эквивалентности — равенства (Адаме).

     Последующие исследования проявили, что и абсолютное меньшинство в группе может оказывать  мощное влияние на образцовое поведение  членов группы и групповое образцовое поведение в целом.

     В следующие преклонные годы энтузиазм  к исследованию малых групп снизился, а именно, из  за того, на самом  деле что почти все изучавшиеся  группы формировались из практически  незнакомых людей на лабораторной базе. Обобщение результатов исследования таковых групп на настоящие группы рискованно и небезопасно, как, к  примеру, проявили эффекты групповой  поляризации (Московичи). В лабораторных критериях было найдено, что группы стремятся принимать наиболее практически  экстремальные решения, чем совершенно отдельные индивиды; но оказалось, что  этот на самом деле  большой эффект чрезвычайно тяжело повторить  в  практически естественных группах.

     Интенсивно  изучается социально  психическая  проблематика в сфере юридических  претензий, экологии, весьма межнациональной  и кросс  весьма культурной динамики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
  2. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
  3. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Моcковского университета. Сер. 14. Психология. 1997, № 4. С. 6-17.
  4. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000.
  5. Социальная психология за рубежом: Сборник. М., 1974.
  6. Социальная психология. История, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979.

Информация о работе Становление и развитие социальной психологии в России